Статья ДОС "Школа как фактор социализации личности" (на заметку школьному психологу)

Разделы: Школьная психологическая служба


Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки [11]. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание".

Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. Понятие "социализация" стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов нашего века, в связи с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением “каталога” деятельностей [13], т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют их. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно– социальной жизни. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения.

Эстафету  социализации личности принимает школа. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа [5]. Школа представляет собой общество в миниатюре – именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать “козлов отпущения” и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах. Социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с трудностями. Школа по сути своей воспринимается как бездушное заведение с казенной обстановкой и авторитарной властью, чуждое для ребенка, который воспитывался дома. Когда в классе 25 и более учеников, учитель не может быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трёх-четырех ребят, играющих вместе. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Психологические механизмы социализации (по Фрейду): имитация, идентификация, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка. Чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. Для успешной социализации, (по Д. Смелзеру), необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. [3],[6]. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – "зрелость" (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности [4]. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Подводя итоги изложения темы, следует помнить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” – образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” – образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. В школьной практике психологам приходится работать с так называемыми детьми “группы риска”. Благодаря тесному взаимодействию с классными руководителями, соц. педагогом в нашей школе удалось снизить количество учащихся по данной категории – с 17% до 10%. Данные результаты были достигнуты благодаря четко спланированной системе работы педколлектива по этому направлению. Психологом школы были подготовлены и проведены серия семинаров-практикумов с педагогами по темам: “Преодоление отчуждения подростков в семье и школе”, “Что такое социализация? Роль учителя в этом процессе”. В настоящее время постоянными вопросами педконсилиума стали: социализация учащихся. На его заседаниях составляется программа психолого-педагогического сопровождения.

Социализация – непрерывный процесс…

Современная школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентированное воспитание. С прошлого учебного года я веду спец. курс “Мой выбор” для учащихся 5-6 классов. Программа курса составляет по 34 часа в каждом классе. Целью курса является создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного саморазвития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, как бы приводя в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогая детям понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”. Основу самосовершенствования личности составляют процессы самовоспитания или “Сделай себя сам”, которые рассматриваются в 6-м классе. Принципиальная новизна данного курса заключается в том, что по завершении его изучения у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:

– получение социально-значимой информации из различных источников, ее осмысление;
– использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор;
– участие в проектной деятельности, играх, социальной практике;
– взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями. Представителями различных организаций; взаимодействие с младшими: учащимися школы, учителями и воспитанниками системы дополнительного образования;
– конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
– совместная деятельность в учебных социальных проектах в школе, микрорайоне.

Данный курс включает в себя как теоретические занятия, так и практические. Ученик должен научиться критически, смотреть на свою деятельность, видеть и понимать, что он делает, зачем, почему он так делает (рефлексия).

Спец. курс “Мой выбор” продолжается в 7-8 классах, что является пропедевтическим курсом в рамках подготовки к осознанному выбору элективных курсов по предпрофильному обучению учащимися в 9 классе.

Знания и умения, приобретенные учащимися в процессе курса занятий, являются базой для их успешной социально-психологической адаптации в настоящем и будущем.

Литература:

  1. Андреева Т.М. Социальная психология, М., МГУ, 1980 – 415с.
  2. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Социальные исследования. М., 1970-303с.
  3. Андреенкова Н.В. Роль семьи в социализации индивида // Проблемы быта, брака и семьи. – Вильнюс, 1970.
  4. Бернс Р. Я-концепция и воспитание. Пер. с англ. М., 1968.
  5. Бронфенбреннер У. Два мира детства. Дети США и СССР. Пер. с англ. М., 1976.
  6. Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Выл. 9. Л., 1971.
  7. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. Минск, 1972.
  8. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
  9. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978.
  10. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., 1979.
  11. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
  12. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  14. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.
  15. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1984.