Преодоление некоторых недостатков звукообразования в работе с детским хором

Разделы: Внеклассная работа


Звучанию детского голоса, особенно на начальном этапе обучения пению, присущи: тембровая пестрота, хриплость, гнусавость или резкая крикливость, а так же горловое, форсированное пение, и как следствие,- низкая позиция , детонация. Из-за несформированной «опоры» певческого дыхания, неорганизованной атаки и резонаторной системы звук также может быть малозвучным и приближенным к шепотному. Дыхательные функции во время голосообразования данного периода характеризуются укороченной фазой выдоха, частыми, слишком короткими вдохами, неравномерностью ритма дыхательных движений.

Все выше указанные недостатки и многие другие, с которыми сталкивается хормейстер на начальном этапе обучения пению, связаны с отсутствием навыков вокальной культуры. Главной целью хормейстера является развитие комплекса вокально-хоровых навыков: пение на опоре, использование резонаторной системы, развитие певческой артикуляции на основе прикрытия и единообразного произношения гласных. Без этого невозможно добиться качественного звучания хора. Умение точно и вовремя оценить неверное звучание, подобрать приемы и методы для его устранения является основой профессиональной компетентности руководителя и залогом роста его коллектива.

Цель данной работы - систематизировать типичные недостатки голосообразования, обозначить причинно – следственный характер проблемного звукообразования в работе с детским голосом на начальном этапе и наметить пути его преодоления.

Рекомендации по преодолению недостатков вокального звукообразования основаны на практическом опыте выдающихся хормейстеров, вокалистов, а также собственном.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Перечислим типичные недостатки певческого звукообразования в детском голосе, хоре и определим пути их устранения:

  • горловое пение;
  • глубокое «задавленное» звучание;
  • крикливое, форсированное, напряженное пение;
  • тусклое, вялое, бестембренное звучание;
  • плоский, мелкий, «белый» звук;
  • пестрое звучание гласных;
  • «гнусавый» звук, носовой призвук.

1. ГОРЛОВОЕ ПЕНИЕ ИЛИ «ГОРЛОПЕНИЕ» (термин Л.Б. Дмитриева) является самым типичным недостатком начального этапа обучения, который образуется у детей чаще всего из-за ложных представлений, связывающих певческое звукоформирование только с ротоглоточной частью голосового аппарата. (Говорим ртом, и формировать вокальный звук надо также). Голос ребенка при отсутствии слуховой и вокальной координации не может перейти из речевого режима в певческий.

ПРИЧИНА:

а) перенапряженная гортань;

б) высоко поднятая голова (смотрит на учителя);

в) нет правильной организации звука с дыханием-резонатором;

г) неумение перейти из речевого в певческий регистр (координационная работа связок);

д) скована нижняя челюсть

Приёмы работы :

  1. Стабилизация гортани .
  2. Освобождение нижней челюсти.
  3. Координирование певческого дыхания и звукообразования.
  4. Использование мягкой и придыхательной атаки звука.5.Формирование резонаторных ощущений.

Горловой звук образуется из-за напряженности, малоподвижности, «скованности» нижней челюсти. При таком положении гортань оказывается в неестественно высоком положении. Свободного открытия рта добиваются на гласных «А», «О», «У» как в речевых, так и вокальных упражнениях.

В данном случае необходимо стабилизировать гортань опущенным подбородком и поднятием мягкого нёба, чтобы звук свободно попадал в резонаторы. Спазматические рефлексы на перенапряженное звукообразование хорошо удаляются упражнением на согласный «Г» с придыхательной атакой, например, в сочетании с гласной «ГА».

Необходимое условие перевода звука из глотки в головной резонатор-формирование округлого прикрытия (полузевка). Натяжение мягкого нёба способствует беспрепятственному попаданию в верхние резонаторы. Для округлённого звучания используют различные сочетания согласных с гласными «О», «Ё» («ЛЁ», «МО», «РО», «ЗО» и т.д.).

Мягкий, некрикливый звук достигается владением правильного певческого, вдоха и контролируемого выдоха. Научить детей экономно, ровно и постепенно расходовать воздух – это значит научиться долго, ровно, красиво тянуть звук, что является основой певческого искусства.

Частой причиной горлового пения является речевая манера звукообразования и, как следствие, доминирование речевого (грудного) резонатора. В связи с чем следует активизировать работу верхнего резонатора, используя в упражнениях для распевания высокую тональную настройку (а , Н.Г.Стулова также говорит о том, что на начальном этапе обучения пению необходимо научить формировать звук сначала в фальцетном регистре, затем переходить к легкому миксту).

Вся вокальная методическая литература акцентирует внимание на двух основных резонаторах: головном и грудном. Под головным понимаются полости, расположенные выше гортани, в лицевой части головы (лобные, гайморовы пазухи). Благодаря этому резонатору певческий звук приобретает естественное, звонкое, полетное звучание. («По настоящему поет тот, кто умеет переносить звучание голоса в голову»,- говорили старые итальянские мастера пения).

«Дыхание, гортань и резонаторы, - указывает В.П.Морозов, - это, как известно, три основные части голосового аппарата, работающие в тесном взаимодействии друг с другом и представляющие собой единую систему».

Основной метод воспитания резонаторных ощущений - это последовательный подбор упражнений способствующий закреплению певческих навыков и доведение его до автоматизма.

2. ГЛУБОКОЕ , «ЗАДАВЛЕННОЕ» (ИЛИ КАК ЕЩЁ НАЗЫВАЮТ ВОКАЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИ «ОПРОКИНУТОЕ» ЗВУЧАНИЕ). Учащиеся, стремясь сформировать звук вокально, чрезмерно округляют его, в связи с чем он становится глубоким, задавленным.

Причины:

а) возникает из-за перекрытия звука, глубокого «зевка»;

б) чрезмерно низкое положение гортани;

в) высокое надсвязочное давление как следствие «перезакрытого» рта;

г) в голосе отсутствует высокая певческая форманта.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  1. Формирование правильного певческого зевка.
  2. Формирование в голосе обертонов высокой певческой форманты.
  3. Активизация головного резонатора и близкого звукообразования.

Формированию близкого звучания хорошо помогает рекомендация Л.Б. Дмитриева о классическом положении артикуляционных органов для гласной «А»: «губы в форме непринужденной улыбки, язык в виде «ложечки» с концом у края зубов, широкая мягкая глотка, поднятое мягкое нёбо» При таком положении после пропевания гласного «А», также «И», «Е» принимают округлую форму.

Звонкость, «полетность», «серебристость», придает голосу так называемая высокая певческая форманта (ВПФ), благодаря резонированию на частоту 2500-3000Гц. Это группа усиленных обертонов находится в области ре-соль четвертой октавы.

Индикатором и активизацией высокой певческой форманты является правильное направление звука в головной резонатор. Почти все первые упражнения на вокальных занятий начинаются «немым звуком»-закрытым ртом или на слог «НГА».

Для того чтобы придать звуку блеск, яркость, полётность, хорошо использовать близкие по образованию гласные и согласные ( «И», «Ю», «ЗИ», «ЛИ»,«МИ», «ЛЮ», «РИ»).

3. КРИКЛИВОЕ, ФОРСИРОВАННОЕ, НАПРЯЖЕННОЕ ПЕНИЕ.

Такое пение не только некрасиво и неприятно на слух с точки зрения эстетического восприятия, но и вредно для певческого аппарата. Хоры, поющие форсированным звуком, как правило, детонируют, фальшивят, не умеют петь кантилену.

ПРИЧИНЫ:

а) постоянное употребление твёрдой атаки;

б) отсутствие навыков легатного звуковедения;

в) напряженная гортань;

г) чрезмерно крупный вдох;

д) гиперактивность ребенка.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  1. Использовать исключительно мягкую и придыхательную атаку звука.
  2. Работать над легатным звуковедением.
  3. Удалить гортанный зажим, переключая внимание исполнителей с горлового ощущения на грудобрюшные мышцы живота и резонаторные ощущения.
  4. Исключить в распевках и произведениях громкое звучание, провоцирующее крикливость.

Организация мягкой атаки хорошо достигается употреблением сонорных.

Согласных «Л», «М», «Н».завершить этот параграф хочется словами выдающегося вокального педагога Франческо Ламперти: «Кто не будет избегать крика, не может долго петь на сцене, так как убивает пение.

Пусть певец ( добавим – хормейстер) знает, что тот , кто кричит, теряет свой голос.»

4. ТУСКЛОЕ, ВЯЛОЕ, БЕСТЕМБРЕННОЕ ПЕНИЕ. Тихий голос не является недостатком в звукообразовании, но может быть связан со следующими причинами:

а) отсутствует навык певческой опоры;

б) не сформированы резонаторные ощущения;

в) вялая, несогласованная работа артикуляционного аппарата;

г) пассивный тонус поющих (поющего).

ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  1. Формирование певческой опоры.
  2. Работа над формированием резонаторных ощущений.
  3. Развитие смешанного типа голосообразования.
  4. Активизация артикуляционного аппарата.

На первом этапе работы должно концентрироваться внимание на «приближение звука», направляя его в твердое нёбо, к передним зубам. Хорошо использовать в упражнениях звонкие согласные. Так «Д», «З», «Л», «М», «Н»-приближают звук;»М», «Н»-усиливают резонирование носовой полости; «Р»-активизирует сокращение голосовых связок и работу дыхания.

Второй этап предусматривает воспитание резонаторных ощущений, способствующих смешанному характеру звукообразования. Звук сформированный в высокой позиции должен мягко опираться на грудной резонатор. Мышечно-слуховые ощущения хорошо нарабатываются в центре диапазона, а также при нисходящем движении из головного в грудной регистр. Грудной резонатор способствует формированию сочного, насыщенного звука ( верхние ему придают яркость, «летучесть», блеск).

В отечественной практике уже имеется опыт вокального воспитания, где активно использовалось грудное звучание голоса. Сторонниками таких взглядов являются Д.Е. Огороднов, В.В. Емельянов.

Хороший, полноценный голос одновременно озвучивает головной и грудной резонаторы. Первостепенная задача педагога- стремиться выявить естественный тембр ребенка.

5. ПЛОСКИЙ, МЕЛКИЙ, «БЕЛЫЙ» звук характеризуется пением, напоминающим речевую манеру.

ПРИЧИНЫ:

а) не активно мягкое нёбо,

б) гортань в высоком положении;

в) отсутствуют навыки смешанного резонирования.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  1. Формирование ротоглоточного рупора.
  2. Нахождение правильного положения гортани.
  3. Работа над резонаторными ощущенииями.

Для исправления плоского, мелкого звука надо вырабатывать у певцов навык «зевка», посыла округленного звука в точку головного резонатора.

При этом полезны упражнения на «прикрытые» гласные «У», «О»,»А».

Эти гласные рекомендуют использовать для активизации вялого мягкого нёба , освобождения нижней челюсти, нахождения грудного резонирования.Согласные «К», «Г»,активизирующие работу мягкого нёба, также могут помочь при исправлении плоского, «белого» звучания.

6.ПЕСТРОЕ ЗВУЧАНИЕ ГЛАСНЫХ. Главная причина - речевая манера пения и, как следствие, отсутствие единства в произношении гласных.

Единая манера пения предполагает формировать гласные «открытые» (а, я,э,е,и,ы) по образцу «прикрытых» способом округления. Поем»А»-мыслим «О»; поем «И»- мыслим «Ю» и т.д. Старейший вокальный педагог А.М. Разварин говорил: «Гласная у хорошего певца несёт согласную, как конь седока».

ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  1. Активизировать в звукообразовании мягкое нёбо.
  2. Использовать в упражнениях для выравнивания гласных следующие сочетания: а-е-и; и-э-а; у-о-а, а также слоги «ДУ», «КУ»,»ЛЁ»,»ГНО».

7.«ГНУСАВЫЙ» ЗВУК, НОСОВОЙ ПРИЗВУК. Причина его образования - низко опущенная нёбная занавеска, которая перекрывает доступ звука в полость рта.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ:

  1. Формирование правильного певческого зевка.
  2. Формирование в звуке высокой певческой форманты.
  3. Активизация головного резонатора.

Активным включением головных резонаторов с контролем ощущений лобных пазух способствуют упражнения на слоги «БРА», «ДА», «РЭ», «РО». Пение слогов «НЭ», «МЭ», «РЭ» не только хорошо поднимает нёбную занавеску, но и способствует хорошей настройке головных резонаторов. Для исправления этого недостатка хорошо активизировать мягкое нёбо использованием твёрдой атаки звука и штриха стаккато.

Всевозможные вокальные трудности препятствуют быстрому достижению высоких и стабильных творческих результатов. Главным критерием устранения типичных недостатков, указанных в работе, является воспитание вокально-хоровых навыков, которые должны быть доведены до автоматизма. Это станет залогом красивого хорового звука, а значит и вокальных успехов хора, и исполнительских достижений коллектива.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики.-М.,2003
  • Емельянов, В.В. Развитие голоса.-СПб.,2000.
  • Менабени, А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.,1987.
  • Стулова, Г.П. хоровой класс.- М., 1988.