Урок чтения с компьютерной поддержкой в 4-м классе по теме "Любовь и доброта в сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка»"

Разделы: Начальная школа


Цель урока. Познакомить учащихся с датским писателем Х.-К. Андерсеном и его сказкой “Русалочка”

Задачи урока.

  1. Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.
  2. Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
  3. Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
  4. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.
  5. Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
  6. Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
  7. Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д.
  8. Обобщить знания о сказке “Русалочка”, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.

Оборудование: Сказка Х.К. Андерсена “Русалочка”, Сборники сказок Андерсена. Портрет Андерсена, Фотография статуи Русалки в Копенгагене. Музыкальное сопровождение, Детские рисунки.

До урока детям дается домашнее задание: Прочитать сказку Андерсена “Русалочка”, проиллюстрировать наиболее понравившийся эпизод.

Ход урока

Проверка д/з (слайд 1)

Сегодня на уроке мы будем работать по группам. А начнём мы с проверки д.з. На урок вы подобрали отрывки из различных произведений. Сейчас каждая группа инсценирует по 2 отрывка, ваша задача отгадать это произведение. (кроссворд - слайд2)

Что объединяет все произведения? (Андерсен написал все произведения)

К какому литературному жанру относятся эти произведения? ( Сказки)

На какие группы можно разделить все сказки? (авторская, народная). Это, какие сказки? (авторские, т.к. её написал Г.Х. Андерсен.)

Каким писателем является Г.Х. Андерсен? (зарубежным) Почему? (Жил в Дании).

Кто помнит столицу Дании? (Копенгаген)

(Слайд3) Книга - это всегда путешествие. Только книга может перенести нас в далекое прошлое, дать возможность почувствовать себя настоящим рыцарем, пережить сильную любовь и ощутить муки разлуки. Чтение книги - это приобщение к волшебству.

Сегодня мы отправляемся в путешествие по книгам, но не в простое, а в волшебное, в путешествие в нашем воображении по удивительным сказкам Г.Х.Андерсена и в интересную страну Данию.

Давайте посмотрим на карту Даниии. (слайд4) Вот страна Дания и главный порт этой страны Копенгаген. Ответьте на вопрос. Эта страна находится на материке или на островах? Какой вид транспорта мы выберем? ( Корабль.) Итак, мы плывем на корабле. Путешественники, прежде чем прибыть в какое-либо место, стараются как можно больше об этой стране, о людях, о культуре. А что вы знаете о Дании? (слайд5)

Дания - морская страна. От любого места на суше до морского побережья не более 60 км. Датчане привыкли к влажному воздуху, туманам и дождям, прохладному лету и теплой зиме. Снег здесь выпадает редко и быстро тает. Столица Дании - Копенгаген. Как переводится слово Копенгаген? Дословно "Торговая гавань".
Почему оно получило такое название? Это крупнейший порт Скандинавии.

Итак, мы выяснили, куда плывем. И пока мы будем находиться в пути, чтобы путешествие не казалось нам скучным и не мучила бы морская болезнь подумаем, почему и зачем мы плывём в Данию? ( Там родился Г.Х. Андерсен, произведение, которого мы читали дома.) Расскажите, что вы о нём знаете. (слайд 6)

(На севере Европы есть маленькая скандинавская страна – Дания, а в Дании – городок Оденс, именно в нем и родился замечательный писатель, сказочник Ганс-Кристиан Андерсен. Ганс-Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года. Семья была очень бедной. Отец Ганса-Кристиана был башмачником, а мать – прачкой, стиравшей белье богатым горожанам. Андерсен с невероятным трудом пробивал себе дорогу, завоевывал признание. Однако сюжеты своих сказок Андерсен черпал, прежде всего, не из книг, а из
воспоминаний детства. Подобно своему русскому современнику Пушкину, Андерсен сперва выслушивал сказки от простых людей, а после, волшебно преображая услышанное, пересказывал их друзьям. «Однажды датского сказочника попросили написать автобиографию. А именно: почему он стал сказочником. Андерсен долго мучился, кусал перо. Он не знал, с чего начать. И вот, когда он, наверное, в сотый раз укусил свое перышко, пришла, наконец, та далекая, далекая фраза: „гадкий утенок“. Так его кто-то назвал в детстве. С этого-то все и началось. Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать, правда, не очень огорчалась: подумаешь, был бы ум в голове. Но соседи, соседи думали другое. И маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать...

Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!.И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем»
Он написал целый ряд стихотворений, романов, но известен он, конечно, своими прекрасными сказками, знакомыми вам с самого детства. (слайд 7) Каждый из вас знает злую снежную королеву с ледяным сердцем, искреннюю, добрую, любящую и верящую в силу Добра, Любви Герду и ее брата Кая из сказки “Снежная королева”; маленькую Дюймовочку из сказки “Дюймовочка”, сказку об обманчивых портных и о глупом короле это сказка “Голый король”. Сказки Андерсена мы с вами можем перечислять бесконечно: “Ромашка”, “Дикие лебеди”, “Штопальная игла”, “Принцесса на горошине”, “Ганс-чурбан”, “Пастушка и трубочист”, “Огниво”, “Сундук-самолет” и многие-многие другие. Сказки и истории Андерсена впитали народную мудрость, фольклор датчан. Вот почему так важно знать страну, народ, традиции, чтобы лучше понять творчество писателя.

Итак, мы в порту самого крупного города, который называется Копенгагеном. Дания, действительно, удивительная страна в том смысле, что каждый уголочек земли обработан с любовью, каждый цветочек окружен заботой. И, может быть, сказки Андерсена влияли на такое отношение к Родине, к земле, друг к другу. Ведь чему учит большинство сказок Андерсена? Делать добро, любить своих близких, свою землю, стремиться стать лучше. Можно сказать одним предложением: жить в любви.

Давайте послушаем музыкальное произведение. (запись шума моря, слайд 8)Какое настроение придала музыка? Что вы представляете себе, когда звучит эта музыка? Что слышите в ней? (Шум моря, плеск прибоя, песчаный берег, медузы, ракушки, подводное царство.)

А как вы думаете, о каком произведении мы будем сегодня говорить?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Еще, на какие группы можно разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные) Чем отличаются? (У каждого вида сказок свои признаки, особенности).

У каждого вида сказок свое назначение, свое настроение и рассказывать их надо по-особому. К какому виду относится эта сказка? (волшебная: Герои-злодеи, Герои-помощники, Волшебство, Необычные испытания, Таинственное настроение, Волшебные предметы)
Мы приближаемся к Копенгагену и при въезде в гавань нас встречает статуя Русалочки - символ Копенгагена и всей страны. (слайд 9) Почему Русалочка является символом города? Это воплощение добра, красоты, любви. Стремление к душевной красоте очень свойственно датскому народу.

Понравилась ли вам сказка? Какой эпизод привлек большее внимание? У каждого из вас сложился свой образ этого существа. Где же живут наши русалки, и чем они занимаются?

(Мифологическая русалка живет в разных местах: и в поле, и в лесу, и в воде; она завлекает путников своим очаровательным пением и необыкновенной внешностью, а затем губит их. Русалка Андерсена живет в подводном царстве, затем в мире людей; она не причиняет людям зла, а ухаживает за своим садиком, играет с сестрами, слушает рассказы бабушки. )

Несомненно, русалочка Андерсена имеет человеческую душу, она любит, хотя и не любила, и жертвует ради счастья своего любимого собственной жизнью.

Какой же можно сделать вывод? Чем похожи русалка Андерсена и русалка в мифологии? В чем их отличие?

( Русалка Андерсена и русалка в мифологии похожи только внешне. Мифологическая русалочка не имеет души, больше всего она любит причинять людям вред. Русалочка Андерсена, наоборот, приносит себя в жертву ради любви к человеку. Она гибнет во имя любви, не думая о мести. То есть Андерсен взял миф о русалочке только в основу сказки, но создал свой особый образ русалочки, с человеческой душой и человеческими качествами.)

Черты Русалка в мифологии Русалочка Андерсена
1. Происхождение русалок Женщина, умершая неестественной смертью Дочь морского царя, имеет свою семью
2. Местонахождение русалок Можно встретить в поле, в лесу, в воде, у костра; нет определенного места жительства Живет в подводном царстве вместе с семьей, затем в мире людей
3. Внешний вид русалок Роскошные длинные волосы, рыбий хвост либо ноги Роскошные длинные волосы, рыбий хвост
4. Занятия русалок Заманивает людей в свои ловушки, крадут еду и белье, наносят вред полям, Ухаживает за своим садиком, играет, слушает рассказы о людях, спасает человека
5. Отношение к человеку Запугивает, губит Спасает жизнь, любит, жертвует ради любимого своей жизнью

Так как мы на время покинули палубу корабля и вступили на берег, а ходить пешком долго и неудобно, я предлагаю вам другой вид транспорта. Велосипеды. (слайд 10) Сядем на них и в путь. Почему велосипеды? Велосипедов на датских шоссе не меньше, чем автомобилей и автобусов, на велосипедах ездят все - от школьников до стариков. На велосипедах отправляются в гости и на работу, хозяйки объезжают магазины, туристы едут рассматривать достопримечательности страны. Итак, в путь!

Копенгаген действительно создает сказочное настроение. Вспомните, как часто в сказках Андерсена встречается описание цветов. Найдите в тексте описание цветов. Копенгаген - город-цветник. А в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому Сказочнику. (слайд 11) Какое общее впечатление осталось у вас после экскурсий? Что вы можете сказать о жителях Копенгагена?

(Они любят свой город. Помнят Г.Х.Андерсена. Город очень красивый, чистый. Все, что создается или делается в этом городе, делается с любовью, творчески. )
И сказки Г.Х.Андерсена, и непосредственный контакт с этой страной заставляют нас задуматься о жизни и о себе, вызывая в нас желание, стать лучше, добрей. И все то лучшее, что у нас есть, нести людям, родной земле. (слайд 12)

Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

А как вы понимаете последнюю строчку?

А убить зверя в себе - понять, где добро и зло, по какому пути в жизни идти, поможет чтение высокохудожественной литературы. И не просто чтение, а вдумчивое чтение.

Когда вы читали это произведение вам встретилось много интересных слов. Давайте проверим, как вы помните их значение.

Словарная работа (кроссворд - слайд 13)

Внутреннее помещение корабля между нижней палубой и днищем. (Трюм)

Тонкая прозрачная материя, закрывающая лицо (вуаль)

Звание, связанное с почётным положением. (Сан)

Окаменевшая смола древнейших хвойных деревьев (янтарь)

Морское не передвигающееся животное (полип)

Знатный и богатый человек (вельможа)

Морской полип, живущий обычно большими колониями на возвышенностях морского дна (кораллы)

Длинная земляная насыпь; очень высокая волна (вал)

Какое слово получилось по вертикали? Кем является Русалочка в произведении? (главной героиней)

Какое чувство испытывает Русалочка? (любви)

К чему? (докажи словами из текста) к родителям, к людям, к принцу, к музыке, солнцу, цветам, морю, небу.

В каких произведениях Андерсена встречается ещё это чувство? (Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик…)

Кто является положительными героями? А кто отрицательными?

Кто является в сказке героями-помощниками?

Принц Ведьма
Русалочка      Девушка
Сёстры  

Составьте схему, которая показывала бы взаимоотношения главных героев (самостоятельная работа), проверка – ( слайд 14)

Принц
Ведьма
Русалочка
Девушка
Сёстры

Какое же чувство возникает у русалочки, когда она видит принца? (Русалочке нравится принц, она очарована им и влюбляется в него.( докажи словами из текста )

Как вы думаете, почему, вопреки клятве сестер рассказать все, что она увидит на поверхности моря, русалочка ничего никому не говорила? (Хранила свое чувство, оберегала его.)

Чем же жертвует русалочка ради своей любви к принцу? (Жертвует прекрасным голосом, своей семьей, своим счастьем, терпит невыносимую боль, жертвует даже собственной жизнью.)

Почему же русалочка не убивает принца, ведь, убив его, она могла прожить свои триста лет? (Русалочка любит, она хочет, чтобы принц был счастлив, и ради счастья любимого русалочка отдает свою жизнь.)

Казалось бы, русалочка так долго шла к своему счастью и так много для этого сделала, почему же Андерсен не написал всеми ожидаемого хорошего конца? Наверно, все мы хотели бы, чтоб русалочка вышла замуж за принца, и они жили долго и счастливо. Но нет, принц женится на другой, а русалочка остается одна. Почему так?

Может, сказка Андерсена заканчивается так, потому что любовь к жизни бывает разделенной, взаимной и неразделенной, невзаимной. Андерсен показывает в своей сказке реальную жизнь, реальный, хоть и особый, мир, в котором для человека счастье уже просто находиться рядом с любимым, видеть, что он счастлив. В жизни далеко не всегда любовь заканчивается браком, а очень часто любовь трагична.

Да, сказка заканчивается печально. Принц женится на другой, а русалочка теряет все? Нет, сбылась ли ее другая мечта – иметь бессмертную душу?

(Русалочку взяли дочери воздуха в заоблачный мир.) (докажи словами из текста)

Так что же такое любовь? В чем ее сила? (слайд 15)

Любовь – прежде всего это великая сила, доступная каждому живому существу. Любовь делает нас добрее, сострадательнее, мужественнее, сильнее. Без нее нет жизни на этой земле. Любовь – это источник нашего счастья и в то же время это награда за страдания, это дар свыше; любовь – это сама жизнь.

Давайте посмотрим отрывок из мультфильма « Русалочка» (в.ф.)

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Объясните, что же значит любить и кого или что вы можете любить?

1группа объясняет, что, значит любить природу, 2 группа - родных, 3 группа - окружающих тебя людей, 4 группа – ищет в словарях значение слова « Любовь».

Работа над пословицами и поговорками. (Слайд 16)

Прочитайте предложения, предложенные вам. Что это? Что такое пословицы?

Выбери из всех пословиц ту, которая больше всего подходит к нашему произведению:

Для любви нет преград.

И лютого зверя укрощают терпением и любовью.

Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

Лучше страдать да любить, чем не любя на свете жить.

Любви все возрасты покорны.

Итог урока.

Расскажите, что интересного и нового вы узнали о Дании?
Почему мы путешествовали в Данию? Как нам могут помочь географические знания при изучении литературы? И конкретно, чем нам помогли географические знания о Дании в понимании творчества Г.Х.Андерсена?

Как вы думаете, почему мы, приступая к изучению произведения или творчества писателя, всегда изучаем биографию? Нужно ли нам это?

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение «Что значит любить природу», «Что значит любить родных», «Что значит любить окружающих тебя людей» по выбору.

Презентация.