Интегрированный урок математики и внеклассного чтения по теме "Умножение пяти, на пять и соответствующие случаи деления (повторение изученного)"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

  • Обучающие. Закреплять знание таблицы умножения пяти, на пять и соответствующие случаи деления, формировать вычислительные навыки.
  • Развивающие. Развивать логическое мышление, способность делать выводы, доказывать свою точку зрения.
  • Воспитательные. Воспитывать любовь к точным наукам, дисциплинированность, точность при выполнении различных учебных заданий, любовь к книге.

Оборудование.

  • Плакат с изображением книги С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
  • Карточки с математическими выражениями, формулами.
  • Геометрические фигуры.
  • Картинки с изображением персонажей данной сказки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла сказка. Прочитайте её название. /«Двенадцать месяцев»/

- А кто автор этой сказки? /С.Я. Маршак/

- Эта сказка необычна. Её герои помогут вам закрепить знания таблицы умножения и деления на пять и пяти, научат быстро считать и решать составные задачи.

3. Повторение изученного материала.

- Ребята, представьте картину. Зима. Сказочный лес. Идёт снег. На поляну выбегает зайчонок.

- Зайчонок: «Белки, белки, давайте играть в горелки!»

- Давайте и мы с вами поиграем в «Математические горелки».

3.1. Устный счёт. /Дети показывают ответы на математических веерах/

- Найдите произведение чисел 5 и 6.

- Чему равно частное чисел 35 и 5?

- Если по 5 взять 3 раза, то сколько получится?

- Первый множитель 2, а второй 5. Найди произведение.

- Делимое 45, делитель 9. Чему равно частное?

- Я задумала число, разделила его на 4 и получила 5. Какое число я задумала?

- Если произведение равно 25, первый множитель 5, чему равен второй множитель?

- Во сколько раз 5 меньше 40?

- На сколько число 5 меньше 40?

- Сделайте вывод о том, как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? /Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее число/

- А как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? /Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо от большего числа отнять меньшее/

3.2. Решение задач.

- А в это время во дворце старый Профессор учит математике капризную Принцессу. Ну, никак не хочет решать она задачи. Подснежники ей подавай в декабре! Давайте мы порадуем старого математика!

- Решите самостоятельно задачи по вариантам. /Весь класс записывает решение задачи в тетради, а два ученика - на крыльях доски с обратной стороны/

Задача. 1 вариант.

В королевской казне 6 сундуков с золотом, а с серебром в 5 раз больше. Сколько всего сундуков с серебром и с золотом в казне?

Задача. 2 вариант.

Для новогоднего бала во дворец привезли 5 корзин с розами, а с тюльпанами в 7 раз больше. Сколько всего привезли во дворец корзин с розами и с тюльпанами? /Проверка решения задач. Выбор схемы/

3.3. Нахождение значений выражений.

- Издала Принцесса Указ: «Кто принесёт полную корзину подснежников, тот получит полную корзину золота».

- Прослышала об этом злая старуха и послала в лес за цветами свою падчерицу, девочку добрую и трудолюбивую. Но на пути девочки очень много сугробов. Помогите ей дойти до леса. Что записано? /Выражения/

23 + 5*2 + 18

74 – 25:5 + 14

- Что надо сделать? /Найти значения данных выражений./

- Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях без скобок? /Сначала выполняем умножение или деление, а потом сложение или вычитание по порядку. Дети под комментирование записывают выражения в тетрадь и находят значения данных выражений/

- Первый сугроб вы преодолели. Но на пути ещё один.

3.4. Сравнение выражений.

- Как вы считаете, что надо сделать в этом задании? /Сравнить два выражения/

45:5…45-5

5*6… 5+6

- Что надо сделать, чтобы сравнить два выражения? /Надо найти значение выражения в левой и в правой части и сравнить их. Дети записывают выражения по вариантам и сравнивают их. Два ученика сравнивают данные выражения на обратной стороне крыльев доски/

3.5. Решение уравнения.

- А вот и третий сугроб.

- Что записано?

45 : х = 5 /Уравнение/

- Какой компонент неизвестен? /Делитель/

- Как найти неизвестный делитель? /Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное/

- Молодцы, вы преодолели все препятствия на пути в сказочный лес! Дошла девочка до леса и видит огромный костёр, а вокруг него 12 братьев-месяцев. Сидят, греются. Давайте и мы погреемся у этого костра.

3.6. Физминутка.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.

3.7. Решение задач.

- Вот вы немного отдохнули. А теперь за работу!

- Увидели братья-месяцы девочку, узнали, что пришла она в лес за подснежниками. И решили помочь ей. Но сначала девочка должна решить волшебную задачу.

«На зиму белка запасла 6 орехов, грибов в 5 раз больше, чем орехов, а шишек на 15 меньше, чем грибов. Сколько шишек в дупле у белки?»

/Подробный анализ задачи /

- Прочитайте условие задачи. Что известно по условию? /Белка запасла 6 орехов/

- Что сказано о грибах? /Их в 5 раз больше, чем орехов/

- Отрезок будет больше или меньше, чем «орехи»?

- Какое выражение мы можем указать в схеме? / 6*5 /

- Почему выбрали умножение? /Сказано, что грибов в 5 раз больше/

- Что ещё известно по условию задачи? /Шишек на 15 меньше, чем грибов/

- Сколько надо знать величин, чтобы ответить на вопрос задачи? /Две/

- Можно сразу ответить на вопрос задачи? /Нет/

- Почему? /Нам неизвестно, сколько белка запасла грибов/

- Можно узнать, сколько грибов у белки? Как? /Выберем действие умножение, т.к. сказано, что грибов в 5 раз больше/

- Зная количество грибов, можно ответить на вопрос задачи? /Да/

- Какое действие выберем? /Вычитание /

- Докажите, почему? /Шишек на 15 меньше, чем грибов/

- Запишите решение задачи в тетрадь. /Проверка задачи/

- Какое из записанных выражений соответствует решению задачи?

6 + 5 – 15

6* 5 – 15

6* 5 + 15

- Насобирала падчерица полную корзину подснежников, а старуха отобрала её и сама понесла во дворец. А во дворце идёт подготовка к новогоднему балу.

Задача (устно).

Принцесса решила сшить себе наряд. Она купила 3 м тесьмы по цене 5 руб. Сколько всего денег она заплатила? /Дети ответ показывают на математическом веере/

- Как узнали? Докажите? /Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество /

- Назовите формулу. /С = Ц * К/

- Придумайте две обратные задачи к данной.

- Сделайте вывод: как узнать цену товара и его количество?

- Какие формулы подойдут для решения данных задач? /Ц = С:К; К = С:Ц/

3.8. Работа с геометрическим материалом.

- Идёт старуха по дворцу и понять не может, что за странные фигуры кругом?

- Назовите среди данных фигур четырёхугольники. Докажите. /У фигур 4 угла, 4 вершины, 4 стороны/

- Среди четырёхугольников найдите прямоугольники. Докажите. /Четырёхугольник, у которого противоположные стороны равны/

- Среди прямоугольников найдите квадрат. Назовите его свойства. /У квадрата все стороны равны/

Задача.

- Вычисли периметр квадрата со стороной 5 см. Решение запишите в тетрадь. /Проверка на математических веерах/

- Когда Принцесса увидела корзину с подснежниками, она заставила старуху рассказать, кто собирал эти цветы. Поняла Принцесса, что была не права. Велела прогнать старуху из дворца, а падчерицу пригласила во дворец на новогодний бал.

4. Итог урока.

- Вот и закончилась последняя страничка нашей сказки. Сегодня она очень помогла нам на уроке. Чему мы учились, слушая её? /Закрепили таблицу умножения на 5 и пяти, учились решать задачи в два действия, находить значения выражений, а самое главное, чему научила нас сказка, добро всегда побеждает зло/

- Какое задание вам понравилось больше всего?

5. Домашнее задание.

- Повторить таблицу умножения.

- Решить задачу: «Жили-были пять девочек: Аня, Катя, Тома, Маша и Даша. Катя выше Маши, но ниже Ани, Тома выше Маши, Кати и Ани, но не самая высокая. Назови всех девочек по росту».