Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи" в 3-м классе по программе "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Цели:  

  • научить учащихся различать самостоятельные и служебные части речи; показать, как работают служебные части речи;
  • развивать воображение и словарный запас учащихся;
  • воспитывать аккуратность, любовь к родному языку, творчество.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» 3 класс С.В.Иванов;
  • дидактический рисунок «Королевство Части речи»,
  • раздаточный материал «Солнышко».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка целей и задач урока.

III. Знакомство с новым материалом.

На доске рисунок «Королевство Части речи».

E:\ДОКУМЕНТЫ\1.bmp

 

1. Дидактическая сказка.

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи.

Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

  • помогали словам в предложении принять нужную форму;
  • связывали слова в предложении и части предложения;
  • вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.

Однажды в королевстве был парад, и части речи должны были построиться в две колонны: самостоятельные и служебные части речи. Как они хотели пройти перед королем и показать ему, какие они красивые и нужные! Но очень боялись, правильно ли они встали в колонны?

2. Создание проблемной ситуации.

— Давайте, ребята, поможем нашим частям речи.

На доске запись:

— Скажите, правильно ли стали части речи?

Если ученики не смогут задать вопрос к слову «я», или, невзирая на подсказку, станут задавать такие вопросы к предлогам, как, например, где? – «под», «на», «рядом»: отсюда либо «рядом» попадет в служебные, либо «под» и «на» в самостоятельные. Чтобы избежать путаницы или распутать ее, я предложила ученикам послушать.

Произношу «В» - и спрашиваю учеников, понятно ли им, что я сказала. А теперь произношу: «В классе» - и спрашиваю, какое слово самостоятельное, а какое служебное. Предлагаю ученикам проделать то же самое со словами, в которых они сомневаются, а сомневаться они, скорее всего, будут в словах «я», «он», «рядом».

Здесь на помощь может прийти вопросно-ответная форма примеров. Спрашиваю ученика, который только что вытирал написанное с доски: «Кто вытирал с доски?». Он ответит: «Я». Задаю вопрос классу: «Ребята, вам понятно, что значит слово «я», кого оно называет?»

Далее предлагаю ученикам такую ситуацию: Маша и Витя собирают в лесу грибы и, чтобы не заблудиться, окликают друг друга. Маша кричит: «Витя, ты где?» - а тот отвечает: «Рядом». Спрашиваю учеников, понятно ли им, что значит «рядом», на какой вопрос это слово отвечает. А если есть вопрос, то к каким частям речи относится слово — к самостоятельным или к служебным?

Ученики делают вывод, что части речи стали неправильно и помогают им (записывают слова по столбикам).

— Парад прошел великолепно и очень понравился королю. Он хвалил Части речи и желал им жить в дружбе и согласии. А части речи время даром не теряли и придумали веселое стихотворение:

Ах, как трудно жить на свете,
Не усвоив междометий!
Сердце так и гложет страх,
Ах!

— Но вдруг налетел сильный ветер и забрал все служебные части речи с собой. Какой случился переполох!

— Давайте прочитаем стихотворение. Сохранился ли смысл в предложениях? (нет)

— Плачут самостоятельные части речи, просят о помощи.

3. Работа с правилом.

— Прочитайте правило «Как работают служебные части речи» и ветер вернет их на место.

Ученики открывают ключиком знаний замочек стр. 123 учебника.

— Спишите стихотворение в тетрадь и подчеркните служебные части речи.

IV. Физминутка.

1. Создание проблемной ситуации.

— В нашем королевстве есть еще одна тайна. Хотите ее разгадать?

— Давайте обратимся к рубрике «Давайте подумаем» на стр. 124 учебника.

Далее ученики разбирают упр. 3 устно и делают вывод: самостоятельные части речи можно изменять по вопросам, но они изменяются по-разному.

— А можно ли изменять служебные части речи? (нет, к ним нельзя подобрать вопрос).

— Давайте прочитаем рубрику «Обрати внимание». Какой вывод можно сделать? (служебные части речи, наречие и некоторые существительные, которые пришли к нам из других языков тоже изменить нельзя. Например: хорошо (нареч.), метро, пальто, кофе (сущ.); союзы, предлоги, частицы, междометия).

V. Закрепление материала /Дифференцированная работа/.

— 1 группа учащихся – дети, которые могут поработать самостоятельно с упр. 4 на стр. 125.

— 2 группа – работает с учителем.

На доске записаны 3 предложения:

На полке лежит кусок мыла.

Лена мыла посуду.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

— Определите, какое из сходных слов является именем существительным.

— Спишите предложения. Сверху подпишите сущ.

Если ученики затрудняются, учитель помогает им разобрать предложения, задавая вопросы к словам.

VI. Итог урока.

— Что интересного вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

VII. Релаксация

— Изобразите свое настроение в улыбке солнышка, которое мне хотелось бы вам подарить за хорошую работу.

Дети получают солнышко и дорисовывают улыбку либо радостную, либо грустную. Учитель может судить о настроении учеников и в свою очередь дарит детям свое солнышко с улыбкой.

— Сегодня вы узнали много нового и очень порадовали меня. Спасибо вам за работу.