Урок литературного чтения в 3-м классе на тему "Чтение фрагмента повести А.Чехова «Степь»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Формировать умение вчитываться в речь автора, анализировать текст и находить языковые средства выразительности; обучать составлению письменных описаний-миниатюр.
  2. Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в команде.
  3. Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое чтение художественной литературы.

Оборудование:

У учащихся: учебники «В одном счастливом детстве» (авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)-часть 1.

На доске:

  • демонстрационный альбом «Детские писатели и поэты»,
  • ноутбук, проектор, экран,
  • плакат-цитата «А. П. Чехов «Степь» свою точно цветным бисером вышил». М. Горький.
  • толковые словари
  • коробка «Литературный сундучок»

Ход урока.

Организационный момент.

«Всё бледнеет перед книгами…»
А.П.Чехов

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Как вы думаете, почему именно над смыслом этой цитаты я предложила вам задуматься?

Повторяем всё, что знаем.

- Обратимся к «Литературному сундучку». Какие вопросы он нам приготовил?

Ребята вынимают синие карточки-слова с литературоведческими понятиями (повесть, рассказ, олицетворение, сравнение, эпитет), дают определение, приводят примеры.

- В сундучке ещё осталась карточка красного цвета. Зачем она здесь? Об этом мы узнаем в конце урока.

- На прошлом уроке мы прочитали авторский текст на с. 88. Какую главную мысль он содержит? (Читать надо не только сюжет. Нельзя пропускать описания природы, потому что они помогают нам ярче представить происходящее.)

- Каких авторов-мастеров описаний природы вы помните?

- Кто автор нового произведения? Что вы можете сказать о нём? (В демонстрационном альбоме «Детские писатели и поэты» ребята рассматривается портрет и вспоминают известные им произведения А.П.Чехова.)

Постановка проблемы.

- Нам пришло письмо из журнала «Кладовая природы»:

Ребята, выручайте! Срочно нужен очерк о путешествии по степи. И ещё просим выяснить в пути, почему М. Горький написал, что «А. П. Чехов «Степь» свою точно цветным бисером вышил».

- Мы встречались с повестью А.П.Чехова «Степь»? (Да, это было домашнее задание.)

- Отправимся в путешествие! Согласны ли вы сегодня поработать журналистами?

Валеопауза на сохранение осанки.

Работа с текстом до чтения.

- Перед отправкой надо выяснить, что такое степь. (Рассматриваются различные фото степи, заранее подготовленный ученик кратко комментирует каждое фото.)

 

 

- Куда мы должны отправиться? Чехов говорил, что действие происходит на юге, недалеко от Таганрога.

- Какие ваши предположения о содержании текста подтвердились во время чтения?

- Какие ключевые слова вы выписали к этому тексту? (Учащиеся зачитывают и обсуждают свои группы слов.)

- Как можно изучить литературное произведение? (Только внимательное и вдумчивое чтение поможет понять замысел автора, представить главные образы.)

Работа с текстом во время чтения.

- Сначала работа для исследователей обстановки. Разведаем, где мы находимся и что здесь происходит. Будем читать небольшими фрагментами с комментированием.

- Какой вопрос возникает? О чём хочется спросить автора текста? (Учащиеся задают друг другу вопросы по содержанию, которые они приготовили дома во время самостоятельного чтения.)

По ходу чтения проводится словарная работа, выясняется в толковом словаре смысл непонятных слов (бисер, рогожка, подводы, возы, оглобля, тюк).

- Какой приём автор использовал в повести? (Приём олицетворения.)

- Специальное задание для корреспондентов. Найдите, кого «оживил» А.П.Чехов? Докажите текстом. (В результате выборочного чтения на экране выстраивается группа слов-образов: молния, даль, дождь, туча, ветер, рогожа, звёзды, облака пыли, вихри, перекати-поле, гром, чернота)

В результате коллективной работы на экране появляется таблица:

образ олицетворение
молния бледная, фосфорическая полоска; мигнула, блеснула
даль почернела
дождь кто-то прошёлся по железной крыше…босиком; капля упала, другая поползла по руке.
туча надвигалась не спеша; большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте.
ветер со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился; дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли.
рогожа Встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки.
звёзды звёзды ещё больше нахмурились
облака пыли спешили куда-то
вихри Вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо
перекати-поле около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как должно быть, им было страшно.
гром Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод
чернота Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём

- Какой ещё приём помогает автору ярче показать свою степь? (Это сравнение. Ребята зачитывают из повести сравнения.)

образ сравнение
молния точно отразившись в зеркале,как будто кто чиркнул по небу спичкой
даль мигала бледным светом, как веками
дождь он (дождь) и рогожа как будто поняли друг друга, заговорили о чём-то быстро, весело и препротивно, как две сороки
туча Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне.

Представьте, что вы художники.

-Что вам хочется нарисовать после путешествия в степь? А какие предложения подходят для названия иллюстрации учебника?

Представьте, что вы операторы. Какие кадры можно снять для фильма о степи?

- Какие чувства мы испытываем, читая это произведение?

- Зачем А.П.Чехов в свою повесть поместил так много образов? (Много образов, как бисер, сливаются в одну картину и дают нам яркое представление о степи.)

- Какие выражения нам пригодятся для составления описания – миниатюры? (Учащиеся записывают в тетрадь некоторые выражения из таблицы.)

- Дома вы ещё раз прочитаете повесть, посмотрите свои записи в тетради и напишите сочинение-миниатюру о том, какой вы увидели степь. Лучшие миниатюры мы отошлём в редакцию журнала «Кладовая природы». Выше оцениваются сочинения с иллюстрациями к повести. (Учащимся с трудностями в обучении предложены карточки с выражениями для написания миниатюры-описания.)

Валеопауза на сохранение зрения.

Работа с текстом после чтения.

- Кому удалось найти интересные сведения об А.П.Чехове и его повести?

Врачи вполне серьёзно рекомендовали читать «Степь» больным и ослабленным для успокоения духа и укрепления тела.

"Степь" - это повесть о родине, увиденной главами детства. Егорушка, изумленный вольным степным простором, думал о том, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, - иначе кому же нужен такой простор?

- Что нового открыли вы для себя об авторе повести после сегодняшнего путешествия?

- Хочется ли вам узнать, что было дальше с Егорушкой и другими героями?

- Что для этого надо сделать?

Итог урока.

-Подводя итог урока, заглянем ещё раз в «Литературный сундучок» и узнаем тайну красной карточки. (Проводится минутка развития креативного мышления.)

На карточке выражение «Красная нить».

- Что обозначает это выражение? (Рассказывает ученик, которому было дано индивидуальное домашнее задание).

Когда единая мысль или тема проходят через всё выступление или сочинение, мы обычно говорим: «Эта тема проходит красной нитью».

Выражение пришло от английских моряков. С 1776 года при изготовлении канатов для английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить. Делалось это для того, чтобы предотвратить хищения. С тех пор, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать – он флотский. (Ушакова 0.Д. Почему так говорят: фразеологический словарь школьника. – СПб.: издательский дом «Литера», 2008.)

- Мы прочитали фрагмент, а образ степи ярко представляем. Почему?

- Какова красная нить повести «Степь»? (Образ Родины с её необъятными просторами, противоречивым характером, русскими богатырями.)

Оценка работы класса и отдельных учащихся.