Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


В последние десятилетия в нашей стране начались радикальные преобразования. В связи с расслоением общества, большие изменения произошли и в образовании: появились разнотипные учебные заведения, разработан новый образовательный стандарт, стали более гибкими и вариативными формы и сроки обучения. Важным субъектом образования теперь выступают родители, предъявляющие повышенные требования к качеству образования.

Последние десятилетия ознаменовались переходом от единой унитарной образовательной школы к многообразию ее типов и форм.

В связи с этим в современной общеобразовательной школе возникают проблемы обучения детей. Она не может работать по-прежнему, когда обучение велось фронтально, с опорой на определенную группу детей, чаще всего среднего уровня развития, а слабые и сильные дети практически выпадали из поля зрения педагога.

Современная школа – это социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность и получить максимальный уровень обучения. А для этого нужны особые условия.

Основная и очень ответственная задача школы – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Поэтому-то и надо начинать не с отбора по способностям и даже не с формирования желаемых обществу качеств личности, а с квалифицированного педагогического изучения каждого ученика как индивидуальности. Для этого нужна не изолированная, а единая для всех, но разнородная образовательная среда, где любой ребенок мог бы проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым. И только когда особенности его индивидуального развития будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять дифференцированные формы его дальнейшего обучения. Еще в 40-х годах Рубинштейн С.Л. говорил: «Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем, чтобы воспитывать и обучать, изучая их, - таков путь единственной, полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».

Отсюда следует, что дифференцированное обучение не цель, а средство развития и становления индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно – ориентированного образования в современной школе.

Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании психолого – педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Дифференцированное обучение младших школьников на уроках литературного чтения является одной из наиболее актуальных, но недостаточно разработанных в настоящее время проблем начального образования.

Ребёнок как читатель развивается только под руководством учителя.

Но в классе, как правило, обучаются дети разного уровня развития, и они требуют разной помощи учителя. Одним достаточно только дать задание, другим необходимо его подробно объяснить, третьим же нужна постоянная помощь в его выполнении.

Наличие индивидуальных различий у учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения на уроках литературного чтения.

Учащиеся одного класса могут быть разделены на разное количество групп, число которых зависит от соотношения между уровнями обучаемости и работоспособности.

Необходимо понимать, что эффективность применения разноуровневой формы обучения зависит от продуманности содержания учебного материала и методики его преподавания, ориентированных на выделение групп.

Дифференцированное обучение применяется в гетерогенных (неоднородных, или разноуровневых) классах. Здесь обычно учеников можно разделить по трём уровням: высокому, среднему и низкому (по степени обучаемости, умственной выносливости, самостоятельности, творчества, гибкости ума, запоминания, познавательной активности и т.д.).

На основе полученного фактического материала учащиеся распределяются на условные группы по описанным выше уровням. Деление класса условно потому, что, во-первых, оно негласно, а, во-вторых, состав групп непостоянен. Как только отмечается улучшение в развитии у ребёнка навыка чтения, он переводится в другую условную группу – на уровень выше; и наоборот.

Исходя из особенностей мыслительной деятельности младших школьников, определяется уровень продуктивности заданий к тексту.

Реализовать дифференцированное обучение на уроках литературного чтения можно за счёт введения дифференцированных заданий на любом этапе урока. Особенно благоприятны для этого следующие этапы:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Речевая разминка.
  3. Словарная работа.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление пройденного.
  6. Домашнее задание.

Мы предлагаем несколько моделей уроков с введением дифференцированных заданий на разных этапах урока.

  1. На первом этапе (проверка домашнего задания) учитель работает коллективно со всеми группами учащихся. Затем на этапе речевой разминки учитель работает с учащимися первого и второго уровня, а учащиеся третьего уровня работают самостоятельно. Далее на этапе словарной работы учитель, дав задание учащимся третьей и второй группы, продолжает работать с учащимися первого уровня. При работе над новым материалом учитель начинает работу учащимися второго уровня, а учащиеся первого уровня работают самостоятельно, а более сильным учащимся добавляет дополнительное задание. На этапе закрепления учитель переходит к учащимся первого и третьего уровня, предоставив право учащимся второго уровня работать самостоятельно с карточками-помощницами. При задании на дом учитель может предложить детям самим разобраться в задании, но ответить на интересующие детей вопросы.

  2. На первом этапе учитель работает коллективно со всеми группами учащихся. Затем на этапе речевой разминки учитель работает с учащимися первого и второго уровня, а учащиеся третьего уровня работают самостоятельно. Далее на этапе словарной работы учитель, дав задание учащимся третьей и второй группы, продолжает работать с учащимися первого уровня. При работе над новым материалом учитель начинает работу с учащимися второго уровня, а учащиеся первого уровня работают самостоятельно, а более сильным учащимся добавляет дополнительное задание. На этапе закрепления учитель даёт творческое задание учащимся третьего уровня, а сам работает с учащимися первого и второго уровня. При задании на дом учитель может предложить детям второго и третьего уровня самим разобраться в задании, а с учащимися первого уровня разобрать его более подробно.

  3. На первом этапе учитель работает коллективно со всеми группами учащихся. Затем на этапе речевой разминки учитель работает с учащимися первого и второго уровня, а учащиеся третьего уровня работают самостоятельно. Далее на этапе словарной работы учитель, дав задание учащимся третьей и второй группы, продолжает работать с учащимися первого уровня. При работе над новым материалом учитель даёт дифференцированные задания всем группам учащихся для самостоятельной работы. При закреплении учитель переходит к учащимся первого и третьего уровня, предоставив право учащимся второго уровня работать самостоятельно. При задании на дом учитель может предложить детям первого и третьего уровня самим разобраться в задании, а с учащимися второго уровня разобрать его более подробно.

  4. На первом этапе учитель работает коллективно со всеми группами учащихся. Затем на этапе речевой разминки учащиеся третьего уровня получают большое задание, рассчитанное и на словарную работу, а учитель работает с учащимися первого и второго уровня. На этапе словарной работы учитель предлагает учащимся второго уровня самостоятельное задание, а сам продолжает работу с детьми первого уровня. При работе над новым материалом учитель даёт самостоятельное задание учащимся первого и второго уровня, а сам работает с учащимися третьего уровня. При закреплении нового материала учитель даёт учащимся третьего уровня творческое задание плавно переходящее в домашнее, учащимся второго уровня тоже даётся самостоятельное задание, а учитель работает с учащимися первого уровня. Домашнее задание учащиеся первого уровня изучают самостоятельно, а с учащимися второго уровня домашнее задание разбирается подробно.

  5. На первом этапе учитель работает коллективно со всеми группами учащихся. Затем на этапе речевой разминки учащиеся третьего уровня получают большое самостоятельное творческое задание, рассчитанное на весь урок, учитель работает с учащимися первого и второго уровня. На этапе словарной работы учитель предлагает учащимся второго уровня самостоятельное задание, а сам продолжает работу с детьми первого уровня. При работе над новым материалом учитель даёт самостоятельное задание учащимся первого уровня, а сам работает с учащимися второго уровня. При закреплении нового материала учитель даёт учащимся второго уровня творческие задания, а учитель работает с учащимися первого уровня. Домашнее задание учащиеся первого и второго уровня изучают самостоятельно, а с учащимися третьего уровня творческое домашнее задание разбирается подробно.

  6. На первом этапе учитель работает коллективно со всеми группами учащихся. Затем на этапе речевой разминки учащиеся третьего уровня получают большое самостоятельное творческое задание, рассчитанное на весь урок, учитель работает с учащимися первого и второго уровня. На этапе словарной работы учитель предлагает учащимся второго уровня самостоятельное задание, а сам продолжает работу с детьми первого уровня.
    При работе над новым материалом дети всех уровней получают дифференцированное самостоятельное задание. При закреплении нового материала учитель даёт учащимся первого и второго уровня два задания. Во время выполнения первого задания учитель работает с учащими первого уровня. А учащиеся второго уровня работают самостоятельно, во время же второго задания учитель работает с учащимися второго уровня, а учащиеся первого уровня работают самостоятельно и эта работа плавно переходит в домашнее задание. При задании на дом учитель работает с учащимися третьего уровня, а учащиеся второго уровня разбирают задание самостоятельно.

  7. На этом уроке отсутствует проверка домашнего задания. Урок начинается с речевой разминки, на которой учащиеся первого уровня работают с учителем, а остальные самостоятельно. Причём учащиеся второй группы получают большое задание, рассчитанное на несколько этапов урока. Этап словарной работы плавно вписывается в изучение новой темы, поэтому не выделяется отдельным блоком. При изучении нового материала все группы работают самостоятельно. Причём учащиеся третьего уровня получают творческое задание, рассчитанное до конца урока и переходящее в домашнее задание. На этапе закрепления учитель работает с учащимися первого уровня. Домашнее задание учащиеся первого уровня разбирают самостоятельно, а учитель работает с учащимися второго уровня.

  8. На этом уроке обобщения отсутствуют этапы речевой разминки и объяснения нового материала. Урок начинается с проверки домашнего задания, где дети второго и третьего уровней самостоятельно играют в игру «Вопрос – ответ», а дети первого уровня работают с учителем. На этапе словарной работы дети первого и третьего уровней получают самостоятельные задания, дети второго уровня работают с учителем. На этапе обобщения изученного учащиеся второго и третьего уровней работают самостоятельно, а учитель работает с ребятами первого уровня. При задании на дом учитель работает с учащимися третьего уровня, а дети первого и второго уровня разбирают задание самостоятельно.

  9. На этом уроке у учащихся второго и третьего уровней отсутствует этап проверки домашнего задания. Учащиеся третьего уровня получают большое творческое задание до конца урока, учащиеся второго уровня тоже получают творческое задание, рассчитанное на три этапа урока. В это время учитель работает с учащимися первого уровня на этапах речевой разминки, словарной работы и работы над новым материалом. При закреплении учитель работает с учащимися второго уровня, а учащиеся первого уровня работают самостоятельно и эта работа плавно переходит в домашнее задание. При задании на дом учитель работает с учащимися третьего уровня, а учащиеся второго уровня разбирают задание самостоятельно.

Мы представили различные варианты моделей уроков литературного чтения в виде таблицы (см. приложение 1).

Основные условия эффективного осуществления дифференцированного обучения в рамках курса «Литературное чтение» в начальной школе следующие:

  1. Требования к учащимся при дифференцированном обучении не должны быть снижены. Задания должны быть составлены так, чтобы даже для самых слабых учеников соответствовали программе, а для более подготовленных учащихся углубляли программные знания. Основной принцип дифференциации – помощь учащимся со стороны учителя без существенного снижения сложности содержания.
  2. Обязательным условием организации дифференцированного обучения является знания учителя уровня обученности и развития познавательных умений учащихся, их индивидуально-типологических особенностей. Методика разделения учащихся на группы предполагает подвижность групп и смену их состава.
  3. Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания групповой, фронтальной и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся, в зависимости от конкретных учебно-воспитательных целей урока, специфики содержания учебного материала и уровня обученности школьников.
  4. Условиями реализации дифференцированного обучения на уроках литературного чтения являются: достаточный фонд дидактических материалов (заданий, инструкций, рабочих тетрадей и т. п.); систематичный контроль учителя и оценка им труда учеников; сознательное обучение учащихся приёмам познавательной деятельности.

Дифференцированное обучение на уроках литературного чтения реализуется нами за счёт введения дифференцированных заданий.

Поэтому мы хотим представить эту систему дифференцированных заданий по теме «Что за прелесть эти сказки», изучаемой на уроках литературного чтения в 4 классе. (см. Приложение 3)

Следует отметить, что дифференцированное обучение имеет место на любом этапе урока.

В связи с этим для удобства мы строим план в виде таблицы, включающей все основные этапы урока, и представляем:

  • проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Б. Емельянов «Мамины руки»» (см. приложение 4) автор учебника Кубасова О.В.;
  • схемы уроков литературного чтения во 2 класс по теме «О нашей Родине» (см. приложение 2), автор учебника Ефросинина Л.А.

Нами выявлено, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках литературного чтения создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует резкому повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.