Информационные технологии на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Работаю по теме самообразования «Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе». Участвую в эксперименте по апробации УМК «Перспективная начальная школа». Данная программа предоставляет широкое поле деятельности в этом плане. Использование методического аппарата УМК «Перспективная начальная школа» позволяет формировать деятельность учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат учебной деятельности. Сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в парах и малых группах реализует требование обучения каждого ученика в зоне ближайшего развития. Урок математики составлен по учебнику А.Л.Чекина «Математика» 1класс.

Тема: «Меньше на некоторое число»

Тип урока: изучение нового материала

КСО: учебники, тетради на печатной основе, рабочие тетради, линейка, компьютер, интерактивная доска, магнитная доска, счётные палочки, 6 игрушечных лошадок, кубики, бабочки на магнитах для каждого ученика, карточки.

Цели:

Обучающие:

  • формирование устойчивого интереса (мотива) к изучению математики;
  • формирование способности грамотного самоконтроля и рефлексивного анализа учебной деятельности;
  • формирование способности к пониманию текстов, содержащих нормативные указания по выполнению учебных действий;
  • формирование умения пользоваться измерительными приборами;
  • уточнение отношений «больше», «меньше» на множестве целых неотрицательных чисел;
  • подготовка к изучению разностного сравнения чисел;
Развивающие:
  • развитие внимания, логического мышления;
  • умения сравнивать количество групп предметов;
  • умения работать самостоятельно, в группе, в паре;
  • формирование общих учебных умений делового сотрудничества;
  • умения выполнять анализ и синтез простой задачи, выбирать действие, записывать решение.
Воспитательные:
  • воспитание толерантности,
  • воспитание аккуратности,
  • воспитание уважения друг к другу.

Ход урока

1. Организационный момент

(Дети выполняют движения со словами)

Раз, два -
Выше голова!
Три, четыре -
Руки шире!
Пять, шесть –
Тихо сесть!
Семь, восемь –
Лень отбросим!

2. Мотивация.

-Каким вы хотите увидеть наш урок? (Интересным, нелёгким, бодрым, новым…)

-Какие цели сегодня поставите перед собой? ( Научиться работать с соседом по парте, не ссориться, а договариваться; красиво писать цифры; решать хитрые задачки; быть внимательным; узнать новое….)

-Что поможет вам в этом? (Учебник, тетради, интерактивная доска, сосед по парте, учитель…)

-Возьмёмся за руки и скажем девиз урока: « Мы - друзья!»(3 раза)

3. Работа в зоне актуального развития (Повторение знаний необходимых, для изучения новой темы.)

1) Теоретическая разминка.

Теоретическая разминка для друзей: ( Приложение 1.Слайд 1)

-Назовите математические знаки. (Плюс, минус.)

-Назовите математические действия (Сложение, вычитание.)

-Каким действием можно увеличить число? (Сложением.)

-Назовите компоненты действий при сложении. (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)

-Что значит «больше на 4»? (Столько же, да ещё 4.)

-Каким действием можно это вычислить? (Сложением.)

--Каким действием можно уменьшить число? (Вычитанием.)

-Назовите компоненты действий при вычитании. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

-Может ли вычитаемое равно значению разности? (Да.)

-Из каких частей состоит задача? (Условие, требование, решение, ответ.)

-Что должно быть в условии задачи? (Не менее двух числовых данных.)

-Чем требование задачи отличается от требования загадки? (В задаче требуется ответить на вопрос «Сколько?», посчитать, а в загадке - на вопрос «Кто это? Что это?»)

4. Определение темы урока.

- Вспомните, над какой темой работали на прошлом занятии?

(«Меньше на некоторое число»)

Раскодировав «замок», мы откроем тему нашего сегодняшнего урока.

- А задания устного счёта - ключ к этому замку.

Устный счёт

1) Определите, истинно ли утверждение:

(дети отмечают на доске знаками + или -)

- Минус- это математическое действие. -

- Сложение – это математическое действие. +

- Первое слагаемое 8, второе слагаемое 3, сумма 10. -

- Увеличим 5 на 4 будет 8. -

- 14 меньше 18. +

- Сумма 3 и 6 равна 9. +

- Уменьшаемое 14, вычитаемое 10, разность 2. -

- Вычитаемое 5, разность 2, уменьшаемое 8. -

- Приведите пример, когда вычитаемое равно значению разности.

( 6-3=3)

2) Задачи

- У гномов 10 тарелок, а бокалов на 5 больше. (Это не задача, т. к. есть условие и нет требования) Сформулируйте требование. Решите задачу.

- В вазе 12 гвоздик и 5 роз. Сколько всего цветов?

- У мамы было 3 зелёных лампочки и 4 красных. 2 съели. Сколько осталось? (Лампочки не съедобны, значит 7)

- Два брюшка, четыре ушка. Как зовут её? (Это не задача, а загадка.)

- Что помогло вам справиться с заданиями устного счёта? (Ум, знание состава чисел, умение хорошо считать, знание составных частей задачи, внимание…)

Разгадан код замка – откроем тему урока. (Замок открывается, появляется тема урока.) (Приложение 1.Слайд 2)

Прочитайте. ( «Меньше на некоторое число»)

Подумайте. Что бы вы хотели узнать по этой теме?

(Что это обозначает? Можно ли применить при решении задач? Каким действием это находить?) Зафиксируем ваши вопросы на доске.

4. Изучение нового материала

Вы сказали, что нам в работе поможет учебник.

Найдите данную тему в учебнике, пользуясь содержанием.

задание №1

-Мише нужна наша помощь. (Приложение 1.Слайд 3) Прочитайте задание №1

Поработаем в паре. Пусть один из вас будет Миша, а другой Витя.

Смоделируйте ситуацию с солдатиками с помощью палочек. Запишите результат на карточке (Приложение 2). И покажите готовность своей работы. (Результаты работы нескольких пар выносятся на доску. Хорошо, если среди них будут как верные, так и ошибочные.)

-Обсудим результат.

Оцените работу первой пары. Вы согласны?...........Почему?

Оцените работу второй пары и т. д.

Теперь мы можем объяснить, что обозначает «на 2 меньше»? (Это столько же, но без двух.)

задание №2

-Миша поиграл в солдатики и попросил у мамы разрешения пойти погулять в сад, но мама сказала, что сначала нужно убрать игрушки. Помогите Мише аккуратно расставить лошадок на полке. (Приложение 1.Слайд 4)

Посчитайте сколько у Миши красивых лошадок? (6)

А сколько их в учебнике на Мишиной полке? (Столько же.)

Нарисуйте справа кубики так, чтобы их было столько же, но без трёх.

Проверим.

Поставьте нужное количество кубиков. Оцените. Почему?

Закончи предложение:

число кубиков меньше числа лошадок на …….

Заключи в рамку столько лошадок, чтобы их число показывало, на сколько лошадок больше, чем кубиков…

Закончи предложение: число лошадок больше числа кубиков на …

Сделайте вывод.

(Если число лошадок на 3 больше, то число кубиков на 3 меньше.

Если число кубиков на 3 меньше, то число лошадок на 3 больше.)

5. Динамический момент. (Музыка)

- Ребята, кажется, дождь начинается. (Ученица проводит минутку отдыха):

-Первые капли дождя несмело упали на землю. (Дети тихонько трут ладонью о ладонь)

Дождик усилился. (Хлопают.)

Начался ливень. (Топают.)

Он становился всё тише. (Хлопают.)

Дождь стихает. (Дети тихонько трут ладонью о ладонь)

Последние капли упали на землю.

Послушаем, идёт ли ещё дождь? Послушаем тишину.

задание №3

Дождь утих, игрушки прибраны, дети бегут в сад. А в саду у Маши и Миши… (Приложение 1.Слайд 5)(фрукты и ягоды) Посмотрите в учебнике.

Соедините рисунки линиями так, чтобы на одном из них предметов было меньше на 1,чем на другом. Стрелкой покажите направление на рисунок, где предметов меньше на 1.

В паре обменяйтесь учебниками и поставьте знак «плюс», если задание выполнено правильно.

Покажите готовность своей работы.

Проверяем. Что показывает стрелка? (Направление на рисунок, где предметов меньше на 1)

А если стрелку провести в обратном направлении, что она покажет? (Направление на рисунок, где предметов больше на 1)

Сделайте вывод: (Если в одной группе предметов на один меньше, то в другой на 1 больше.)

6. Закрепление. Работа в тетради на печатной основе.

Задание №1

У вас на столах сюрприз от Маши и Миши – это задание для работы в группе. ( Приложение 3)

Нарисуй на нижней полоске столько кругов, чтобы их было на 5 меньше, чем на верхней. Составьте пары. Дополните математическую запись к рисунку.

Повторим правила и порядок работы в группе.5 минут на выполнение задания.

Проверяем. (Слайд 6) Оцените работу своей группы. Какие знания позволили группе хорошо справиться с работой?

Задание №2, №3.

Самостоятельно

7. Итог урока. Рефлексия.

-Вот и подошёл к концу наш урок.

Ещё раз прочтём тему урока. («Меньше на некоторое число»)

-Вы задали к теме три вопроса. Мы на них ответили?

-Объясните, что значит меньше, на 5?

-Каким действием это найдём?

-В решении задач это можно использовать?

Этим мы займёмся на следующем уроке.

- Вы достигли поставленных перед собой целей?

-За что можете себя похвалить?

-Урок окончен. Маша и Миша просят, чтобы каждый из вас подарил своё настроение солнышку. Прикрепите бабочку на полянке, отразив своё настроение на уроке. Спасибо вам за работу!

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3