Урок музыки с использованием информационных технологий по теме "Картины природы в музыке и живописи"

Разделы: Музыка


Тема четверти «Времена года в музыке»

Тема урока: «Картины природы в музыке и живописи»

Цель: Развитие вокально-хоровых навыков, воображения, музыкально-творческих способностей восприятия.

Задачи: 

Обучающие: дать определение «музыкальный пейзаж», с помощью демонстрации картин обогатить представление учащихся о связи искусства с жизнью, выявить сходство музыкальных и изобразительных красок.

Развивающие: внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух.

Воспитательные: музыкальную культуру, правила поведения при слушании, исполнении музыки.

Музыкальный материал: Свиридов Г. «Весна. Осень», песни «Девушка-весна», «Дождь и радуга», Чайковский П. И. «Подснежник» (апрель)

Дополнительный материал: Репродукции картин Левитана И. «Вечерний звон», «Солнечный день», «Март», «Быстрая вода», «Золотая осень»; Венецианова А. «Весна. На пашне; Саврасов А. «Зимняя дорога», «Начало весны» (слайды), таблицы- вопросы, задания (демонстрационный материал).

Ход урока.

  1. Музыкальное приветствие.
  2. Организационный момент.(1.5мин.)
  3. Введение в тему урока.

У. Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.

Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.

Работа по теме урока.

1. Понятие о музыкальном пейзаже.

(показ демонстрационного материала)

Как в изобразительном искусстве называется жанр живописи, изображающий картины природы?

У Э. Успенского есть стихотворение «О картинах», которое поможет нам определить этот жанр живописи.

Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется - ПЕЙЗАЖ.

У. В музыке тоже есть пейзажи.

Музыкальный пейзаж - это «пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

В музыке, как и изобразительном искусстве, есть свои музыкальные краски. Композиторы, как и художники, используют определенные музыкальные краски для создания «музыкальной картины» передачи ее настроения.

Музыкальные и изобразительные краски являются художественными средствами выразительности в музыке и живописи.

2. Повторение понятия музыкальные краски.

(показ демонстрационного материала)

3. Выявить сходство музыкальных и изобразительных красок.(3мин.)

У. Сведения о композиторе.

Слушание музыкального произведения Свиридова Г. «Весна. Осень» просмотр репродукций картин (использование демонстрационного материала) (4мин.)

Задание перед слушанием:

При смене лада в музыке поднять руку.

(Изображение смены времен года в музыке)

Вопросы

Назвать правила слушания музыки;

  1. Тембры, каких инструментов передают настроение «музыкального пейзажа»?
  2. Какие группы симфонического оркестра изображают действия, происходящие в природе?
  3. Какие картины по изобразительным краскам не созвучны с музыкальными красками в музыке Г. Свиридова. « Весна. Осень».
  4. Анализ музыкальных красок после прослушивания музыки и просмотра картин. (5мин.)

Задание перед слушанием:

Ответить на поставленные вопросы перед слушанием песни.(3мин.)

Слушание песни «Девушка - весна»(2мин.)

(использование демонстрационного материала)

Разучивание песни 1куплет «Девушка - весна» .

(ритм, текст, фразировка, мелодия) (8мин.)

Закрепление знаний.

Выполнение творческих заданий.

(Использование демонстрационного материала.) (5мин.)

Д/З: Подбор репродукций картин о природе к песне «Дождь и радуга», рефераты о художниках мастерах пейзажа (Левитан И., Саврасов А., Венецианов А.) учить текст новой песни, скороговорки, упражнения для развития дыхания.

Обобщение темы урока.

Вывод: при создании художественного пейзажа, «музыкально пейзажа» используются определенные средства художественной выразительности

(музыкальные краски, изобразительные краски)

Оценка работы класса.

(внимание, активность, эмоциональная отзывчивость, оценка знаний) (4мин.)

Дети: - Прозвенел звонок! Окончился урок!

Учитель: - Дети, до свидания! Спасибо за внимание!

Дети: До свидания!

Хлопками все благодарят друг друга за работу.

(хлопки определяют настроение, эмоции детей после урока).

Выход из класса под музыку.

Приложение № 1