Проект игры–путешествия "Семья – я"

Разделы: Внеклассная работа


Сроки выполнения: 1 месяц: подготовительный этап + интеллектуальный марафон

Актуальность проекта: Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение стольких тысячелетий, сколько существует сама планета Земля. Какая она, семья XXI века? Вопрос крайне актуальный для тех, кому совсем скоро предстоит создавать свои семьи. Прошедший 2008 год – год СЕМЬИ, что ещё и ещё раз подчёркивает её важность в нашем обществе. В нашей школе разработана целая программа мероприятий, посвящённых этому вопросу. Проект игры-путешествия – одно из них.

Цель: формирование позитивного образа жизни.

Задачи:

  1. Укреплять родственные связи учащихся.
  2. Закрепить некоторые знания по темам: «Родословная», «История фамилии и имени человека»
  3. Учить работать в команде, соблюдая правила взаимоуважения и взаимопомощи.
  4. Развивать познавательную активность, мышление, творческое воображение.

Деятельность по проекту:

  1. Подготовительный этап (1 месяц)
    • поиск материала о значении имён членов семей
    • выставка рисунков «Мама, папа, дед и я, баба, брат, сестра моя — наша дружная семья!
    • оформление фотовыставки «Семь-Я»
    • выяснение родословной своей семьи, оформление генеалогических деревьев
    • беседы с родителями о профессиях
  2. Интеллектуальный марафон «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
  3. Подготовка технологического инструментария:
    • Книга про имена «Что в имени твоём»
    • Афоризмы:
      «К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе». Сократ
      «Женщина — великое слово. В ней чистота девушки, в ней самоотверженность подруги, в ней подвиг матери». Н. Некрасов
      «Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости». В. Шукшин
      «Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что есть в человеке, достается ему от матери». Ю. Яковлев
      «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя Мать». М. Джалиль
      «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» А. С. Пушкин
      «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое». В. Г. Белинский
      «Дороже, чем дети, найдется ль у нас достоянье? Они за наши благие деянья – даянье!» Индийский афоризм
      «Семья – один из шедевров природы» автор неизвестен
    • Дипломы командам-участникам: самой эрудированной команде, самой находчивой, самой дружной, самой сплочённой и т.д.
    • Маршрутные листы (образец)
Класс – 2А Порядок следования по станциям Кол-во баллов
Станция СЕМЕЙНАЯ АЗБУКА №1 - каб. 9  
Станция МОЗГОВОЙ ШТУРМ №4 - каб. 10  
Станция ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ №3 - каб. 11  
Литературная станция ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ №2 - каб. 12  
ИТОГО    

Прогнозируемые результаты игры-путешествия «Семь-Я»:

  • Нравственная ориентация на социально-значимые ценности
  • Социальное развитие личности через укрепление значимости семьи в обществе, участие в создании продуктов социально-творческой деятельности (поделок, рисунков и т.д.)
  • Снижение риска асоциальных явлений в результате переоценки общечеловеческих ценностей
  • Повышение уровня социальной успешности учащихся
  • Укрепление родственных связей учащихся
  • Расширение знаний учащихся по вопросам: семья, родословная, генеалогическое древо и др.
  • Сплочение детского коллектива
  • Повышение показателей общественного мнения в результате популярности проекта, его социально-профилактического эффекта, заинтересованности общественности в данном вопросе

ХОД МАРАФОНА:

I. Парад команд.

1-й Ведущий: Внимание! Внимание! Открывается парад команд учащихся семейного марафона под названием «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!» (Классы выходят под музыку песни «Солнечный круг»)

2-й Ведущий: (Показывает табличку с буквой Д) Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском языке она называется просто «ДЭ», в старославянском – «Добро». А внешне она похожа на дом. Русские крестьяне её так и называли «дом»

1-й Ведущий: Дом охраняет человека всяких бед. Он дает тепло, уют, покой. Спасает от холода, дождя и ветра. В нем мы спим, работаем, едим, поем песни, рассказываем сказки.

2-й Ведущий: Дом – это целый мир, это семья. Не секрет, что семейные узы - самые крепкие, самые постоянные, самые надежные.

1-й уч-ся

Молоды пока,
Ищут счастье люди
В деньгах, в славе, в преданных друзьях.
Но во все века
Была, есть и будет
Главной составляющей семья.

2 уч-ся

Если папа есть,
Если мама рядом,
Звонок мир от детских голосов.
Остальное все
Будет так, как надо,
Все приложится без лишних слов.

3 уч-ся

Вместе перетрут
Беды и преграды,
Радость вознесут под облака.
И семейный труд
Будет им отрадой,
Если в жизнь идут в руке рука.

4 уч-ся

Вряд ли деньги вам
«Сделают погоду»,
Если одиночество – судьба.
Только лишь семья –
Продолженье рода,
Значит, продолжение себя.

1-й Ведущий: Умение дружить, помогать друг другу, выручать в трудной ситуации, работать сообща и отдыхать вместе нам сегодня продемонстрируют команды учащихся 2-4 классов. Готовы к испытаниям?

2-й Ведущий: «Глав семей» просим получить задания. (Командиры получают путевые листы)

Под музыку команды расходятся по станциям.

II. Прохождение команд по станциям в соответствии с маршрутным листом. 

Станция СЕМЕЙНАЯ АЗБУКА 

ОБОРУДОВАНИЕ: Книга про имена; таблицы для псих теста; инд. листочки, ручки; лист «Хорошая семья – семья (какая?) …., …, …»

  1. Что в имени твоём.
    • О значении имён
      Слово учителя по книге «Тайна имени»
      Дети – значение своих имён
    • Кто больше?
      Назвать имена на букву С.
  2. Психологический тест «Знаете ли вы себя»
    Важной составляющей благополучия семьи является её психологический климат. Прелагаю вам тест, выполнив который, вы возможно точнее узнаете самого себя, а может быть результат его удивит вас (всем листочки, ручки)
    • Ваша сильная сторона: выберите одну из предложенных фигур, нарисуйте её (расшифровка есть только у ведущего, зачитывается после выбора фигур).
    • Преобладающие отношения (выбрать фигуру)
  3. Мама, папа, дед и я, баба, брат, сестра моя – наша дружная семья…
    Какие качества вы считаете основными для дружной семьи. Запишите их на листке.
  4. Я горжусь своей семьёй
    Готовясь к марафону, многие из вас беседовали со своими родителями. Что интересного вы узнали о семейных традициях, о профессиях ваших родителей, о ваших предках? Расскажите.

Станция МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись слогов (вопрос 5)

Вопросы зачитываются командам. Цена правильного ответа 10 горошин, дополнения 5 горошин.

1. Спрашиваю – отвечайте

  1. Отца гражданина зовут Николай Петрович, а сына его Алексей Владимирович. Как зовут гражданина? (Владимир Николаевич)
  2. Сидят братья за столом по углам. Напротив каждого брата – еще по три брата. Сколько всего братьев за столом? (Четверо)
  3. У двух слепых был брат Иван, а у Ивана братьев не было. Кто эти слепые? (Сестры)
  4. Сколько разрезов нужно сделать, чтобы весь батон поделить на 5 членов семьи? (четыре)
  5. Соедините слоги и прочтите поговорку: при, ныш, сол, а, теп, ке, при, ло, доб, те, ро, ма, ро, те, ри. (при солнышке тепло, а при матери добро)
  6. Муж с женой, да брат с сестрой разделили 3 яблока. Каждому досталось по одному яблоку. Как это могло получиться? (Было три человека: муж с женой и брат жены или муж с женой и сестра мужа)
  7. На фотографии три брата: Сережа, Саша и Дима. Саша выше Сережи, а Сережа выше Димы. Кто всех выше, кто всех ниже? (Саша, Дима)
  8. Сидит на дороге ребенок и плачет: есть у меня отец, есть и мать, да только я им не сын» Жалко малютку! Но может ли такое быть? (Это дочь)
  9. Сколько у матери детей, если ей пришлось купить восемь рукавичек? (Четверо)

2. Викторина «Семейная азбука»

1. назовите маму – папу одним словом родители
2. назовите одним понятием слова «МАМА, ПАПА, ДЕДУШКА, БАБУШКА, СЕСТРА, БРАТ И т.д.» семья
3. назовите по-другому:
- маму мамы
- сестру мамы
- сына тёти
бабушка
тётя
двоюродный брат
4. про кого говорят «СЕДЬМАЯ ВОДА НА КИСЕЛЕ»? дальние родственники
5. что означает слово «ФАМИЛИЯ»? 1) наследуемое семейное наименование,прибавляемое к личному имени
2) то же, что и семья
6. у кого на Руси появились первыми фамилии? У знатных людей
7. как образовывались фамилии?  
8. попробуйте объяснить происхождение своей фамилии.  
9. как называют детей, родившихся у матери в один день? Близнецы, двойняшки, тройняшки
10. кого называют предками, кого – потомками?  

Литературная станция ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ К ДОМУ.

ОБОРУДОВАНИЕ: запись пословиц, кроссворд

1. Собрать пословицы:

При солнце тепло, чем родная матушка
Мать кормит детей, а при матери добро
Не лучше дружка, как земля людей
Живы родители – почитай, а у матери сердце
У детины заболеет пальчик, когда в семье лад
Не нужен клад, умерли – поминай
Хозяюшка в дому, таково и самому
Дом вести, что оладушек в меду или пчелка в саду
Каково на дому, не бородой трясти
Не красна изба углами, а младенец матери
В гостях хорошо, а красна пирогами
Птица радуется весне, а дома лучше

2. Разгадай кроссворд.

  1. Приманку сорвала
    и, не сказав «спасибо»,
    Куда-то уплыла
    Невежливая …рыба

  2. Эта вещь тебе знакома,
    Прогоняет ночь из дома.
    лампа

  3. Он на вид такой простой.
    А нет его и стол пустой!
    хлеб

  4. Есть у дедушки и кошки,
    Есть у рака и жука…Что?
    Подумай-ка немножко
    И ответь наверняка.
    усы

  5. Круглый год в пушистой шубке,
    Остры когти, крепки зубки….
    Ходит в доме, как хозяйка.
    Кто? Попробуй, угадай-ка!
    кошка

  6. В дом пускает только свет.
    А жару и холод – нет!
    окно

  7. Белый камень в воду канет,
    Камня нет, а сладко станет.
    сахар

– Какое слово по горизонтали получилось? Что оно обозначает?

Станция ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?

ОБОРУДОВАНИЕ: иллюстрации домов разных народов, рассыпанные пословицы, листы бумаги

1. Наши команды сейчас представят себя в роли архитекторов. Но сначала выберем художников, которые за это время создадут проект «Дом мечты» (см. ниже) А наш конкурс будет состоять из двух частей. Сначала мы проверим теоретические знания наших архитекторов, а затем им предстоит выполнить практическое задание.

Для счастливой семьи очень важно иметь свой дом. Во все времена люди стремились благоустроить свое жилище, каким-то образом его улучшить, усовершенствовать. Итак, ответьте на мои вопросы.

  1. Как называется крытое углубление в земле, вырытое для жилья или укрытия? (Землянка)
  2. Как называется крестьянский дом в украинской или белоруской деревне? (Хата)
  3. Как называется переносное жилище у кочевых народов? (Кибитка)
  4. Как называется отдельная комната монаха в монастыре? (Келья)
  5. Как называется дворец и крепость феодала? (Замок)
  6. Как называется хижина из ветвей, кож, коры у индейцев Северной Америки? (Вигвам)
  7. Как называется загородный дом с парком или садом? (Вилла)
  8. Как называется изба из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича? (Мазанка)
  9. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой и т.д. (Шалаш)
  10. Временное помещение из натянутой на остов ткани? (Палатка)
  11. Кочевой шалаш у киргизского народа и некоторых народов Азии и Южной Сибири. (Юрта)
  12. Кочевой переносной шалаш, крытый шкурами, корой, войлоком у сибирских народов. (Чум)
  13. Жилище кавказских горцев. (Сакля)
  14. Переносное жилище с конической крышей у некоторых народностей северо-восточной Сибири. (Яранга)
  15. Отдельное жилое помещение в доме с кухней, прихожей, комнатами и т.д. (Квартира)

2. Загадки.

  1. Книга-раздвига о 4-х листах, а середка пуста. (изба)

  2. Два братца в избе друг на друга глядятся, а не сойдутся. (Пол и потолок)

  3. Не лает, не кусает, а вдом не пускает (замок)

  4. Хвост во дворе, а нос в конуре. (ключ)

  5. Всем, кто придет,
    Всем, кто уйдет,
    Руку подает (дверь)

  6. Что за зверь? В зиму много ест, а летом много спит.
    Тело теплое, а крови нет.
    Сесть на нее сядешь, а с места не свезет. (печь)

3. У русского народа есть много пословиц об отчем доме. Но пока я их несла, они все рассыпались и перемешались. Попробуйте их собрать.

  • Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
  • Дом вести – не бородой трясти.
  • Не красна изба углами, а красна пирогами.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Своя хатка – родная матка.
  • Мой дом – моя крепость.
  • Дома и стены помогают.

4. Проект «Дома мечты». Но прежде, чем вы начнете работать, я хочу привести цитату из книги XV века «Домострой»: «И о том надлежит позаботиться, чтобы поставить дом у холма с лесом и хорошим лугом и чтобы здоровые ветры его продували; да нужно учесть, чтобы дом открыт был на солнечный восход, летом прохладно будет в тени, а зимой освещается солнцем».

Таким должен быть дом. А мне хотелось бы добавить, что если построить его из «строительного материала» с особыми свойствами: любви, доброты, понимания, взаимопомощи, терпения, такта, юмора, то этот дом непременно будет счастливым.

Итак, вам предстоит создать проект «Дома мечты». Пусть в этом проекте отразятся все ваши задумки и мечтания.

III. Закрытие марафона

Организатор: дорогие участники семейного марафона! Вы успешно прошли все станции, проявили свои самые лучшие качества: были собранными и организованными, проявили выдержку и терпение, показали свои знания, умение мыслить логически, а, самое главное, узнали много нового о семье, быте, семейных ценностях и традициях.

Посмотрите вокруг: сколько интересного вы приготовили к этому дню. Наша выставка (рисунков, семейных фотографий, генеалогических деревьев) будет работать ещё несколько дней, чтобы вы смогли всё внимательно прочитать и рассмотреть.

Нашу выставку дополнили ваши проекты «Дома мечты» и (что очень важно) листа с определениями самых главных качеств хорошей семьи. Многие из вас говорили, что счастливая семья – это большая семья. Об этом же говорится и в стихотворении НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ.

Маму очень я люблю.
Папу тоже я люблю.
Мама мне печёт коврижки,
Папа мне читает книжки.
Папа, мамочка и я –
Наша дружная семья.
Я и бабушку люблю,
Я и дедушку люблю,
Я всегда им помогаю,
Пол мету и пыль стираю.
Мама, папа, дед и я,
Да и бабушка моя –
Наша дружная семья!
И сестрёнку я люблю,
И братишку я люблю.
С братом плаваем, ныряем.
Мы с сестрой в снежки играем.
Мама, папа, дед и я,
Баба, брат, сестра моя –
Наша дружная семья!

А в заключение всех вас ждёт награда – диплом за участие в интеллектуальном марафоне «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»

А мы благодарим всех, кто принял самое активное участие в организации.