Урок литературы в 7-м классе "«Грозная» эпоха в «Песне про купца Калашникова…» М.Ю. Лермонтова" (смысл обращения М.Ю. Лермонтова к русской истории в "Песне про купца Калашникова…")

Разделы: Литература


Цели урока

1. Образовательные:

а) показать закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме;

б) раскрыть атмосферу эпохи Ивана Грозного;

в) подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.

2. Развивающие:

а) способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;

б) способствовать развитию мышления учащихся;

в) способствовать развитию информационной культуры детей.

3. Воспитательные:

а) способствовать развитию интереса к историческому прошлому России;

б) способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

Оборудование

1. Картины: И. Е. Репин “Иван Грозный и сын его Иван”, В.М. Васнецов “Иван Грозный”;

2. Портреты писателей: М. В. Ломоносова, Д. И. Фонвизина, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова;

3. Альбом “Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова”;

4. Карточки с датами жизней писателей: 1711 – 1765, 1743 – 1816, 1799 – 1837, 1814 – 1841.

5. Карточки-схемы стихотворных размеров.

План урока

I. Организационный момент.

II. Опрос по ранее изученным произведениям М. Ю. Лермонтова.

III. Беседа. Показ презентаций учащихся.

IV. Подведение итогов.

V. Вопросы по теории литературы. Оценки.

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание к уроку

1. Вспомнить изученные произведения М. Ю. Лермонтова.

2. “Бородино” и “Два великана”. Какова тема произведений? Что объединяет эти два стихотворения?

3. Индивидуальное задание. Презентации “Фольклорные источники “Песни про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова” и “Исторические источники “Песни про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова”.

4. Индивидуальное задание. Объяснить значение слов: опричник, опричнина, парча, аргамак, скоморох.

Ход урока

I. Опрос по ранее изученным произведениям М. Ю. Лермонтова.

1. Задание на доске (1 ученик)

Найти писателей-современников, записать даты (год рождения ? год смерти).

А. С. Пушкин,

М. В. Ломоносов,

М. Ю. Лермонтов,

Д. И. Фонвизин.

2. Вопросы классу:

а) Кто это? Назвать писателей, чьи портреты вам показаны.

(М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов).

б) Перед нами карточки с датами жизни. Определить, кому они принадлежат.

3. Проверка работы учащегося у доски.

4. Учитель: Творчество какого писателя мы с вами начали изучать?

А сейчас мы узнаем, как вы помните ранее изученные стихи М. Ю. Лермонтова.

1) Какие произведения Лермонтова так начинаются?

а) “Тучки небесные, вечные странники!” (“Тучи”)

б) “Ночевала тучка золотая”. (“Утёс”)

в) “Дубовый листок оторвался от ветки родимой” (“Листок”)

г) “В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли” (“Три пальмы”)

2) Какие произведения М. Ю. Лермонтова так завершаются?

а) “Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт”. (“На севере диком”)

б) А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой”. (“Парус”)

в) “Не будь на то господня воля ?

Не отдали б Москвы”. (“Бородино”)

г) “Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит” (“Два великана”)

5. Вопрос: Какова тема стихотворения “Бородино”? О Чём оно? Кто ведёт рассказ?

6. Вопрос: Кто эти два великана, которым посвящает своё стихотворение М. Ю. Лермонтов?

Как называется композиционный принцип, который лежит в основе стихотворения?

Ученик выразительно читает стихотворение М. Ю. Лермонтова “Два великана”.

Ответ ученика: Лермонтов изображает двух полководцев: Кутузова и Наполеона. Стихотворение строится на принципе антитезы (противопоставления).

7. Вопрос: Что объединяет 2 стихотворения: “Бородино”, “Два великана”?

Ответ ученика: Эти два стихотворения объединяет обращение к одной исторической эпохе ? эпохе Отечественной войны 1812 года.

8. Учитель: На примере стихотворений “Бородино” и “Два великана” мы видим, что

М. Ю. Лермонтов в 30-е года XIX века обращается к исторической теме. Историческое прошлое родины предстаёт перед нами и в другом произведении М. Ю. Лермонтова ? “Песня про купца Калашникова”.

9. Сообщение учителем темы и целей урока.

Учитель (открывая доску): Тема урока: “Грозная” эпоха в “Песне про купца Калашникова” М. Ю. Лермонтова.

(Ученики записывают в тетрадь тему урока и названия стихотворений: “Два великана” (1832), “Бородино”(1837).

Сегодня мы увидим закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме; раскроем атмосферу эпохи, в которой происходит действие в поэме “Песня про купца Калашникова”, атмосферу эпохи Ивана IV, прозванного Грозным. Тем самым мы подготовимся к чтению и восприятию произведения М. Ю. Лермонтова.

II. Беседа. Показ презентаций учащихся.

Учитель: Почему же М. Ю. Лермонтов обращается к исторической теме? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить время, в которое жил М. Ю. Лермонтов.

На доске дата: 14 декабря 1825 года. Эта дата прочно вошла в русскую историю.

Вопрос: Какое событие произошло в России в 1825 году 14 декабря.

Ответ ученика: 14 декабря 1825 года в России было восстание декабристов на Сенатской площади.

Учитель: Восстание декабристов было жестоко подавлено. 5 декабристов (Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьёв-Апостол, Каховский, Пестель) были казнены. Остальные были сосланы в Сибирь. Вступивший на престол после своего брата Александра I Николай I жестоко преследовал всякое проявление свободомыслия. П. Я. Чаадаев, студент философского факультета МГУ, за опубликованное им “Философическое письмо”, за свои передовые взгляды был объявлен сумасшедшим. Вы знаете, какой травле был подвергнут А. С. Пушкин.

Закрывались учебные заведения, а те, которые были, занимались, в первую очередь, подготовкой военных, офицеров для службы в армии.

30-ые годы XIX века ? это время разгула николаевской реакции. Всё это дало возможность М. Ю. Лермонтову назвать 30-ые годы эпохой безвременья.

В таких условиях мрачной николаевской действительности, стремясь найти ответы на волнующие его вопросы современности, М. Ю. Лермонтов обращается к историческому прошлому Родины.

У Лермонтова стремление узнать историю страны соединяется с восхищением устным народным творчеством.

В 1830-м году он пишет в своём дневнике: “Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду её искать, как в русских песнях. В них, верно, больше поэзии, чем во всей французской словесности”.

Это было в 1830 году, а в 1837 году имя М. Ю. Лермонтова стало известно всей России.

Вопрос: При каких обстоятельствах Лермонтов стал известен как поэт? Как это связано с именем А. С. Пушкина?

Ответ ученика: 1837 год ? год гибели Пушкина. М. Ю. Лермонтов пишет по этому поводу стихотворение “Смерть поэта”, с которого начинается слава Лермонтова.

Учитель: В 1837 году за то, что в стихотворении “Смерть поэта” М. Ю. Лермонтов обличает правящие дворянские круги, царь ссылает его на Кавказ. В первые месяцы своего пребывания на Кавказе М. Ю. Лермонтов создаёт поэму “Песня про купца Калашникова…”.

Приложение 1. Приложение 2.

Учитель: Как уже было сказано, действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века (Запись в тетрадях). Попробуем мысленно перенестись на 400 с лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица.

Улочки были узкие, кривые, мощеные брёвнами. Дома – в большинстве деревянные – были огорожены высокими заборами.

(Показ иллюстрации В. Г. Шварца 1862 г. из альбома “Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова”.)

В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял круглый помост (возвышение), называвшийся Лобным местом.

(Ученики записывают в тетрадях: “Лобное место”. Показ фрагмента с картины

Ф. Алексеева “Москва. Красная площадь”.)

С этого места оглашались царские указы; на этом помосте на виду всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – большом обрубке дерева.

Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину из-за измен боярства, которое мешало ему в войне с Ливонией и проведении реформ, направленных на укрепление единодержавия на Руси.

Что же обозначают эти слова: опричник, опричнина? Приложение 3.

Учитель: А сейчас мы обратимся к истории. Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров).

5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве.

С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни. Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри.

Во главе опричников стоял Малюта Скуратов.

( Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов).

Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами.

( Показ репродукции картины И. Я. Билибина “Боярский пир времён Ивана Грозного”).

Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами из парчи; дарил аргамаков.

Что же обозначают эти слова: парча, аргамак? Приложение 4.

На этих пирах гусляры и скоморохи развлекали пирующих песнями, рассказами, плясками. Кто такой скоморох? Приложение 5.

Москва в XVI веке была богатым городом, где рядом с жалкими лачугами высились хорошо построенные дома бояр и купцов; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, или по-старинному, гостей, торговавших местными товарами или привезёнными из далёких восточных стран: дорогими бухарскими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя.

Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины.

В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами. Многие церкви собирали с верующих деньги за поклонение “святым мощам”.

Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, происходившие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь; но иногда разгоревшиеся страсти приводили к печальному концу: кто-либо из бойцов получал увечье или даже умирал от тяжелого удара.

( Иллюстрация В. М. Васнецова, 1891 год).

Неизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. В личности царя сливались жестокость и набожность. Известно, что после жестоких расправ он заказывал молебны по убитым.

Н. М. Карамзин в “Истории государства Российского” писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”.[8].

А теперь обратимся к картине В. М. Васнецова “Иван Грозный”.

Учитель:

Рассмотрите, пожалуйста, картину.

1. Кто изображён на картине Васнецова?

2. Где находится Иван Грозный? (В одной из палат Московского Кремля).

3.Что можно сказать о фигуре царя? (Величественная, гордая).

4.Обратим внимание на лицо царя. Какое оно? ( Волевое, сосредоточенное, хмурое, злое).

5.Что привлекает внимание, когда всматриваемся в лицо царя? ( Глаза).

6.Какие они? ( Холодные, мрачные).

7.Каков взгляд Ивана Грозного? ( Изучающий, задумчивый, пронизывающий).

8. Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана IV? ( Губы тонкие, брови густые, сросшиеся).

9. Как одет царь? ( Кафтан из парчи, отороченный мехом. На голове шапка с изображениями святых. На руках рукавицы, расшитые золотом. Обут в сафьяновые сапоги.)

10. Что можно сказать о жестах героя картины? Что у него в руках? ( Скипетр, четки).

( Ученики записывают в тетрадях:

Каким я представляю себе Ивана IV?

План.

1. Кто и где изображен?

2. Фигура.

3. Лицо

4. Одежда.

5. Жесты.)

Учитель:

Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. (Показ книги “Домострой”. Ученики записывают в тетрадях:

“Домострой” - свод житейских правил XVI века).

Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом: “Жена да убоится мужа своего”.

Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”.

Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад.

III. Подведение итогов.

1. В каких произведениях М. Ю. Лермонтов обращается к исторической теме?

2. Какая историческая эпоха предстает в “Песне про купца Калашникова…”?

3. Почему поэт изображает XVI век, время Ивана Грозного?

4. За что царь был прозван Грозным?

5. Каким предстаёт время, в которое он жил?

Учитель:

Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей характерна борьба человека за личное счастье, чувство собственного достоинства. Герой Лермонтова, купец Калашников, олицетворяет собой представителя народной среды. Поэтому, М. Ю. Лермонтов вкладывает “Песню...” в уста скоморохов, которые за небольшую плату увеселяли народ плясками, пением и представлениями.

IV. Вопросы по теории литературы.

1. Учитель показывает карточки-схемы стихотворных размеров, ученики называют их и дают определения.

2. Ученики задают тем, кто активно работал на уроке, вопросы по теории литературы и комментируют оценки одноклассников.

V. Оценки за урок. Домашнее задание.

1. Прочитать “Песню про купца Калашникова…” М. Ю. Лермонтова.

2. Подготовить рассказ об эпохе Ивана IV, используя записи в тетрадях и учебник.

3. Индивидуальное задание. Рассказ по картине В. М. Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”.

Записи на доске. Приложение 6.

Использованная литература

1. Анализ художественного произведения. – М.: Просвещение, 1987.

2. Домострой. – М.: Советская Россия, 1990.

3. Ельцова О. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А. Г. Кутузова. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.

4. Есин А. Б. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 1995.

5. Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. – М.: Детская литература, 1984.

6. Золотарёва И. В. , Аникина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2004.

7. Золотарёва И. В., Егорова Н. В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.

8. Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 9. – М.: Наука, 1997.

9. Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – М.: Просвещение, 1973.

10. Коровина В. Я. Литература в 7 классе. Методические советы – М.: Просвещение, 1995.

11. Коровина В. Я. Читаем, думаем, смотрим. Вопросы и задания по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 1996.

12. Кутузов А. Г. , Колосс Л. В. Как войти в мир литературы. 7 класс. – М.: Дрофа, 2001.

13. М. Ю. Лермонтов в школе. – М.: Просвещение. 1976.

14. Лермонтовский вечер в школе. – М.: Дет. Лит.,1987.

15. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. Ч. 1. А – Л. – М.: Просвещение, 1990.

16. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы. – М.: Дрофа, 1996.

17. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Проф. Д. Ушакова. – М.: ТЕРРА, 1996.