"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • продолжить знакомить учащихся с правилами написания одной и двух букв н в суффиксах прилагательных;
  • развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически и объяснять правописание;
  • повторить правописание безударных гласных в корне слова;
  • воспитывать бережное отношение к слову.

Ход урока

Организационный момент.

Тест на настроение (создание эмоционального настроя)

Дорогие ребята, у нас сегодня необычный урок и мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Перед вами лежат кружочки: красный, синий, зелёный. Красный означает, что у вас радостно на душе, зелёный, что немного грустно, а синий - это потеря всякого интереса ко всему происходящему.

Поднимите, пожалуйста, ваши кружочки, и мы посмотрим, с каким настроением вы пришли на урок. Посчитаем количество кружочков, а в конце урока сравним: изменилось ли у вас настроение или нет.

Этот год в России объявлен годом семьи. А что такое семья? Это взаимоуважение, общие интересы. Так вот представьте, что на один миг мы с вами стали одной школьной семьёй, которая с удовольствием учится, играет, путешествует. И я вас приглашаю на экскурсию в музей, где вы побудете в роли как сотрудников, так и посетителей. Но музей у нас необычный - это музей русского языка, посетителей которого ждут удивительные сюрпризы. В нём много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, знаки препинания и многое другое. Мы с вами будем сотрудниками музея, работающими в зале "Прилагательное" с экспозицией "Одна и две буквы нн в суффиксах прилагательных"

Сообщение темы и цели урока.

Итак, тема нашего урока: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

Наша цель ...

Ребята, нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об употреблении и правописании одной и двух н в суффиксах прилагательных, а также рассказать о морфологических и синтаксических признаках имени прилагательного.

1. Работа у доски одного "экскурсовода"

- из представленного набора морфологических и синтаксических признаков выбери те, которые есть у прилагательного, и расскажи о них + морфологический разбор прилагательного.

Красивый

2. Во время работы "экскурсовода" класс работает со словосочетаниями.

(задания проецируется через мультимедийный проектор) (см. <Приложение1>)

- замените словосочетания, "существительное + существительное", синонимичными словосочетаниями "прилагательное + существительное". Поставьте вопрос к зависимому слову.

Образец: Портфель из кожи - кожаный портфель.

Платок из шерсти, сироп из клюквы, грива льва, бусы из стекла, кружка из олова, крыша из соломы, звонок телефона, путь для саней.

-От какой части речи зависит прилагательное?

-В роли чего выступает в словосочетаниях имя прилагательное?

-С помощью каких суффиксов вы образовали данные прилагательные?

- А сколько н пишется в них?

3. Коллективно проверяется работа "экскурсовода".

Практическая часть урока.

1. Мы должны быть готовы к разным вопросам со стороны посетителей, поэтому ещё раз давайте вспомним о правописании одной и двух н в прилагательных. В этом нам поможет стихотворение.

(проецируется через мультимедийный проектор) (см. <Приложение1>)

Хоть мы умны не по годам, Румяный Дед Мороз взмахнёт
Не всё нам ясно и понятно. Серебряною рукавицей
А сколько н писать в АН Здесь н одно лишь подойдёт
ЯН? - А два тут вовсе не годится.
Нас мучит всех невероятно А где два н? Простой ответ:
Как ни верти, как ни мудри, В окне с поверхностью стеклянной,
Но с этим суффиксом при встрече, Где оловянный шпингалет
Сперва внимательно смотри, И подоконник деревянный.
Какая встретилась часть речи. Туман одно имеет н,
Для прилагательных давно Но если город стал туманный,
Записано в учёных книжках: В основе н и суффикс н
Когда АН, ЯН, то н одно Запомни этот случай странный
И больше никаких излишков.

- Что же вы поняли из этого стихотворения? Переведите его на язык науки.

2. Работа в парах постоянного состава.

Наша экспозиция в музее русского языка становится всё интереснее и интереснее.

Ребята, разбейтесь на два варианта и каждый возьмите тренажную карточку. По сигналу вы начнёте выполнять данное задание. (Ребята, выполняющие I вариант, рассказывают о правописании своих слов ребятам, выполняющим II вариант.) Правильность ответа проверяют на обратной стороне карточки.

Первому варианту нужно выбрать правильное написание одной и двух нн в суффиксах прилагательных, а второму варианту нужно исправить ошибки, допущенные в тренажной карточке. Не забудьте - ответы находятся на обратной стороне карточек вашей пары.

- Так когда же пишутся одно и две -нн- в суффиксах прилагательных?

Ребята, у вас до этого момента работала механическая память, а теперь давайте подключим зрительную память. Внимательно посмотрите на таблицу и запомните изучаемое правило.

Таблица на экране.

-н- и -нн- в суффиксах имён прилагательных

НН пишется

Н пишется

В прилагательных, образованных с помощью суффикса -н- от существительных с основой на -н-

весна - весенний

сон - сонный

В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -онн-, -енн-;

хозяйство -хозяйственный

солома - соломенный

исключение:

ветреный, но: безветренный.

В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов

-ан-, -ян-, -ин-;

гусь - гусиный,

кожа - кожаный

земля - земляной.

Исключение: оловянный, стеклянный, деревянный.

В прилагательных без суффикса:

Юный, зелёный, синий, румяный, свиной.

В кратких прилагательных столько же н, сколько и в полных:

длинная дорога - дорога длинна.

В зале "Закрепление знаний" нашего музея посетители обычно делятся своими впечатлениями от экспозиции. В нашем случае это будет выборочный диктант, а два консультанта приглашаются к доске.

Задания консультантам:

Выполнить синтаксический разбор: Осенний ветер срывал листья.

Разбор по составу: деревянная, серебряное, каменный, лунная

Выборочный диктант.

Глиняная ваза, песчаный берег, травяной покров, дровяной сарай, мышиный цвет, машинная обработка, стеклянная ваза, лунная дорожка, общественное дело.

4. Ребята, наш музей русского языка предусматривает наличие игрового зала. Давайте мы с вами немножко разомнёмся, возьмём мячик и поиграем. Но игра у нас особенная. Водящий бросает мяч кому-то из вас, вы ловите и говорите проверочное слово.

(Повторение орфограммы "Безударная гласная в корне слова")

Сосна, мелок, лесок, сторона, весна, вода

5. Работа в "малых" группах.

Молодцы! Отдохнули, а теперь снова за работу. Посетители ждут нас. Пожалуйста, объединитесь в группы по 4 человека.

У вас на столах лежат листочки, переверните их - это словарные слова. Прочитайте их: коллекция, экскурсия, реставрация, репродукция (показываются на доске). Давайте посмотрим в толковый словарь и найдём значение этих слов. А теперь, используя суффиксы нашего урока, попробуйте из данных существительных образовать прилагательные.

-Сколько же -н пишется в образованных прилагательных?

Работа с текстами.

Перед вами лежат тексты, возьмите их, прочитайте, выполните задания, предложенные в них.

Текст 1

Хорошо идти по земле ранним утром. Воздух приятно освежает гортань и грудь. Румяное солнце греет бережно и ласково. Под косыми лучами утреннего света всё кажется ярче, выразительнее.

Задание: Выразительно прочитайте текст. Определите тип речи, стиль. Найдите прилагательные с изучаемой орфограммой. Определите, с помощью каких суффиксов они образованы? Найдите красочные определения - эпитеты.

Текст 2

Хорошо быть моряком! Это самая лучшая профессия. Моряки видят багряные закаты, песчаные дали, старинные порты. А это очень интересно! Когда я вырасту, я буду матросом. Буду ходить на военных кораблях по синим морям.

Задание: Выразительно прочитайте текст. Определите тип речи, стиль. Найдите прилагательные с изучаемой орфограммой. Определите, с помощью каких суффиксов они образованы? Найдите красочные определения - эпитеты.

Текст 3

С самого раннего утра небо ясное; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, но светлое и лучезарное - мирно всплывает над тучкой. Верхний слой растянутого облачка сверкает змейками.

Задание: Выразительно прочитайте текст. Определите тип речи, стиль. Найдите прилагательные с изучаемой орфограммой. Определите, с помощью каких суффиксов они образованы? Найдите красочные определения - эпитеты.

6. Ребята, мы постепенно приближаемся в святую святых нашего музея. Ещё одно усилие - и вы окажетесь в удивительном зале, но для этого нужно выполнить тест.

Тест

1. Пишутся две буквы -н- в суффиксах прилагательных:

А) деревя (-н,-нн)ый

Б) кожа(-н,-нн)ый

В) змеи(-н,-нн)ый

2.Пишется одна буква -н в суффиксах прилагательных:

А) осе(-н,-нн)Ий

Б) огне(-н,-нн)ый

В) водя(-н, -нн)ой

3. Найдите суффиксы, в которых пишется две -н:

А) ан(н); ян(н)

Б) ян(н)

В) е(нн) (н), о(нн) (н)

(проецируется ответ на экран: 1 - А; 2 - В; 3 - В )

7. Ребята, по электронной почте нам пришло письмо, в котором содержатся советы сотрудников музея русского языка экспозиции "Одна и две буквы -н- в суффиксах прилагательных" по выполнению домашнего задания.

Они рекомендуют вам выполнить упражнение 325, 56.

8. И вот мы, наконец, попали в один из самых загадочных и необыкновенных залов музея. Зал, где хранится "Пирамида знаний". Только любознательные, пытливые, умные ребята могут попасть в этот зал. Вы - одни из них!

Показывается пирамида знаний и зажигается фейерверк!

Ребята, давайте проверим, изменилось ли ваше настроение? (считаем кружочки)

Я благодарю вас за урок. Я почувствовала, что мы действительно на какое-то время стали маленькой школьной семьёй.

Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена. Желаю вам ещё много таких успешных экскурсий.

Для всех, кто любит свой язык,
Кто с русской речью дружен,
Быть равнодушным не привык,
Кому покой не нужен,
Откроет двери наш музей,
Мы с нетерпеньем ждём гостей!