Создание краеведческого журнала (из опыта работы в профильных 10–11-х классах "Сервис и туризм")

Разделы: Иностранные языки


Повышение требований к коммуникативному аспекту владения иностранным языком заставляет нас, учителей иностранных языков, искать новые формы и приемы обучения для повышения мотивации учащихся.

В настоящее время все большее значение приобретают межкультурные интернациональные связи. Однако истинное понимание чужой культуры возможно только при достаточно глубоком знании истории и культуры своей страны, своего края, своей "малой" Родины. Использование метода проекта поможет решить эту проблему.

Краеведческий журнал является оптимальной формой организации информации по краеведению. Это пример долговременного проекта, который может осуществляться на протяжении всего учебного года.

В ходе работы с учащимися мы выделили следующие страницы:

  • "Общая информация";
  • "Уникальные места нашей области";
  • "Любимые места отдыха";
  • "Исторически важные объекты";
  • "Возвращение в прошлое:";
  • "Рыбная деревня";
  • "Музей города и области";
  • "Танцующий лес";
  • "Замок Бальга";
  • "Куршская коса".

Мы подробно обсуждали каждую тему, дополняли, корректировали, находили новые материалы.

Учащиеся распределили обязанности: художественный редактор, дизайнер, фотокорреспондент, корректор. Роль главного редактора всегда отводится учителю.

В своей работе мы руководствовались следующими правилами:

  1. Тему формулировали проблемно.
  2. Использовали различные виды деятельности.
  3. Задания были даны небольшими порциями.
  4. Использовали также межпредметные связи.
  5. Произошла оценка проекта, обсуждение выступлений.
  6. Продолжение работы над проектом будет происходить до конца учебного года.

Предлагаем в качестве примера несколько статей из журнала.

Развитие нашего региона

:Мы живем в исторически важный момент, когда определяются векторы развития региона на долгие десятилетия, туристско-рекреационный комплекс региона, как базовая отрасль, просто не может быть одним из важнейших для региона векторов:

Уникальные ландшафты, великолепные золото-песчаные дюны, обрамленные вековыми соснами, две косы, целебный, богатый йодом воздух и поражающее своей красотой Балтийское море - все это одновременно про Калининградскую приморскую зону: и не про нее.

Известно, что проект ОЭЗ на Куршской косе получил высокое признание на федеральном уровне. Поэтому туризм в Калининградской области априори и влияет на развитие региона в целом. Сегодня происходит развитие морских курортов международного значения, конкурентоспособных с курортами стран Балтии.

Сервис пока еще на самом низком уровне, а ведь туристу, который предпочел калининградское побережье жарким странам, хочется, чтобы его здесь обслужили не хуже, чем там, куда он не поехал.

Кроме того, недостаточно развита транспортная инфраструктура. Например: аэропорт "Храброво" - г. Светлогорск, Зеленоградск, Отрадное. Как добраться туда?

Необходимо построить на побережье современные комплексы с чистыми пляжами, охраняемыми территориями, кафе и ресторанами, причалами для маломерных судов, футбольными полями и теннисными кортами, SPA - комплексами. Решается вопрос о создании Приморского муниципального образования (Светлогорск, Пионерский, Зеленоградск, Янтарный, Куршская коса, Балтийская коса, аэропорт "Храброво").

Рецептом привлечения туристов станет строительство новых объектов: лечебных курортов, морской прогулочной линии вдоль побережья, аквапарков с морской водой, океанариума, парков развлечений, спортивных комплексов для комфортного проживания, досуга и интересного время провождения в условиях, когда отдыхать на песке надоело, вода в море холодная или балтийская погода приносит сюрпризы в виде дождей или снега.

Сегодня существуют программы "Здоровье", "Образование", "Жилище" на 2002-2010 годы, "Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 г."

Все они, бесспорно, перекликаются с туристическим комплексом и, взаимодействуя, дадут нужный эффект.

Ученые, политики, строители, экологи, жители области хотят превратить Калининград в столичный европейский город ХХI века, а приморскую зону - в новый современный крупный курорт международного класса, а также сформировать позитивный имидж России на Балтике и ее интеграции в Европейское сообщество.

Сегодня стали традиционными джазовый и органный фестивали "Лавка боцмана" в Музее Мирового океана, выставки в Музее Янтаря, фестиваль- реконструкция эпохи викингов "Кауп" в Зеленоградском районе, "Балтийские сезоны", "Балтийские дебюты". Сейчас в мире активно развивается событийный туризм, и первые его шаги есть и у нас в области. Реконструкция Фридландского сражения, военно-историческое представление уже состоялось под Правдинском летом 2007 г.

Какие же сегодня самые красивые достопримечательности нашей области (опрос жителей города от 20.11.07 г.):

  1. Кафедральный собор (остров Кнайпхоф)
  2. Королевские ворота
  3. Башня Дона (Музей Янтаря)
  4. Дворец культуры Моряков (биржа)
  5. Кирха Святого Семейства (обл. филармония)
  6. Театр кукол (бывшая кирха королевы Луизы)
  7. Мост королевы Луизы (г. Советск)

"Рыбная деревня" открыта.

1 июня 2007 состоялась торжественная церемония открытия первого квартала Этнографического и ремесленно-торгового центра "Рыбная деревня" под названием "Старая Преголя". Уже функционируют здания комплекса "Старая Преголя", в который входят: "Туристический информационный центр", "Маяк" (смотровая площадка и галерея), "Речной вокзал" (офисно-торговый центр, причал), гостиница "Шкиперская", ресторан "Лангуст". У посетителей центра уже сейчас есть возможность совершать прогулки по Преголе на комфортабельных катерах.

 

Рис. 1. Открытие "Рыбной деревни"

Комплекс "Рыбная деревня" в целом состоит из 14 объектов, объединенных в 3 квартальных образования. Архитектурно-стилистически она выстроена в виде последовательной "иллюстрации в камне" исторических стилей, бытовавших в Кенигсберге: архитектурная стилистика Орденского периода, готика, классицизм, барокко, историцизм, модернизм.

Привлекательными моментами для посетителей "Деревни", кроме комплекса высококлассных услуг, станут в будущем расположенные непосредственно на территории "Деревни" пограничный и таможенный пункты пропуска. Это позволит без задержки проводить все необходимые формальности и процедуры. Будут сооружены причалы для яхт и судов.

В "Туристическом информационном центре" можно получить информацию о туристических объектах, праздниках, выставках, фестивалях, концертах, конференциях, проходящих на территории Калининградской области и приграничных государств, купить картины и сувениры с символикой региона, забронировать номер в гостинице, найти переводчика, арендовать машину, взять напрокат велосипед, а также отправиться на экскурсию по городу или области.

Музей "Королевские ворота"

Нынешние Королевские ворота унаследовали своё название от более старых ворот, располагавшихся на том же месте. В конце первой половины XIX века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма IV, а завершилось строительство в 1850 году.

 

Рис. 2. Музей "Королевские ворота"

В начале XX века оборонительные сооружения, в состав которых входили Королевские ворота, устарели, утратили военное значение и были проданы городу военным ведомством. В 1910 году валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты. Таким образом ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняли функцию своеобразной триумфальной арки.

Об истории ворот в период с 1945 по 1960 год ничего неизвестно, а к 1991 году ворота были заброшены, и в течение следующих десяти лет это положение не менялось.

Поворотным событием в истории ворот стало празднование 750-летия города, которое отмечалось в 2005 году. Королевские ворота стали не только одним из многих объектов, отреставрированных к юбилею, именно это сооружение стало главным символом юбилея. Реставрационные работы начались в ноябре 2004 года.

10 февраля 2005 года ворота были переданы Музею Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвящённая Великому посольству Петра I в Европу.

Музей Германа Брахерта

Дом - музей немецкого скульптора Германа Брахерта был открыт в 1993 году в поселке Отрадное близ Светлогорска Калининградской области. Он расположен в здании,, построенном по проекту самого скульптора в бывшем Георгенсвальде, удивительно красивом месте на берегу Балтийского моря, называвшемся в довоенное путеводителях "парадиз" - рай. Старый дом, сохранившиеся яблони и сливы, величественный красный бук, разросшийся рододендрон хранят память о том времени, когда здесь создавались творения художника.

Герман Брахерт создал более 20 монументальных скульптур для Кенигсберга и провинций Восточной Пруссии, работал в традициях неоклассицизма. В станковых произведениях, выполненных в различных материалах, много экспериментировал, творчески интерпретируя достижения современных направлений в искусстве.

В настоящее время сохранились лишь немногие монументальные произведения Германа Брахерта. Среди них:

  • рельеф "Марка Дома техники" (1923 - 1924, известняк, Калининград, ул. Баранова, 32)
  • декоративное оформление двери Финансового управления Кенигсберга (1928, медный сплав, Калининград, ул. Д. Донского, 1)
  • 4 рельефа на фасаде Грандотеля (нач. 30-х, мрамор, Сопот, ул. Повстанцев Варшавы, 2)
  • скульптура "Нимфы" (1938, бронза, Светлогорск, променад)

В целях сохранности демонтированы и установлены в Доме музее скульптуры, находившиеся в Лиственничном парке Раушена: "Несущая воду" (1944, мрамор), рельеф "Утренняя заря" (1940, мрамор), рельеф "Рыбак и русалка" (1940, известняк), рельеф "Три девушки с янтарем" (1940, известняк), а так же 4 рельефа с фасада Катушечной фабрики в Кенигсберге (1923, искусственный камень).

 Дом-музей ведет большую поисковую работу, сохраняет и реставрирует произведения скульптора. Деятельность Дома-музея Г. Брахерта как одного из центров художественной жизни региона широка и разнообразна. Здесь состоялись международные научно-практические конференции ("Художник во времени", 1998, "Творчество Германа Брахерта в контексте современной культуры", 2003) с участием ведущих специалистов Государственного Эрмитажа, других российских и зарубежных музеев, международный симпозиум скульпторов (1998). За годы работы было экспонировано более 50 выставок современных художников, прошло множество концертов, деловых приемов и камерных встреч, профессиональных дебатов и развлекательных бесед. Тысячи людей из разных стран мира: России, Англии, Германии, Финляндии, Ирландии, Японии, Польши, Индии, Швеции и др. - ставшие гостями Дома, убедились, что роль Личности не ограничена временным промежутком ее жизни; Дом-музей Германа Брахерта восстанавливает взаимосвязи между прошлым и будущим в культуре нашего края.

Герман Брахерт (1890-1972) немецкий скульптор, в течение 25 лет с 1919 по осень 1944 г. г. жил и работал в Восточной Пруссии, которую считал своей второй родиной. Занимался чеканкой, гравировкой по золоту, медальерным и ювелирным искусством, резьбой по камню и дереву. Будучи профессором, основ интерьера, ювелирного мастерства. Около 20 лет был консультантом Государственной янтарной мануфактуры Кенигсберга. В 1933 году получил запрет на преподавание и профессиональную деятельность, поселился в Георгенсвальде. Уехал оттуда в 1944 году в Штутгарт, где был назначен первым послевоенным ректором Академии художеств и продолжил свои творческие поиски.

Мия Брахерт (1893-1970), урожденная фон Вистингхаузен, супруга Германа Брахерта, была неизменной спутницей и вдохновительницей художника. Она родилась и выросла в Санкт-Петербурге, затем вместе с мужем жила в Кенигсберге, Георгенсвальде и Штуттгарте. Будучи художником-фотографом, оставила бесценные материалы о культурной жизни Восточной Пруссии, о несохранившемся творческом наследии Германа Брахерта. Все черно-белые фотографии, ставшие экспонатами Дома-музея, выполнены Мией Брахерт. Ее письма и дневники опубликованы изданиями (1998, 2003), подготовленными сотрудниками музея.

Интерес жителей и гостей Светлогорска к работе скульптора Германа Брахерта "Несущая воду" наверно не случаен. Скульптура стала частью их жизни, знаком времени на калининградской земле. Люди встревожены: не украли, не вывезли, и вообще, где она наша "Девушка с кувшином", как ее давно называют? Звонки, звонки... Архитектурный ансамбль лиственничного парка с мраморной скульптурой сформировал неповторимый уголок побережья, так любимый жителями и гостями Светлогорска. Сюда приезжали и до войны со всей Европы увидеть море, полюбоваться скульптурами. Большинство работ скульптора для Кенигсберга, украшавших здание университета Альбертина, Дома техники, почтамта, аэропорта "Девау", вокзала и других архитектурных сооружений погибли в огне войны и послевоенной идеологии. Светлогорск чудом сохранил уникальную скульптуру, ставшую поистине символом нашего города. И она - наиболее ценная, художественно выразительная, в творческом наследии Г. Брахерта, радовала нас почти 60 лет.

 "Танцующий лес"

Этот лес был посажен уже после войны. Здесь была голая дюна, на которой располагалась планерная школа. Сажали сосну обыкновенную, и почему некоторые из деревьев приобрели экзотические формы, закручивались как бы по спирали, а другие выросли ровными, сегодня никто сказать не может. Ученые еще только разбираются. А пока здесь выращивают сосны из семян, взятых на других участках и в "пьяном лесу".

Рис. 3. "Танцующий лес".

Немного о легенде.

Культ поклонения деревьям уходит в далекое прошлое. Предпосылкой к возникновению этого обычая явилось, необычайно большое значение, которое дерево играло в жизни древнего человека. Рост дерева, его быстрое развитие весной, увядание осенью, долгий зимний сон, напоминающий смерть - это все давало основание людям считать деревья живыми существами.

В эпоху освоения Куршской косы западными балтами, она была покрыта густыми смешанными лесами. Среди наиболее почитаемых деревьев дуб и липа, - символы мужского и женского начала. Дуб являлся также олицетворением верховного бога балтов и куршей Перкунаса.

Святыми и неприкосновенными считались не только леса и рощи, но и отдельные деревья, выделяющиеся своими размерами, возрастом или необычными формами. Неслучайно символом власти верховного жреца пруссов Кривее Кривайто была кривуля - посох, сделанный из изогнутого дерева.

Деревья, закрученные в кольца, пруссы почитали особо. Они воспринимали их как врата в мир духов и неземных созданий. Считалось, что прошедшие эти врата могут избавиться от болезней и вернуться в мир здоровыми.

Мнений по поводу "пьяного леса" немало. Грешили и на радиацию, и на энергетические выбросы. О последних - все больше экстрасенсы. Такие места на Куршской косе есть еще. Но народу их пока открывать не собираются. Сначала надо посмотреть, как будут вести себя туристы в этом лесу. А после них потянутся грибники. По неизвестной причине грибов здесь тьма. И все же никто не откажется обнять заколдованное дерево, говорят, это приносит счастье.

В "пьяном лесу" каждый имеет возможность пройти через такие врата - здесь есть деревья, изогнутые в кольцо, а уж сосен, завязанных в узел, винтом или просто причудливой формы, и не счесть. Этот лес - одна из главных достопримечательностей Куршской косы.

Замок Бальга

Замок Бальга - один из самых известный памятников древней рыцарской архитектуры в Калининградской области.

По легенде, в V веке на этом месте на берегу залива находилась крепость Хонеде, построенная пруссами для своего короля Видевута. Из деревянной крепости, расположенной на возвышении, хорошо просматривая залив. Именно эта стратегическая особенность привлекла внимание рыцарей, пришедших в XIII веке христианизировать Пруссию. Поэтому в 1239 году после тяжелой битвы она перешла в руки рыцарей Тевтонского ордена.

 

Рис. 4. Замок Бальга

Крепость, построенная по всем правилам военной науки, была прекрасным оборонительным сооружением, однако деревянные постройки крепости не раз горели после набегов местного населения. Поэтому в 1250 году по распоряжению гроссмайстера Тевтонского ордена крестоносцы воздвигли на территории крепости огромное здание Конвента, ставшее начальным ядром будущей каменной крепости. В строительстве использовался полевой камень и обожженный кирпич.

В 1525 году герцог Альбрехт пожаловал Бальгу земландскому епископу Георгу фон Поленцу, который владел крепостью до 1550 года. После смерти епископа многие строения стали приходить в упадок. Во время шведской войны 1620 года король Густав Адольф использовал Бальгу как свою базу. Позже в одном из помещений крепости был открыт трактир, а башня служила маяком.

В 1701 году Фридрих I приказал употребить камень Бальги для строительства крепости в Пилау, после чего крепость фактически была превращена в каменоломню.

В 1927 году с целью привлечения туристов на территории крепости был организован краеведческий музей, стены форбурга расписали именами гроссмайстеров Тевтонского ордена.

В 1945 году в этих местах завершился разгром самой крупной из немецких группировок, располагавшихся к югу от Кенигсберга.

Журнал популярен не только среди учащихся, но и у преподавателей истории и географии нашего лицея. В процессе работы над созданием журнала мы сотрудничали с Калининградским краеведческим музеем, музеем "Куршская коса" и Калининградским областным архивом.

Следующим этапом нашей работы будет создание краеведческого видеожурнала об истории и достопримечательностях Кенигсберга - Калининграда.

Список литературы

  1. Балтийский статус. - Калининград, 2008
  2. Географический атлас Калининградской области. - Калининград: КГУ, 2002.
  3. Кокоркина Г.В. Создание классного краеведческого журнала / Кокоркина Г.В., Медведева Н.И., Пашкевич Н.К. // Иностранные языки в школе. - 1993. - № 3.
  4. Регион сотрудничества Калининградская область. Информационный бюллетень Администрации Калининградской области, 2005.