Информационные технологии на уроках физической культуры "Олимпийские игры древности и современности"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Пояснительная записка

В процессе изучения данного материала учащиеся имеют возможность расширить свои знания по истории Олимпийского движения и международного спортивного движения.

Направление урока - развивающее. Материал урока, прежде всего, ориентирован на создание у школьников правильного представления об олимпийском и международном спортивном движении, его роли в мире.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Для повышения интереса обучающихся к занятиям и более успешного решения образовательных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы. На уроках физической культуры для объяснения теоретического материала используем компьютерные презентации.

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. и продолжались один день. Участниками их были воины, которые соревновались только в беге на одну стадию (около 192 м, впоследствии от этого слова произошло название "стадион").

Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, а именно город Олимпия, расположенный у подножия горы Кронос, на берегу реки Алфей. Олимпийские игры в Древней Греции - крупнейшие общегреческие состязания, проводившиеся регулярно через 4 года в Олимпии. Стадион вмещал 50 тысяч зрителей. Имелись специальные места для жилья и тренировки участников Игр. Участвовать в Играх могли только свободнорожденные греки. Женщин к соревнованиям не допускали.

Программа Олимпийских игр постепенно усложнялась: с XIV Игр в программу был включен бег на две стадии, с XV - бег на выдержку (на выносливость). На XVIII Играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее в программу вошли кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион. С XXXVII Олимпийских игр (24 г. до н. э.) начались выступления детей: сначала в беге и борьбе, потом в пятиборье и в кулачном бою. В V веке до н. э. продолжительность Игр увеличилась до пяти дней.

В процессе развития Олимпийских игр сложился кодекс правил, регламентирующих их проведение. По условиям участники Игр должны были, готовясь к ним, тренироваться 10 месяцев. А затем еще 1-2 месяца, в Олимпии, под наблюдением жрецов храма Зевса Олимпийского, которому и посвящались Игры. Во время проведения самих Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами.

Играми руководили элланодики, одновременно выполнявшие роль и тренеров, и судей. Официальной наградой победителю Олимпийских Игр служил венок из ветвей священного оливкового дерева. Победители Игр - Олимпионики, у себя на родине становились национальными героями.

После завоевания Греции Римом Олимпийские игры просуществовали еще длительное время, все более отражая в себе черты упадка. Они прекратились в 394 г. до н. э., будучи запрещены указом византийского императора Феодосия I. Античные игры проводились более 1100 лет.

23 июня 1894 года в Сорбонне (Париж) прошёл первый конгресс Международного Олимпийского комитета, который созвал барон Пьер де Кубертен для того, чтобы объявить о своем проекте возрождения Олимпийских игр. Идея была не нова, в течение XIX века в различных европейских странах состоялись несколько спортивных мероприятий, организованных по образцу Античных Олимпийских игр. Однако именно Кубертен первым предложил сделать такие Игры традиционными, интернациональными и объединяющими в себе соревнования по многим различным видам спорта.

Конгресс создал также руководящий орган - Международный Олимпийский комитет (МОК). Первые Олимпийские игры нашего времени состоялись в Афинах, а с 1924 г. стали проводиться и зимние Олимпийские игры, представляющие собой комплексные соревнования по зимним видам спорта. Постепенно расширялась и программа Олимпийских игр.

Олимпийские игры являются соревнованиями между спортсменами в индивидуальных или командных видах, а не между странами. Это великий праздник молодежи мира. Игры объединяют сильнейших спортсменов всех стран в честных и равноправных соревнованиях.

Международный Олимпийский Комитет (МОК) является международной неправительственной организацией. Срок его деятельности неограничен. Секретариат МОК постоянно находится в городе Лозанне (Швейцария). Роль МОК состоит в руководстве олимпийским движением и развитием олимпизма в соответствии с Олимпийской хартией.

Высшим органом МОК является сессия, проводимая не менее одного раза в год. Сессия МОК утверждает, изменяет и истолковывает Олимпийскую хартию, а также по предложению Исполкома МОК избирает членов МОК. На сессии избираются города, в которых проводятся Олимпийские игры, определяются олимпийские виды спорта.

Официальными языками МОК являются французский и английский.

Наша страна с момента создания МОК участвовала в его работе. С 1974 по 1995 гг. вице- президентом МОК дважды избирался президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов.

Президент МОК избирается на сессии из числа членов МОК тайным голосованием на восьмилетний период. Президент может избираться на последующие четырехлетние периоды.

Первым президентом МОК стал представитель Греции Деметриус Векелас (1894-1896). Сразу после окончания Олимпийских игр он ушел в отставку, президентом стал Пьер де Кубертен (1896-1925).

С 1980-2001 президентом МОК является испанский общественный деятель Хуан Антонио Самаранч. С 2001 г. действующий президент МОК Жаг Рогг.

После образования и признания МОК в 1951 г. Национального Олимпийского комитета (НОК) СССР членами МОК были известные спортивные работники нашей страны. С 1971 г. членом МОК является В.Г. Смирнов, вторым членом - Шамиль Тарпищев. А в 1995 г. членом МОК стал Юрий Титов.

Главная задача НОК - развитие и защита Олимпийского движения в стране, пропаганда олимпизма, развитие спорта высших достижений, массового спорта.

Высший орган Олимпийского комитета России (ОКР)- Олимпийское собрание. На нем принимается или изменяется Устав ОКР, избирается его президент, и другие члены Исполнительного Комитета (Исполкома). Исполком руководит Олимпийским движением России. В настоящее время Председателем ОКР является Леонид Тягачев.

Официальный логотип (эмблема) Олимпийских Игр состоит из пяти сцепленных между собой кругов или колец. Этот символ был разработан основателем современных Олимпийских Игр бароном Пьером де Кубертеном в 1913 году под впечатлением от подобных символов на древнегреческих предметах. Нет подтверждений, что Кубертен связывал число колец с числом континентов, но считается, что пять колец - символ пяти континентов (Европы, Азии, Австралии, Африки и Америки). На флаге любого государства есть, по крайней мере, один цвет из представленных на олимпийских кольцах.

Официальный флаг Олимпийских Игр представляет собой изображение олимпийского логотипа на белом фоне. Белый цвет означает единство всех знаний и символизирует мир во время Игр.

Флаг планировалось впервые использовать на Играх 1916 года, но они не состоялись из-за войны, поэтому впервые флаг появился на Олимпийских играх 1920 года в Антверпене (Бельгия). Олимпийский флаг используется в церемониях открытия и закрытия каждой Олимпиады. На церемонии закрытия мэр города-хозяина прошедших Игр передает флаг мэру города-хозяина следующих Игр. В течение четырех лет флаг остается в здании мэрии города, который готовится к очередным Играм.

Олимпийский девиз состоит из трех латинских слов - "Citius, Altius, Fortius!", что в переводе - "Быстрее, выше, сильнее!". Фраза из трех слов впервые была сказана французским священником Анри Дидоном на открытии спортивных соревнований в своем колледже. Эти слова понравились Кубертену и он посчитал, что именно эти слова отражают цель атлетов всего мира.

Олимпийский принцип был определен в 1896 году основателем современных Игр Пьером де Кубертеном. "Самое важное в Олимпийских играх - не победа, а участие, также как в жизни самое главное - не триумф, а борьба".

Текст Олимпийской клятвы предложил Пьер де Кубертен. Сейчас он звучит так: "От имени всех участников соревнований, я обещаю, что мы будем участвовать в этих Олимпийских Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и чести наших команд". Клятву принимают также тренеры и официальные лица команд. Спортивные судьи также принимают клятву, текст которой адаптирован для этих целей. Впервые олимпийская клятва прозвучала в 1920 году, а клятва арбитров - в 1968 году в Мехико. В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее впервые в тексте клятвы появились слова о неиспользовании допинга в соревнованиях.

Победитель Игр получает золотую медаль (на самом деле эта медаль серебряная, но покрытая относительно толстым слоем золота). За второе место дают серебряную медаль, за третье - бронзовую.

Вручение медалей происходит на специальной церемонии после соревнований. Победители располагаются на подиуме в соответствии с завоеванными местами. Поднимаются флаги стран, представителями которых являются победители. Играется гимн страны, представителем которой является обладатель золотой медали.

Впервые олимпийские талисманы появились на Зимних играх в Гренобле в 1968 году. И с тех пор стали неотъемлемым атрибутом всех Олимпиад. Симпатичными символами Игр с тех пор побывали собачки, бобер, медвежонок (незабываемый московский Миша), орленок, тигренок, непонятное "виртуальное" существо и сразу три представителя уникальной Австралийской фауны.

Затем впервые в истории летних Олимпиад талисманами Игр в Афинах стали люди.

Ритуал зажжения священного олимпийского огня происходит от древних греков и был возобновлен Кубертеном в 1912 году. Факел зажигают в Олимпии направленным пучком солнечных лучей, образованных вогнутым зеркалом. Олимпийский огонь символизирует чистоту, попытку совершенствования и борьбу за победу, а также мир и дружбу.

Традиция зажигать огонь на стадионах была начата в 1928 году (на зимних Играх - в 1952 году). Эстафета по доставке факела в город - хозяин Игр впервые состоялась в 1936 году. Олимпийский факел доставляется на главный стадион Игр во время церемонии открытия, где с помощью него зажигается огонь в специальной чаше на стадионе. Олимпийский огонь горит до закрытия Олимпиады.

В Олимпийских играх как в зеркале отражается уровень современной жизни. Они привлекают к себе пристальное внимание миллионов людей нашей планеты, выражают неодолимое стремление человечества к миру и прогрессу.

Олимпийские игры проводятся в полном соответствии с Олимпийской хартией и выполняют важные педагогические и социальные функции. Они имеют огромное воспитательное и образовательное значение. Олимпийский огонь, олимпийская клятва, подъем национальных флагов, исполнение национальных гимнов в честь победы спортсменов, церемония награждения победителей - все это воспитывает у людей благородные патриотические чувства.

Приложение 1