Цели и задачи:
- рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе
- раскрыть черты самобытности и черты западной цивилизации в историческом пути развития России
- привести учащихся к новому уровню осмысления проблемы "Восток - Запад".
Тип урока: урок-размышление с использованием метода проектов.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, карточки разного цвета.
Эпиграф к уроку:
Не надо несбыточных грёз,
Не надо красивых утопий.
Мы старый решаем вопрос:
Кто мы в этой старой Европе?
В.Я. Брюсов
Ход урока
Учитель: проблема " Восток - Запад" обостряется в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь возникла дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.
Итак, кто же мы - европейцы или азиаты? В исторической и общественной мысли России по этому вопросу никогда не существовало единого мнения. Прав был Бердяев: тема "Восток - Запад" - вечная тема русских размышлений".
Так давайте обратимся к истории России и попробуем ответить на вопрос: к какому типу цивилизации - западному или восточному можно отнести Россию?
В конце урока вам предстоит ответить на два проблемных вопроса:
- Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе.
- По какому пути идти России сегодня?
Первая группа учащихся разрабатывала проблему "Россия - западная цивилизация".
(уч-ся представляют мультимедийную презентацию и комментарии к ней, подтверждающие, что Россия относится к западному типу цивилизации)
Киевская Русь - часть средневековой Европы:
а) развит торговый путь "из варяг в греки";
б) Новгород заключает договор с Ганзейским союзом (германский торговый союз);
в) письменность известна на Руси еще до принятия христианства - алфавит "глаголица";
г) Русь - "страна городов";
д) элементы самоуправления в городах: вече в Новгороде и Пскове.
Реформы Петра I:
- "прорубил окно в Европу"; Россия - великая европейская держава;
- введение западноевропейских порядков:
а) указ о введении нового летоисчисления;
б) введение европейской одежды;
в) новые формы общения и развлечений: ассамблеи,
фейерверки, маскарады;
г) введение обычаев стричь бороды, пить кофе.
Развитие образования и науки в эпоху Петра I:
а) учеба становится одним из видов государственной службы;
б) широкое издание учебников, наглядных пособий;
в) создание математической Навигационной школы;
г) издание первой печатной газеты - "Ведомости";
д) открытие первой научной библиотеки;
е) основание первого русского музея - Кунсткамеры;
ж) основание ботанического сада;
з) основание Академии наук.
Общественное движение первой половины XIX века: западники (Грановский, Соловьев, Кавелин) восхваляют Петра I за то, что он приблизил Россию к Западу. Россия до Петра I - отсталая, варварская страна. У России тот же путь развития, что и у Западной Европы. Со временем в России утвердятся европейские порядки: конституционная монархия, сходная с западными, права и свободы личности.
Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века способствовали развитию России по буржуазному пути и сократили ее отставание от западных стран.
Россия. XX век. События, которые способствовали развитию в России ценностей западной цивилизации:
- 1917 год - Февральская буржуазно-демократическая революция
- 1921 год - новая экономическая политика
- 1960-е годы - "оттепель" в духовной жизни общества
- 1985 год - начало перестройки
- с 1992 года - радикальные политические и экономические реформы
Вывод: мировая история - однолинейный процесс; с самого начала цивилизации России в ней присутствовали западные черты; Россия - западноевропейская держава.
Вторая группа занималась разработкой проблемы "Россия - самобытная цивилизация".
(уч-ся представляют мультимедийную презентацию и комментарии к ней).
Особенности развития России определили следующие факторы:
Геополитический:
- Удаленность от морских путей
- Открытость границ
- Частые нападения с соседних территорий
Природно-климатический:
- умеренно-континентальный климат, большой разброс температур по территории страны
- обширные территории способствовали экстенсивному развитию хозяйства
- малоплодородные почвы на северо - востоке Руси требовали высоких затрат труда
- богатые природные ресурсы: обилие лесов и рек
Экономический:
- большие запасы полезных ископаемых
- много пушнины
- города - центры ремесла и торговли
- велико значение речных путей сообщения
- находилась на выгодных торговых путях: путь из "варяг в греки".
Политический:
Религиозный:
- основная вера - православие
- влияние ислама и буддизма
Этнический:
- многонациональность
- национализм не имел успеха
- дружба, уважение, братские отношения между народами разных национальностей
Менталитет русского народа:
- "Широкая русская душа"
- Терпение
- Щедрость
- Кротость
- Простодушие
- Нестяжательство
XIX век - "Теория официальной народности":
- противостояние самобытной России Западу.
- оппозиционные идеи принесены с Запада.
- пассивность крестьянства, набожность, вера в царя - это самобытные черты русского народа.
- восхваление существующих в России порядков, в том числе и крепостного права.
- "другие народы не ведают покоя и слабеют от разномыслия, а Россия крепка единодушием".
Последствия влияния факторов на самобытность России: экстенсивный путь развития хозяйства; крепостное право; сильная общинная организация; сильная центральная власть; многонациональность; слабовыраженный принцип личной собственности.
Учитель: Итак, мы убедились, история России уникальна, самобытна, но в то же время в некоторые периоды своей истории Россия приближается к Западу, заимствует определенные черты западной цивилизации.
Представляем слово третьей группе учащихся, которая попробовала объединить исторический материал, изложенный первыми двумя группами
(представляют презентацию и комментарии).
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки:
Мы - европейские слова
И азиатские поступки.
Н. Ф. Щербина
Учитель: большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, соединившего в себе элементы восточного и западного, европейского типа. Вам представлены высказывания поэтов, философов, писателей о месте России в цивилизационном процессе. Определите свое мнение и проголосуйте по вопросу: Россия - это Запад, Россия - это Восток или Россия - особый тип цивилизации, а затем аргументируйте свою точку зрения.
Высказывания поэтов, писателей и философов:
- "Тема "Восток-Запад" - вечная тема русских размышлений". (Н. Бердяев)
- "Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы!." (А. Блок)
- "Умом Россию не понять, аршином общим не измерить."(Ф. Тютчев)
- "Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара." (П. Чаадаев)
- "В историческом развитии России: есть особенности, очень заметно отличающие его от исторического процесса всех стран европейского Запада и напоминающие процесс развития великих восточных деспотий." (Г. Плеханов)
- "Россия и Запад имеют общие корни и общий путь развития." (Т. Грановский)
Учащиеся голосуют карточками различного цвета и аргументируют свой выбор.
Учитель: Таким образом, мы ответили на первый из проблемных вопросов. Теперь давайте обратимся ко второму: По какому пути идти России сегодня? Что должно служить ориентиром - Запад или Восток? А может быть, Россия должна опираться только на свои собственные традиции? Современная мировая цивилизация в своей основе опирается на западные ценности. Но нужно ли нам слепое копирование?
В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу: Россия должна идти в русле мировой цивилизации, опираясь на творчески переработанную с учетом нашей самобытности западную модель развития.