Организация методической работы в Бродовском школьном округе – важнейший фактор повышения профессиональной подготовки педагогических работников

Разделы: Администрирование школы


Учитель - одна из ключевых фигур образовательного процесса.

Сегодня общество запрашивает педагога не только знающего в совершенстве свой предмет, но и способного создать необходимые психолого-педагогические условия для саморазвития личности ученика.

Умение управлять процессом постоянного изменения человека и восхождения его к более высокому уровню своего развития является высшим профессиональным умением каждого педагога.

Всем известно, что профессионализм педагога не повышается автоматически с увеличением стажа работы, он приходит к педагогу в результате целенаправленной специально организованной работы.

Приказом отдела по образованию от 24 октября 2006 года наша школа была реорганизована в базовую. В школьный округ МОУ Бродовская СОШ вошли 10 сельских школ, из них 5 - средних, 5 - основного общего образования; из них 7 образовательных учреждений (70%) - школы малокомплектные /Приложение 1. Структура Бродовского школьного округа/.

Используя диагностический инструментарий, мы провели анализ педагогических ресурсов школ округа и обнаружили что:

  • все образовательные учреждения укомплектованы кадрами, причем 80 % составляли педагоги с высшим образованием,
  • 67% - имели высшую и первую квалификационную категорию,
  • 68% педагогов работают в условиях многопредметности.

С образованием школьного округа выявился ряд противоречий, который потребовал изменений в организации методической работы:

  • отсутствие опережающего видения роли методической службы в обучении педагогических кадров школ округа,
  • невысокий инновационный потенциал системы методической работы в образовательных учреждениях округа,
  • необходимость быстрой адаптации системы методической работы к изменяющимся условиям,

Была сформулирована стратегическая цель развития методической службы ШО "Повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства учителей в процессе углубленного проникновения в сущность инновационных технологий" Она стала приоритетом одного из направлений "Образовательной программы Бродовского школьного округа".

Для организации научно-методической работы в ШО решением Совета директоров был создан Методический Совет.

Определены основные функции МС:

  • диагностика состояния методического обеспечения УВП и методической работы школ округа;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию новых методических технологий организации УВП;
  • создание и организация работы творческих (постоянных и временных) групп и других объединений учителей округа.

Приоритетными направлениями МС ШО стали: аттестация педагогических работников; создание единого информационно-методического пространства на основе использования информационно- коммуникационных проектов; разработка мониторинга методической поддержки качества образования; развитие и сохранение инновационных процессов в ШО.

В качестве структурных подразделений МС сформированы: 10 методических объединений, руководителями которых являются опытные педагоги школьного округа; школа молодого учителя; временные творческие группы; школа передового педагогического опыта.

В Бродовской школе накоплен богатый опыт использования инновационных технологий, поэтому в январе 2007 года для школ округа был проведен научно-практический семинар: "Создание образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей, на основе внедрения проектных и исследовательских методов". Педагоги школы представили систему работы по внедрению современных образовательных технологий.

Эффективность действия семинара мы определили по количеству обращений педагогов школ за консультациями. В процессе работы с учителями школ округа был сформирован банк данных по проблемным вопросам:

  • Составление рабочей программы по предмету;
  • Составление программы элективного учебного предмета;
  • Использование инновационных технологий в УВП;
  • Использование проектных технологий;
  • Применение электронных образовательных ресурсов;

В соответствии с запросами была спланирована работа МО ШО, которая способствовала совершенствованию образовательных программ и профессиональному росту учителей.

В течение года для учителей информатики, администрации ОУ, учителей-предметников проводились практические занятия по темам:

1. Лицензионное программное обеспечение (СБППО). Вопросы по установке и получению ключей активации.

2. Работа с электронной почтой, настройка почтовой программы Outlook Ехрress.

3. Изготовление школьного Web-сайта в редакторе Front Page 2003.

4. Проведение уроков с применением презентационной техники.

5. Использование ИКТ и проектной деятельности в УВП.

Систематически проводились консультации и методическая помощь в составлении рабочих программ учителям из Гусевской СОШ, Ивановской ООШ, Алексеевской ООШ, Новожизненской СОШ, Хлебородненской СОШ, Пугачёвской СОШ.

Хочется отметить, что первоначально на МО ШО выступали учителя нашей школы, которые имели инновационный опыт работы. Но уже на последующих заседаниях в работу МО активно начали включаться педагоги школ-спутников.

Активными формами работы являются:

  • Методические совещания;
  • Научно-практические семинары;
  • Мастер-классы;
  • Семинары-практикумы;
  • Научно-практические конференции;
  • Самообразование;
  • Собеседование;
  • Круглые столы;
  • Консультации.

Они способствуют реализации компетентностного подхода в работе с педагогами, созданию условий для профессионального роста учителей, воспитателей, подготовке к аттестации, освоению передового педагогического опыта и в целом повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. В сетевой организации методическая работа выполняет первостепенную функцию по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов: увеличивается круг взаимодействия участников, наблюдаются опосредованные связи, результаты работы педагогов становятся более продуктивными.

Плодотворная деятельность МС и МО ШО инициировала педагогов к активному использованию полученных знаний в практику. Так были организованы совместные мероприятия:

  • Конкурс "Самый грамотный"
  • Учителя немецкого языка Стебунова Н.А. из МОУ Рубашевская ООШ, МОУ Большеясырская СОШ, МОУ Пугачевская СОШ, МОУ Гусевская ООШ представили открытые уроки.
  • В школах округа были проведены олимпиады по предметам, задания были разработаны учителями Бродовской СОШ
  • Проводились и спортивные соревнования, в которых участвовали сборные команды (1-4кл.) из Новожизненской, Хлебородненской, Новокурлакской и Бродовской СОШ.
  • К 95-летию С.В.Михалкова на базе нашей школы была проведена игра-соревнование "В гости к Михалкову". В ней приняли участие команды Новожизненской, Хлебородненской, Новокурлакской и Бродовской СОШ.

Мероприятия старались проводить не только в Базовой школе, но и в школах-спутниках. Так в МОУ Хлебородненская СОШ был организован экологический праздник "Землянам чистую планету", МОУ Новокурлакская СОШ пригласила школы округа на КВН "По сказкам А.С.Пушкина".

Большинство педагогов школ округа стали работать в режиме реализации инновационных педагогических технологий

Таким образом, организация методической работы способствует:

  • повышению мотивации учителей в развитии своего профессионализма;
  • освоению педагогами новых образовательных технологий;
  • построению единого образовательного пространства школ округа;
  • освоению новых форм организации образовательного процесса, направленных на создание социально значимых проектов;
  • социализации детей через реализацию различных проектов;
  • развитию ребенка через погружение его в обогащенную образовательную среду.

Взаимодействие педагогов разных школ обогащает и расширяет профессиональное общение учителей сельских школ, ликвидирует педагогическое одиночество.

Презентация "Организация методической работы в Бродовском школьном округе" /Приложении 2/.