Урок–игра по теме "Звук [щ]. Буквы «Щ, щ». Строчная буква [щ]"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с новыми буквами Щ,щ, формировать представление о звуке /щ/ как о глухом мягком непарном звуке; читать слоги, слова с буквой щ;
  • Развивать фонематический слух , память, речь, внимание, умение фантазировать, сопоставлять вымысел с реальностью;
  • Воспитывать любовь к животным, к чтению.

Презентация. Слайд №1

I. Огр. момент. Психологический настрой. Мотивация.

- Дорогие ребята! У нас сегодня много гостей. Повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь с ними. Спасибо.

"Здравствуйте" - ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.

- Сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

- Покажите своё настроение в начале урока.

- Ребята, у Насти произошла неприятная история. Она хочет с нами поделиться.

(стихотворение С.Михалкова "Щенок")

- Поможем Насте найти щенка?

- Для этого вам предстоит выполнить задания. После каждого правильно выполненного задания, будет появляться буква слова. Как только соберём целое слово - найдём щенка. Готовы?

II. Актуализация знаний.

- Сначала вспомним:

- На какие две группы делятся все звуки?

- Назовите согласные, которые всегда твёрдые.

- Назовите согласные, которые всегда мягкие.

III. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Слайд №2

- Найдите общее в следующих словах:

ШАПКА, ЩЁТКА, ШАШКА

(2 слога, 1-й слог ударный, начинаются на согласный, заканчиваются на гласный)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Чем же мы будем заниматься на уроке? Какова наша задача?

Слайд №3

1) познакомиться с новой буквой,

2) познакомиться с новым звуком,

3) учиться грамотно писать слова и предложения с буквой "щ";

4) читать слоги, слова с новой буквой.

IV. Знакомство с новым звуком.

- Итак, преодолеваем первое препятствие.

- Для начала чётко произнесите это слово и составьте звуковую схему.

- Сколько звуков в 1-м слоге? (во 2-м слоге)?

- Произнесите 1-й звук. Дайте ему характеристику.

(/щ,/ - согл., мягкий, глухой)

- Молодцы! Вы уже сделали первый шаг к цели. Звук /щ,/ обозначается буквой Щ. (показ) Щ

- Кто знает, как называется эта буква? (буква "ща")

- Давайте проведём исследование: бывает ли звук /щ,/ твёрдым?

- Называйте слово, чётко выделяя звук.

(на доске)

- Сделайте вывод. (Звук /щ,/ никогда не бывает твёрдым)

Физкультминутка.

Упражнения под песню "Дорогою добра".

Работа по учебнику.

- Продолжаем искать щенка и открываем учебник на странице 187.

1. Чтение слогов (хором)

- Пронаблюдайте: какие гласные звуки после /щ,/ слышим, а какие буквы пишем.

- С каким подобным звуком мы уже знакомились. (звук /ч,/)

(ЩА с А, ЩУ с У)

Слайд №4

2. Чтение слов (цепочкой)

- Выберите слова, где есть слияния.

- Прочитайте последнее слово. Найдите в нём "опасное место". Е

3. Чтение текста (шёпотом)

- О чём прочитали по учебнику? На что похож лещ? (на тарелку)

Слайд №5

- О какой рыбе прочитала вторая группа? Что нового о ней узнали?

Слайд №6

- Название какой рыбы вам ещё встретилось? (налим)

Слайд №7

- Налим - это хищная речная рыба. Под подбородком растёт ус. Летом впадает в спячку.

- С какого звука начинается это слово? Какой буквой обозначается? Н

- Задания в парах.

1 группа: Соедините с буквой Щ только те предметы, в названиях которых есть эта буква.

 (проверка)

Слайд №8

2 группа: Соберите слова из слогов. Раскрасьте слоги каждого слова одним цветом.

Слайд №9

- Молодцы! Вы всё ближе к цели, преодолевая препятствие за препятствием.

- На какую букву похож воздушный шарик? О

- Ребята, вы так хорошо справляетесь со всеми заданиями. А сможете ли вы записать те слова, с которыми вы только что работали? Почему?

(Ещё не умеем писать букву щ)

V. Знакомство с новой буквой.

Работа в прописи (стр. 28).

(показ на доске)

щ щ щ щ щ

ща щу щи

- Вы прекрасно преодолели и это препятствие. Я открываю последнюю букву нашего слова. Может кто-то догадался, что это за буква? К

- Настя, мы нашли твоего щенка. Вот он.

Слайд №10

- Составьте предложение со словами, в которых есть буква "щ".

- Замечательно. Прочитайте моё предложение.

- Как будете действовать, чтобы не было при списывании ошибок? (по алгоритму)

- Списывание предложения.

VI. Итог. Рефлексия.

- Чем вам понравился урок?

- Что нового вы узнали?

- Покажите своё настроение в конце урока.

- Спасибо за урок.

Приложение.