Цели:
- Познакомить с новыми буквами Щ,щ, формировать представление о звуке /щ/ как о глухом мягком непарном звуке; читать слоги, слова с буквой щ;
- Развивать фонематический слух , память, речь, внимание, умение фантазировать, сопоставлять вымысел с реальностью;
- Воспитывать любовь к животным, к чтению.
Презентация. Слайд №1
I. Огр. момент. Психологический настрой. Мотивация.
- Дорогие ребята! У нас сегодня много гостей. Повернитесь, улыбнитесь и учтиво поздоровайтесь с ними. Спасибо.
"Здравствуйте" - ты скажешь человеку.
"Здравствуй!" - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
- Сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.
- Покажите своё настроение в начале урока.
- Ребята, у Насти произошла неприятная история. Она хочет с нами поделиться.
(стихотворение С.Михалкова "Щенок")
- Поможем Насте найти щенка?
- Для этого вам предстоит выполнить задания. После каждого правильно выполненного задания, будет появляться буква слова. Как только соберём целое слово - найдём щенка. Готовы?
II. Актуализация знаний.
- Сначала вспомним:
- На какие две группы делятся все звуки?
- Назовите согласные, которые всегда твёрдые.
- Назовите согласные, которые всегда мягкие.
III. Формулирование учащимися темы и цели урока.
Слайд №2
- Найдите общее в следующих словах:
ШАПКА, ЩЁТКА, ШАШКА
(2 слога, 1-й слог ударный, начинаются на согласный, заканчиваются на гласный)
- Какое слово лишнее? Почему?
- Чем же мы будем заниматься на уроке? Какова наша задача?
Слайд №3
1) познакомиться с новой буквой,
2) познакомиться с новым звуком,
3) учиться грамотно писать слова и предложения с буквой "щ";
4) читать слоги, слова с новой буквой.
IV. Знакомство с новым звуком.
- Итак, преодолеваем первое препятствие.
- Для начала чётко произнесите это слово и составьте звуковую схему.
- Сколько звуков в 1-м слоге? (во 2-м слоге)?
- Произнесите 1-й звук. Дайте ему характеристику.
(/щ,/ - согл., мягкий, глухой)
- Молодцы! Вы уже сделали первый шаг к цели. Звук /щ,/ обозначается буквой Щ. (показ) Щ
- Кто знает, как называется эта буква? (буква "ща")
- Давайте проведём исследование: бывает ли звук /щ,/ твёрдым?
- Называйте слово, чётко выделяя звук.
(на доске)
- Сделайте вывод. (Звук /щ,/ никогда не бывает твёрдым)
Физкультминутка.
Упражнения под песню "Дорогою добра".
Работа по учебнику.
- Продолжаем искать щенка и открываем учебник на странице 187.
1. Чтение слогов (хором)
- Пронаблюдайте: какие гласные звуки после /щ,/ слышим, а какие буквы пишем.
- С каким подобным звуком мы уже знакомились. (звук /ч,/)
(ЩА с А, ЩУ с У)
Слайд №4
2. Чтение слов (цепочкой)
- Выберите слова, где есть слияния.
- Прочитайте последнее слово. Найдите в нём "опасное место". Е
3. Чтение текста (шёпотом)
- О чём прочитали по учебнику? На что похож лещ? (на тарелку)
Слайд №5
- О какой рыбе прочитала вторая группа? Что нового о ней узнали?
Слайд №6
- Название какой рыбы вам ещё встретилось? (налим)
Слайд №7
- Налим - это хищная речная рыба. Под подбородком растёт ус. Летом впадает в спячку.
- С какого звука начинается это слово? Какой буквой обозначается? Н
- Задания в парах.
1 группа: Соедините с буквой Щ только те предметы, в названиях которых есть эта буква.
(проверка)
Слайд №8
2 группа: Соберите слова из слогов. Раскрасьте слоги каждого слова одним цветом.
Слайд №9
- Молодцы! Вы всё ближе к цели, преодолевая препятствие за препятствием.
- На какую букву похож воздушный шарик? О
- Ребята, вы так хорошо справляетесь со всеми заданиями. А сможете ли вы записать те слова, с которыми вы только что работали? Почему?
(Ещё не умеем писать букву щ)
V. Знакомство с новой буквой.
Работа в прописи (стр. 28).
(показ на доске)
щ щ щ щ щ
ща щу щи
- Вы прекрасно преодолели и это препятствие. Я открываю последнюю букву нашего слова. Может кто-то догадался, что это за буква? К
- Настя, мы нашли твоего щенка. Вот он.
Слайд №10
- Составьте предложение со словами, в которых есть буква "щ".
- Замечательно. Прочитайте моё предложение.
- Как будете действовать, чтобы не было при списывании ошибок? (по алгоритму)
- Списывание предложения.
VI. Итог. Рефлексия.
- Чем вам понравился урок?
- Что нового вы узнали?
- Покажите своё настроение в конце урока.
- Спасибо за урок.