Стереотипная игра как основа взаимодействия с аутичным ребенком

Разделы: Работа с дошкольниками


В стереотипных играх аутичных детей есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Для аутичного ребенка стереотипная игра это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

  • цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  • в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
  • повторяемость, т.е. ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий;
  • неизменность, т.е. раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении длительного времени;
  • длительность, т.е. ребенок, может играть в такую игру годами.

Наличие комфорта и переживание удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не должно быть “слишком много”. Поначалу взрослый лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка. Торопить действия не надо. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно попробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать нужно с того, что в нужный момент подать ребенку нужную деталь, чем обратить его внимание на присутствие взрослого.

В коррекционной работе с аутичными детьми следует использовать следующие терапевтические игры.

ИГРЫ С ВАТОЙ

Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Следует использовать вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие.

СНЕГ ИДЕТ

Ощипывать вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывать вверх со словами: “Снег идет!”. Наблюдая за падением “снега”, дуем на него, чтобы подольше не падал.

СНЕЖКИ

Из небольших кусков ваты “лепим снежки” (формируем руками комок) и со словами: “Давай играть в снежки!” - бросаем в друг друга.

СУГРОБЫ

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему “спрятаться в сугробе”. Можно вместе с ребенком прятать в “сугробе” и любимую игрушку.

ИГРЫ С КУБИКАМИ, ДЕТАЛЯМИ КОНСТРУКТОРА и т.п.

Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к коробке с кубиками и опрокинуть ее или подбросить коробку с мелкими деталями конструктора. При этом с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. В этом случае следует организовать игру.

САЛЮТ

Подбрасываем вместе с ребенком мелкие детали конструктора или шарики, бусины. Затем собираем вместе их в коробку.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Если ребенок начинает подбрасывать более крупные предметы и детали – кубики, крупный конструктор, коробки – пусть это будет “землетрясение”. При этом следует страховать ребенка, следить за тем, чтобы подбрасывались только безопасные предметы.

Сенсорные игры

Цель проведения с аутичным ребенком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

  • переживание приятных эмоций;
  • возникновение эмоционального контакта со взрослыми;
  • получение ребенком новой сенсорной информации;
  • внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

ИГРЫ С КРАСКАМИ

ЦВЕТНАЯ ВОДА

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов. Следует расставить стаканы в ряд на столе и наполнить водой. Берем на кисточку краску одного из основных цветов (можно начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это может вовлечь ребенка в игру) – и разводим в одном из стаканов. Комментируя свои действия, стараемся привлечь внимание ребенка, вносим элемент “волшебства”: “Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!”

Обычно ребенок заворожено следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – “заказывая” следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно.

Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать, можно приступать к расширению игры. Взрослый предлагает ребенку открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, просим ребенка вытереть лужицу тряпкой.

СМЕШИВАНИЕ КРАСОК

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого сливаем воду разных цветов в один стакан, либо растворяем в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Из желтого и красного цветов получается оранжевый цвет, из синего и желтого – зеленый, а из красного и синего – фиолетовый.

Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол кладем клеенку. Увлажняем плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и кладем на клеенку, пригладив влажной губкой. Окунаем кисточку в одну из красок и осторожно проводим по бумаге. Продолжаем работу с другими красками.

Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски. Вода смешивается с красками, и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Эксперимент проводим вместе с ребенком.

ИГРЫ С ВОДОЙ

Дети очень любят брызгаться и возиться с водой. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие, дает эмоциональную разрядку.

ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ

Берем пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняем их водой: “Буль-буль, потекла водичка. Вот пустая водичка, а теперь полная”. Можно переливать воду из одной посуды в другую.

ФОНТАН

Если подставить под струю воды ложку, либо пузырек с узким горлышком, получается “фонтан”. Обычно этот эффект приводит детей в восторг: “Пш-ш-ш! Какой фонтан получился – ура!”. Подставляем пальчик под струю “фонтана”, предлагаем ребенку повторять действие за вами.

ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока их не поймают, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются, – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Поэтому следует предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаются следующие игры:

“Снег пошел” - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

“Плыви, кораблик” - дуть на маленький легкий кораблик на воде (например, во время купания).

“Вертушка” - дуть игрушку-вертушку.

“Катись, шарик!” - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.

ИГРЫ СО СВЕЧАМИ

Готовим набор свечей – обычную длинную, плавающие свечи, маленькие свечки для именинного торта.

ПРОГУЛКИ В ТЕМНОТЕ

Оставляем маме “задание на дом”: когда стемнеет, не включать свет, зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.

РИСОВАНИЕ ДЫМОМ

Держа в руке потушенную свечу, рисуем в воздухе дымом: “Смотри, какой дымок в воздухе! Чувствуешь запах?” Затем дуем или размахиваем руками, чтобы дым рассеялся.

ИГРЫ СО СВЕТОМ И ТЕНЯМИ

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, ловим зеркальцем лучик и стараемся обратить внимание малыша на то, как солнечный “зайчик” прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Возможно, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда отодвигаем луч в сторону: делаем попытку привлечь ребенка к игре – предлагаем поймать убегающего “зайчика”. Если ребенку понравилась игра, меняемся ролями: передаем ему зеркало, показываем примером, как поймать луч, а затем располагаемся у стены. “Ловим” пятнышко света очень эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: “Поймаю-поймаю! Какой шустрый зайчик – как быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать…. Ну-ка, заяц, спускайся к нам!” Смех ребенка будет самой лучшей наградой.

ФОНАРИК

Берем электрический фонарик и, когда стемнеет, передвигаемся с фонариком по квартире. Фонарик пригодится, если перегорела лампочка, во время прогулки по темным аллеям парка, где нет фонарей и т.п.

ИГРЫ СО ЛЬДОМ

ЛЬДИНКИ

Пусть мама заранее приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии достаем лед и вместе с ребенком извлекаем из формы в мисочку: “Смотри, как водичка замерзла – стала холодная и твердая”. Греем кусок льда в ладошке: “Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая – давай зажмем в ладошке. Смотри, водичка капает – это лед тает и снова превращается в воду”.

ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ

Можно замораживать воду не только в специальных формочках. Используются также пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, чтобы получить куски льда разной формы и размера. Будем использовать и как конструктор – выложим узоры (лучше на однородном цветном фоне). Можно сложить изо льда ледяную пирамидку или домик.

ИГРЫ С КРУПАМИ

Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

ПРЯЧЕМ РУЧКИ

Насыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами, ощущая ее структуру.

Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: “Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?”

Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.

ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Также пересыпаем крупу в руках, обращая внимание на извлекаемый при этом звук.

ИГРЫ С ПЛАСТИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
(пластилин, тесто)

Заранее оговорим, что использование некоторых материалов невозможно из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, потому что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, если тот мажется или неприятно пахнет. Тем не менее, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится.

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНКИ

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно делать самые разнообразные “картины” из пластилина: при размазывании по картону зеленого пластилина – получаем “травку”, из красного – сделать “ягодки”. Таким же способом в синем пруду поплывут “золотые рыбки”, а на голубом картоне появится желтое пластилиновое “солнышко” с лучиками.

ОГОРОД

На куске плотного картона выкладываем пластилиновые грядки. Теперь “сажаем овощи”. Для этого можно использовать крупы. Так, горох станет “репкой”, а красная фасоль – “картошкой”. Разноцветная мозаика превратится в “красные помидорчики” и “зеленые огурчики”; некоторые овощи (например, “морковку”) можно попытаться вылепить из пластилина.

Ели ребенку понравиться игра, можно вспомнить о других овощах. Аналогично в лесу вырастут “ягоды и грибы”, а на полянке – “цветочки” из мозаики.

ИГРЫ СО ЗВУКАМИ

ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обратим на них внимание ребенка – прислушиваемся вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Оказавшись на природе, вместе с ребенком прислушиваемся внимательно к звукам вокруг – шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка…. Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Литература

  1. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997.
  2. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004.