Урок изобразительного искусства "Знакомство с нетрадиционной техникой рисования"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  • формировать представление о художественной технике, разнообразии материалов и приемов рисования;
  • активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор;
  • познакомить с нетрадиционной художественной техникой рисования необычными материалами и инструментами;
  • научить приемам работы в технике «соленой»;
  • развить внимание, мышление, чувство гармонии и равновесия;
  • продолжить развитие навыков работы кистью, акварелью;
  • воспитывать чувство прекрасного, чувство меры и утонченности;
  • воспитывать стремление к творческому поиску;
  • воспитывать смелость в принятии нестандартных решений.

Оборудование:

  • для учителя: презентация и оборудование для ее демонстрации, серый картон, кисть, акварель черного цвета, гуашевые белила, вода, соль, доска, мел, белая бумага А-4 и клей;
  • для учащихся: серый картон, простой карандаш, кисть, акварель черного цвета, гуашевые белила, вода.

Содержание урока

1. Организационный момент.

Настрой детей на творческий процесс, проверка рабочего места

2. Сообщение темы урока.

Сегодня мы познакомимся с нетрадиционной техникой рисования.

3. Повторение.

Но сначала вспомним, что одним из азов изобразительного искусства является процесс овладения различной техникой рисования графическими и живописными материалами.

От вида графического материала зависит техника рисунка. Карандашом можно выполнять линеарные и тональные рисунки, создавать эффектные наброски. Уголь, сангина, пастель позволяют работать быстро, широко, разнообразно.

Прием работы акварелью сразу в полную силу называется «а-ля прима». Многослойная живопись (лессировками) требует серьезных навыков и опыта.

В масляной живописи используют и пастозные мазки, и работу лессировками.

Все перечисленная выше техника рисования традиционна

Вспомним традиционные инструменты и материалы: масляные краски, кисти, палитра, акварель, тушь, перья, пастель, соус, сангина… (Приложение. Слайды 1–7).

Нетрадиционные инструменты и материалы: соль, мыльные пузыри, воск, нитки, руки, пальцы, шампунь, наждачная бумага и др. (Приложение. Слайд 8).

С некоторыми инструментами и материалами мы уже работали.

Рукой мы рисовали изящных креветок, разноцветных рыбок и ангела.

С помощью пенопласта и поролона – зимний пейзаж. В технике граттаж выполняли греческие вазы и фантастический пейзаж. Используя обыкновенные швейные нитки и акварель, мы получали изысканные цветы. В технике монотипия мы работаем в полном согласии со своей фантазией и настроением. (Приложение. Слайды 9–13).

4. Сообщение нового материала.

Сегодня мы знакомимся с еще одной нетрадиционной техникой, которую я назвала «Солёная». Для этого нам потребуются: серый картон (лучше всего подходит от старых фотоальбомов), черная акварель, простой карандаш, гуашевые белила, вода и пищевая соль. Очень подходит эта техника для изображения зимних пейзажей. Она помогает создать настроение задумчивости, грусти, умиротворения, позволяет передать красоту русской зимы. Но конечно каждый автор наполняет работу своими оттенками настроения. (Приложение. Слайд 14).

5. Знакомство с новой техникой.

Учитель объясняет последовательность и особенности выполнения работы.

На картоне выполнить набросок пейзажа простым карандашом. В воду добавить соль (на 0,5 стакана воды 1–1,5 ст. ложки соли) и тщательно перемешать. Картон покрыть соленой водой. Черной акварелью прописать самые темные места. Если картон частично или полностью высох, а работа не закончена, его можно снова намочить. Соль не дает краске сильно расплываться, но если темное пятно слишком большое или нарушилась композиция, то всегда можно поправить. Кисть промыть (работаем только с соленой водой), отжать и убрать лишнее. Так можно поправлять ветки деревьев, очертания домов и т.д. Надо учитывать, что после высыхания работа станет светлее. Соль кристаллизуется и при искусственном освещении или под лучами солнца искрится и сверкает как настоящий снег. Когда работа акварелью закончена, приступаем к белилам. Снег лежит на крышах домов, на ветках деревьев, на земле…Добавляем немного белил и слегка размываем соленой водой. При необходимости корректируем работу. (Приложение. Слайд 15).

Работать черной акварелью можно смело, т.к. есть возможность исправить, но с белилами очень осторожно! Если их будет слишком много, то работа будет выглядеть тяжеловесной глухой и примитивной. (Приложение. Слайд 16).

6.Практическая работа

Задание для практической работы: выполнить зимний пейзаж в «солёной» технике.

Последовательность выполнения работы:

  1. с чего начинается пейзаж?
    – линия горизонта,
    – композиция,
    – планы (Приложение. Слайд 17);
  2. покрыть картон соленой водой;
  3. черной акварелью прописать самые темные места (домик, дерево, забор);
  4. уточнить детали (т.к. по сырому картону краска слегка расплывается);
  5. работа белилами (снег);
  6. корректировка работы;
  7. оформление пейзажа в паспарту.

Во время работы учитель оказывает дифференцированную помощь учащимся, выявляет и разбирает ошибки, анализирует работы.

7. Подведение итогов урока.

Выставка детских работ. В презентации представлены работы учащихся, выполненные в предшествующий учебный год. (Приложение. Слайд 18).

8. Домашнее задание.

Самостоятельная работа в «соленой» технике. Творческий поиск новой техники рисования.