Библиотечно–библиографический урок в 4- м классе "Структура книги"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • продолжать знакомить со структурой книги;
  • учить самостоятельно выбирать книгу на определённую тему, используя библиографические сведения; прививать любовь к литературе.

Оформление: В библиотеке оформлена выставка новых поступлений, подобраны книги с небольшими и интересными предисловиями и послесловиями. Из бумаги сделана ромашка, на лепестках которой написаны слова “обложка”, “корешок”, “страницы”, “иллюстрации”, “оглавление”, “титульный лист”.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие работников библиотеки.

II. Сообщение цели посещения библиотеки.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с теми элементами книги, которые вам еще не известны.

III. Повторение пройденного.

- Вначале вспомним то, что мы уже знаем о структуре книги. Вот перед вами на столе лежит ромашка, на лепестках которой написаны названия элементов книги. Кто первый вытянет лепесток?

(Выходят ребята, читают вслух слова, написанные на лепестках ромашек, объясняют их значение и показывают соответствующие части книги.)

Во время ответов библиотекарь задаёт ученикам наводящие вопросы:

  • Для чего нужна обложка?
  • Как называется первый лист книги?
  • О чем может рассказать титульный лист?
  • О чем говорят выходные данные?
  • Что мы называем иллюстрациями?
  1. Знакомство с новыми понятиями структуры книги.

Учитель: Итак, некоторые элементы книги мы с вами вспомнили. А теперь приготовьте тетради для внеклассного чтения, в них мы запишем новые слова.

- Внимание, записываем: “Предисловие” и “Послесловие” - это статьи о книге или авторе, которые помещаются перед текстом или после него. Предисловие и послесловие расскажут вам об авторе, о его жизни и творчестве, о книге, о героях книги, об их дальнейшей судьбе, и о многом другом.

(Библиотекарь показывает наиболее интересные книги с предисловием и послесловием). Учитель: В предисловии к книге Д. Родари о приключениях Чипполино описывается история создания этой знаменитой повести - сказки. Оказывается, одна из читательниц попросила Д. Родари сочинить что-нибудь веселое для ее больного сына по имени Чичго.

- А вот какое предисловие написал к своей книжке “Моя Вообразилия” поэт Б. Заходер: “Почему в книжках бывают прИдисловия, а удисловий не бывает? - спросил меня много лет тому назад маленький мальчик. - Ведь прИдисловие - это вроде как “здравствуйте!”. Значит, должно быть и “до свидания” - “уйдисловие”!

- Написать предисловие или послесловие может сам автор или другой писатель, а то и просто хороший друг автора.

- А теперь, пожалуйста, найдите в книгах, которые лежат перед вами, предисловие или послесловие и обратите внимание на то, кто их написал и о чем они рассказывают. (Дети просматривают книги и по одному зачитывают.)

Учитель: Хорошо, молодцы, ребята. А теперь поговорим о том, какие элементы могут рассказать о книге. На обороте титульного листа или в самом конце книги обычно сообщается, для какого возраста она издана, на это тоже надо обратить внимание. Если вы возьмете книгу для старшеклассников, вам будет трудно ее читать, многое вы еще не поймете, А если вы берете книгу для малышей, вам будет скучно и неинтересно. Посмотрите, пожалуйста, на лежащие перед вами книги. Для какого возраста они предназначены? (Ребята отвечают).

Учитель: В каждой книге есть аннотация. Давайте запишем это слово в нашу тетрадь. Аннотация - это короткий рассказ о книге, написанный мелким шрифтом. Иногда - всего две-три фразы, но о самой главной теме книги. Аннотация помещается на обороте титульного листа или в самом конце книги, то есть на первой или на последней странице.

- Найдите в своих книгах аннотацию. Правильно, это небольшой текст, всего несколько слов или предложений. Но это очень важные слова или предложения. Они коротко говорят о содержании книги. Перед тем как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор. (Ребята читают аннотации и говорят, что они узнали о книге).

Библиотекарь: Иногда в конце книги автор помещает краткий словарь, в котором объясняет значения непонятных слов. Например, читаете вы книгу о море, о путешествиях. А у моряков на кораблях свой язык, поэтому без словаря морских терминов вам просто не обойтись.

- В конце книги помещают указатели имен и географических названий, списки предлагаемой литературы и многое другое. Об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.

V. Закрепление пройденного.

Учитель: А теперь повторим, с какими элементами книги мы сегодня познакомились (ответы детей)

- Верно, это - предисловие, послесловие, аннотация, словари.

(Ребята дают определение новых понятий)

Библиотекарь: А теперь предлагаю вам разделиться на две команды и проверить, насколько хорошо вы знаете структуру книги. (Командам по очереди задаются вопросы).

  1. Для чего нужна суперобложка?
  2. О чем нам расскажет титульный лист?
  3. Какую роль играют в книге иллюстрации?
  4. Где можно найти в книге объяснения непонятным словам?
  5. Что такое аннотация?
  6. Что можно узнать из предисловия и послесловия?
  7. Определите, для какого возраста предназначена данная книга?

VI. Итог урока.

Учитель: - Что нового вы сегодня узнали?

- С какими элементами книги познакомились?

(После игры ребятам предоставляется право выбрать книгу с выставки новых поступлений, Они должны объяснить, что именно (аннотация, предисловие и т.д.) помогло им сделать свой выбор).