Урок русского языка в 3-м классе (с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся)

Разделы: Начальная школа


Цель: Совершенствовать навык распознавания глаголов среди других частей речи; развивать внимание; обогатить речь учащихся глаголами; способствовать оптимизации образовательного процесса на уроке через учёт психолого-педагогических особенностей учащихся класса.

Оборудование:  Карта страны «Речь»; учебник русского языка 3-й класс Т.Г. Рамзаева; карточки с индивидуальными заданиями; картины с изображением ледохода, весны. Мульти-медиа, экран.

Психолого-педагогическая характеристика класса: в классе 23 человека.

Асимметрия полушарий головного мозга:

Правополушарные

 

 

 

Левополушарные

Дима Р.

 

 

 

Анжела Ю.

Антон З.

 

 

 

Дима Д.

Коля К.

 

 

 

Саша Я.

Дима А.

 

 

 

Виталий Н.

Венера Ф.

 

 

 

Саша Т.

Никита К.

 

 

 

Таня М.

Алёна Ж.

 

 

 

Арина Г.

Катя Ю.

 

 

 

Миша С.

 

 

 

 

Диана А.

 

 

 

 

Денис Р.

 

 

 

 

Юля П.

 

 

 

 

Настя Д.

 

 

 

 

Надя Д.

 

 

 

 

Женя Н.

Ведущий канал восприятия:

Кинестеты

 

 

 

Аудиалы

 

 

 

Визуалы

Дима Р.

 

 

 

Саша Т.

 

 

 

все остальные

Коля К.

 

 

 

Надя Г.

 

 

 

Юля П.

 

 

 

Алёна Ж.

 

 

 

 

Тип темперамента:

Холерики

 

 

 

Сангвиники

 

 

 

Меланхолики

 

 

 

Флегматики

Дима Р.

 

 

 

Алёна Ж.

 

 

 

Надя Г.

 

 

 

все остальные

Коля К.

 

 

 

Женя Н.

 

 

 

 

 

 

 

Саша Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настя Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Никита К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Саша Я.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Деятельность учителя и учащихся

Комментарии выбора методов и приёмов

I. Организационный момент.

На доске три личика. Одно веселится, второе – грустит, третье – хмурится. 

  • Ребята, посмотрите внимательно на личики. Какое вам больше нравится? Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

Психологический настрой.

II. Минутка чистописания.

На доске запись.

  • Определите, какую букву мы будем писать сегодня на уроке, ее мы должны поставить на место вопросительного знака. (с – средний род).
  • Букву «с» мы соединим в цепочке с буквой, которая является орфограммой в данных словах. Какая это буква? (д).
    Ссд  Ссд
  • Откройте тетради, положите их правильно, запишите число, классная работа. Напишите строчку до конца.

 

III. Основная часть.

1. Повторение о частях речи.

(У учащихся карточка № 1, приложение 1).

Кадр № 1.

Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.

Настя Д. наизусть (холерик).

  • Какие изученные нами части речи использует автор?
  • Задание по рядам. Составьте свое предложение о весне, используя слова: журчит, светит, расцветает. (На доске карточки с записанными словами). Запишите в тетрадь.
  • А какие вы использовали части речи в записи своих предложений?
  • Что еще происходит весной? Запишите слова, обозначающие действия, в тетрадь.

Кадр № 2.

(Картина весны на мультимедиа).

  • К какой части речи относятся все названные вами слова?

Кадр № 3. (Слово глагол на мультимедиа).

2. Сообщение темы и цели урока.

  • Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по волшебной стране «Речь». Одна область этой страны называется Глагол. Научимся распознавать глаголы среди других частей речи.

Устная информация даётся для аудиалов; для визуалов на доске записана тема и цели. При объявлении темы учитель обращает внимание детей на записи на доске.

Знать эту тему очень важно! Ведь от этого зависит качество нашей письменной и устной речи!

Установка для аудиалов, которая необходима им для концентрации внимания.

3. Новая тема.

  • Слова, которые здесь живут, очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают имена существительные. Стоит спросить: Что делать? Что делают? Что будут делать? И глаголы тут как тут.

 

А правит этой областью дядюшка Глагол. Дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

Кадр № 4. (Картинка на мультимедиа, приложение 2)

Я страшное дело какой деловой:
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске качаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
И на стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю,
А после работы в тени отдыхаю.

Дима Р., Коля К., Антон З. инсценируют стихотворение (холерики–кинестеты).

Для визуалов на доске картинка (видят, запоминают образы), для аудиалов – устная информация.

Слова записаны на карточке (хлеб, весна, ухожу, цветок, решаю, играю, мяч, качаю, лужа, мотаю, покупаю, солнышко, облака, забиваю, голубое, поливаю, подстригаю, ветер, яркое, подметаю, посыпаю, сон, отдыхаю). Текст закрыть. Найти среди всех этих слов глаголы, которые вы услышали, подчеркнуть их.

Кадр № 3.

(Взаимопроверка по предыдущему кадру).

Развитие взаимоконтроля.

Итак, Глагол. Что он обозначает? На какие вопросы отвечает? Проверьте себя по учебнику. Все ли мы сказали? Чтение правила на с. 195.

Кадр № 4.

Кинестеты делают самостоятельный вывод, для аудиалов важно услышать произношение, визуалы помнят то, что видят (запоминают образы).

4. Работа с учебником.

  • Откройте учебники на с. 194. Прочитайте задание к упр. 521.

 

Списать текст. Найти глаголы, подчеркнуть их двумя чертами. (Инструкция № 1, приложение 1).

Правополушарные предпочитают самостоятельную работу. Для левополушарных и визуалов инструкция записана на доске.

(Проверка).

Аудиалы должны услышать себя для закрепления восприятия.

На скрытой доске работает кинестет Дима Р. (Ему важно сделать самостоятельный вывод). Кроме того, он холерик и способен сосредоточить усилия в короткий промежуток времени.

  • Прочитайте текст без глаголов. Можно ли понять, о чем рассказывается?

Есть время для флегматиков и меланхоликов на анализ материала.

IV. Физминутка.

–Предлагаю вам, ребята, помочь дядюшке Глаголу. Что надо делать? Ничего особенно трудного. Надо сыграть в игру «Ремонт». Условия игры такие: я буду читать слова, большая часть слов – глаголы. Это действия, которые выполняются при ремонте. Но встретятся и существительные. Когда я назову глагол, вы должны хлопнуть в ладоши. А если назову существительное, хлопать нельзя. Итак, приготовились.

Дядюшка глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, лепил, повредил, пилил, крокодил, зажег, флажок, обжег, дружок, кружок, подмел, осел, колол, укол, подтер, бобер, ковер.

Молодцы!

Физминутку проводит Коля К. (холерик–кинестет, возможность подвигаться).

5. Игра «Найди пару».

На карточке записаны слова, вы должны найти пары и стрелочкой соединить слова. Работа в паре.

ножницами

 

 

 

рубят

молотком

 

 

 

пилят

топором

 

 

 

ловят

пилой

 

 

 

измеряют

плугом

 

 

 

забивают

удочкой

 

 

 

стригут

градусником

 

 

 

пашут

Смена вида деятельности.

(Один учащийся работает у доски).

У доски работает Надя Г. Она меланхолик, ей нужно время. Работа у доски мобилизует усилия.

  • В каком столбике записаны глаголы? Докажите. Проверка.

Аудиалы должны услышать себя для закрепления восприятия.

6. Упражнение на распознавание глаголов.

Письмо по памяти. На экране записан текст

Ледоход. Тает лед.
Он по речке плывет.
Он от солнышка бежит.

  • Что такое ледоход? Какие меры безопасности должны помнить?
  • При помощи каких слов автор показал, что происходит со льдом на реке?
  • Какой частью речи являются эти слова?

Кадр № 5 (Картинка с изображением ледохода).

(Текст закрывается, ученики записывают его по памяти) (Инструкция № 2, приложение 1).

Правополушарные предпочитают работать самостоятельно. Для левополушарных и визуалов инструкция записана на доске.

  • Подчеркните глаголы.

Кадр № 6 (Картинка с изображением ледохода).

(Проверка с медиа. Самооценка).

Кадр № 7. Развитие самоконтроля.

7. Работа с карточкой № 3.

Что делать? Дрова топором__________

Что делать?
Что сделать? Пальто щёткой___________

Что делать?
Что сделать? Цветным карандашом ________

Что делать? Гвозди молотком _____________

 

  • Вставьте подходящие по смыслу глаголы. (Инструкция № 3, приложение 1). Обратите внимание на вопрос.

Индивидуальный контроль для меланхоликов и флегматиков.

  • Повторит задание Саша Т.

Аудиалы должны услышать себя.

  • Коля К. и Дима Р. соберут карточки.

Возможность подвигаться (холерики – кинестеты).

V. Итог урока.

  • С какой частью речи сегодня познакомились? (рассказать по плану)
  • Что было трудным на уроке? Какие бы задания хотели ещё раз выполнить?
  • Какие задания принесли радость, приятные минуты?
  • Посмотрите еще раз на личики. Какое у вас настроение в конце урока?

Кадр № 8.

VI. Домашнее задание. Упр. № 523, правило с. 195.

Повторить задание (Алена Ж., а Саша Т. и Надя Г. проверяют правильно ли. У Димы Р., Коли К., Юли П. проверить запись в дневнике).

Для аудиалов необходимо проговорить. Для визуалов и кинестетов задание записано на доске, обращается внимание на необходимость его записи в дневник.