Урок русского языка в 3-м классе по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательная – ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных.

Развивающая – развитие умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? Что?

Воспитательная – воспитание интереса к русскому языку.

Оборудование: ребусы, карточки с заданиями, тест.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.

II. Чистописание

– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы.

Дети.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

(Дети записывают число, образцы чистописания, затем проговаривают скороговорку и тоже записывают)

Мм, му, мы, ма, ом.
Мама Милу мыла мылом.  

III. Работа по теме урока.

– Ребята, скажите, пожалуйста, с чего вы начинаете своё утро? (Ответы: с подъема, зарядки, умывания…)

– Правильно, каждое утро нужно начинать с физической зарядки. Наш с вами урок мы тоже начнём с зарядки, но не с физической, а с грамматической зарядки.

Для вас я приготовила интересную игру “ Поиграем – угадаем ”. Вы должны посмотреть, какие буквы спорят и ответить, какие буквы побеждают.

Варе(ж/ш)ки, з(и/е)ма, лё(д/т), лы(жи/жы), моро(з/с), сне(г/к), холо(д/т), ша(б/п)ка, шар(в/ф), г(а/о)ра, сугро(б/п), сне(ж/ш)ки.

– Что общего в этих словах, что их объединяет?

( Все слова отвечают на вопрос что? и обозначают предмет)

– Да, это имя существительное. Все слова объединены одной лексической темой “Зима”. А давайте теперь попробуем составить небольшой рассказ, используя эти слова.

IV. Письменные работы.

1) “Угадай слово”

1)Дует холодный____________

2)Белые _________ падают на землю.

3) В лесу прыгает с ветки на ветку ___________

4) Под сосной спрятался в сугробе трусливый_________

5) Его ищет по всему лесу хитрая ____________

2) “Допишем словосочетания”

Раннее (утро), рыжая (лиса), косолапый (медведь), охотничье (ружьё), дружные (ребята), лёгкие (крылья).

V. Физкультминутка.

Давайте поиграем в игру

“Хлопаем – топаем”

Если слово отвечает на вопрос кто? – мы хлопаем, а если на вопрос что? – мы топаем.

VI. Работа на доске.

1. “ Хитрые превращения”

  1. Превратите большой дом в маленький.
  2. Превратите маленький хвостик в большой.
  3. Превратите рыбу в человека.
  4. Превратите уголь в топливо.

2. Заполните табличку, в ней все слова начинаются или кончаются буквами С и Т. Слово поможет найти его значение.

  1. Группа птиц.
  2. Большая, высокая копна сена.
  3. Предмет для сидения.
  4. Средство переправы через реку.
  5. Пункт, который охраняет часовой.
  6. Длинная палка
с т а я
с т о г
с т у л
м о с т
п о с т
ш е с т
д о м и к
х в о с т
р ы б а к
у г о л ь

3. “ Найди слово”

(Крот, кот, каток, рот, еда, кадет, река, дата…)

VII. Коллективная работа.

Тест.

1. Определите слово, отвечающее на вопрос кто?

1)цветок; 2) низкий; 3)воробей; 4)прыгнул.

2. Определите слово, отвечающее на вопрос что?

1) прыгнул; 2)озеро; 3) синий; 4) корова.

3. Какое слово обозначает предмет?

У Кати в сумке красивый рисунок

1) (у) Кати; 2) (в) сумке; 3) красивый; 4) рисунок.

4. Какое слово является именем существительным?

1) морозная; 2) заморозил; 3) красивый; 4) рисунок.

5. В каком столбике только имена существительные?

1) музыкант 2) сушить 3)цветной 4)Миша
Цветок рисовать папа волк
мама Коля Роза овец
Вера стареть старый круглый

VIII. Повторение и закрепление изученного.

Учитель читает стих

А. Косоговского “Имя существительное”, учащиеся договаривают слова.

– Кто спешит так рано в школу?

– Все спешат…(ученики).

– Книги, ручки,…(дневники).

– Как вы сделали открытие это удивительное?

– Помогло нам всем ответить Имя… (существительное).

– Что такое имя существительное? ( Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?)

IX. Домашнее задание.

1) Напишите названия городов, в которых живут эти жители.

москвичи – … новгородцы – …
резанцы – … калужане – …
костромичи – … бугульминцы – …

2) Запишите свой адрес, своё полное имя.

Село… улица… дом…

Меня зовут… Моя фамилия…

3) Творческая работа.

Составить небольшой рассказ о своей деревне, применив имена существительные.

X. Итог:

– Что такое имя существительное?

– Что оно обозначает?

– На какие вопросы отвечает?