В педагогическом плане личностно ориентированное обучение – это, прежде всего, его ориентация на развитие личности ребёнка, его познавательных начал и созидательных способностей. Разделяя эти позиции рассматриваю личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в своей работе отвожу формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. Обобщая личный педагогический опыт, рассматриваю возможности авторской технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС), (автор - И.Д.Лушников, д.п.н., профессор кафедры педагогики ВИРО) в организации целенаправленной работы по развитию творческих способностей учащихся в школе. Важным компонентом учебно–воспитательной работы является учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтому в качестве ведущего подхода выбран личностно ориентированный. Тема самообобщения личного опыта “Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся на уроках биологии”
Актуальность темы: В обществе растёт востребованность в творчески мыслящих людей, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей. Возникает противоречие между обостряющейся личностной и социальной потребностью развития индивидуальных творческих способностей ребёнка в условиях массовой общеобразовательной школе и отсутствием апробированных педагогических технологий такого процесса в курсе биологии.
Встаёт проблема: определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой общеобразовательной школе.
Цель: технологии РИТС: управлять проявлением и развитием индивидуальных творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Создать условия для проявления учащимися творческих способностей;
- Обеспечить условия для проявления самостоятельности учащихся в освоении знаний, умений;
- Способствовать развитию познавательных и умственных умений учащихся;
- Обеспечить усвоение всеми учащимися обязательного минимума программного материала;
- Обеспечить каждому учащемуся возможность усвоения адекватного его индивидуальным способностям уровня сложности учебного материала.
Содержательная основа технологии РИТС базируется на:
- фактах неодинаковой логической сложности учебного материала;
- освоение разноуровневых способах познавательной деятельности;
- наращивании систем умений в процессе познавательных и мыслительных действий;
- самостоятельном проявлении интеллектуальных умений в творческой деятельности.
В логическом плане технология представляет собой преемственное развитие семи этапов:
I этап: первичное освоение репродуктивного способа деятельности при выполнении стандартных заданий;
II этап: освоение частично-поискового способа деятельности при выполнении нестандартных заданий;
III этап: освоение эвристического способа деятельности при выполнении усложнённых заданий.
IV этап: комплексное освоение разноуровневых способов познавательной деятельности с выходом на исследовательский при выполнении внепрограммных заданий.
V этап: распознавание уровня сложности и соотнесение способа познавательной деятельности;
VI этап: рефлексия и свободный выбор уровня сложности задания и способа его выполнения в самостоятельной работе;
VII этап: диагностика индивидуального развития творческих способностей учащихся (по результатам изучения темы).
Развитие уровней творческого проявления личности происходит от этапа к этапу: от умения владеть репродуктивным, частично-поисковым, эвристическим и исследовательским способами. Внутри этапа ученик проходит через цепочку “ознакомления” с умениями – “отработка” умений – “освоение” умений”
Трудности для учителя: дидактическая переработка исходного программного материала в соответствии уровням сложности материала и способа деятельности.
Технология РИТС способствует усилению самостоятельности, индивидуализации в проявлении творчества. Технология содержит рефлексию как средство самоактивации личности в отношении творчества. Технология позволяет “обнаружить” сильных в творческом плане учащихся. предоставляя им возможность для дальнейшего развития и усвоение всеми учащимися обязательного минимума знаний программного материала. Вариант применения данной технологии на уроках биологии (см приложение №1).
Диагностика развития творческих способностей на уроках биологии в 6 классе.
Структура творческих способностей складывается из следующих компонентов: познавательные действия; мыслительные действия; самостоятельность в проявлении творческой деятельности.
А. Диагностика познавательных действий:
1. Наблюдение за классом показало, что дети стали охотнее заниматься биологией, отмечают, что на уроках стало интересно, всё, что разбираем становится понятнее, нравится, что можно выбирать задания по сложности, не бояться трудных для тебя заданий.
2.Исследование поведения учащихся на уроке (совокупность признаков, характеризующих когнитивное поведение: креативное поведение и интуитивное мышление).Наблюдается позитивная динамика в поведении учащихся: повышается активность на уроках, воображение, интуитивное мышление.
3 Изучение формирования мотивов обучения. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности учебного процесса, развития индивидуальных творческих способностей.
Вывод: у учащихся возрастает личностный смысл учения, преобладающим мотивом обучения становится учебный мотив, учащиеся стремятся к достижению успеха, активны на уроках, осуществляют самостоятельный поиск в приобретении новых знаний.
Б. Диагностика мыслительных действий.
Возрастает число учащихся овладевших приёмами мыслительных действий таких как сравнение, обобщение, установление причинно-следственной связи. Положительная динамика в развитии мыслительных действий доказывает эффективность технологии РИТС.
В. Исследования в проявлении творческих способностей учащихся 6 класса (в количестве 30 человек) в течение учебного года.
Уровни творческих способностей |
Сентябрь(входной контроль),число уч-ся. |
Декабрь (промежуточный тест), число уч-ся. |
Май (контрольный тест), число уч-ся. |
0 | 2 (6,6%) | - | - |
1 | 18 (60%) | 11(36,6%) | 4 (13,3%) |
2 | 8 (26,6%) | 10 (33,3%) | 13 (43,3%) |
3 | 2 (6,6) | 7 (23,3%) | 9 (30%) |
4 | - | 2 (6,6%) | 4 (13,3%) |
Уровень “0” означает, что учащиеся не осваивают обязательный минимум учебного материала и не могут овладеть алгоритмами и репродуктивным способом деятельности.
Уровень “1” - репродуктивный; Уровень”2” - частично-поисковый;
Уровень “3” - эвристический; Уровень “4”- исследовательский;
Вывод: Технология РИТС обеспечивает усвоение обязательного минимума знаний и умений, выделяет сильных учащихся для развития их творческих способностей, способствует формированию творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации, что соответствует нашему времени.
Библиография.
- Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся.- Вологда, 2005.
- 2.Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.- Москва: Дрофа, 2004.
- Учебно-методический комплект “Биология” //Под редакцией Н.И.Сонина // - М.,2007.