Урок математики. Тема: "Сложение в пределах 10 в случаях вида –+5, –6, –7, –8, –9. Закрепление изученного

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепление у учащихся умений применять прием прибавления числа по частям,   прием перестановки слагаемых, закрепление всех табличных случаев сложения в пределах 10 и состава чисел от 6 до 10, закрепление решать простые текстовые задачи на нахождение суммы, остатка, нахождение числа, которое на несколько единиц меньше или больше данного; развитие логического мышления, памяти, речи, воображения, интереса к предмету при помощи интерпретированной русской народной сказки «Колобок», воспитание активности, самостоятельности, сознательного отношения к учебе.

Оборудование: наборные полотна, карточки с примерами на сложение и вычитание в пределах 10, касса цифр (классная), рисунки персонажей сказки «Колобок»: дед, бабка, заяц, лиса, волк, медведь; царь Нептун, царь Берендей; «светофорчики» у каждого ребенка, маленькие колобки для награждения учащихся.

Ход урока

I. Вводная часть.

Сегодня у нас с вами необычный урок. А проведем мы его в дремучем лесу среди жителей и царя лесов Берендея, испытаем силу грозного царя Нептуна и его свиты. А поможет нам в этом путешествии Колобок – почемучка. Жил-был Колобок – веселый паренек и бал он большим непоседой и почемучкой. Донимал он своими вопросами бабку с дедом. А однажды заявляет: «Убегу я от вас уму – разуму учиться, хочу я много знать». На что дед с бабкой отвечают: «Ступай себе с богом, да возвращайся скорее умненьким и благоразумненьким».
Катится Колобок по дорожке и насвистывает свою любимую песенку:

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел…
И не просто так ушел,
А затем, чтоб много знать
И примеры вычислять.

II. Устные упражнения.

Навстречу ему Заяц – прыг да скок. Не успел Колобок и рта открыть, а заяц ему задание дает.
Ребята, поможем Колобку? Назовите числа, которые на один больше и меньше данных.

4 7 10 13 15 17 19

(Дети хором называют).

Игра «Лучший счетчик» Необходимо выбрать правильный ответ к примерам:

III. Закрепление состава чисел в пределах 10.

Дальше катится Колобок. Навстречу ему Лиса – Патрикеевна. «Здравствуй, мил дружок, разумный Колобок. Выполни задание. Угадай, тогда не стану тебя, есть».

Учитель комментирует задание и следит за ходом его выполнения.

IV. Решение задач на нахождение суммы и остатка.

1. Покатился Колобок дальше в лесную чащу. А навстречу ему Волчище – хвост трубой. «Слыхал я от Лисы Патрикеевны, что ты хочешь много знать. Хочу посмотреть, как ты решишь мои веселые задачи».

Посадил я пять хороших
Белых бусинок – горошин.
А росточков из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло!
Сколько их не проросло?

Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
Пять румяных наливных,
Три с кислинкой. Сколько их?

На прогулку из яслей
Вышло десять малышей.
Пять из них на травку сели,
Остальные – на качели.

Сколько ребят сели на качели?

(Ученики называют ответ и поясняют, каким действием решали задачу).

Физминутка.

V. Игра «Молчанка»

(Перед учениками на наборном полотне примеры на карточках. Вызванный ученик молча подходит к доске и выставляет нужный ответ, весь класс показывает «светофорчиками» верно или нет).

Не успел Колобок отдохнуть, только сел на пенек, а тут Михайло Потапович пожаловал. «Я сам молчун, и хочу, чтобы ты поиграл в «Молчанку».

VI. Решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Собрались все лесные жители, хвалят Колобка. Вдруг появляется из дремучего леса сам царь Берендей. «Дошел до меня слух, что ты много знаешь. Хочу испытать тебя. Если решишь задачи, то можешь считать себя лесным мудрецом».

(По ходу разбора задач на доске учитель записывает краткие записи задач, а ученики, вызываемые к доске – решение, которое выставляют на наборное полотно при помощи кассы цифр).

«В одном букете 5 роз, а в другом – на 4 розы больше. Сколько роз во втором букете?»

1б. – 5роз.

2б. - ? роз, на 4 розы >

  • Что неизвестно?
  • Что нужно нам узнать?
  • Что известно о количестве роз во втором букете?
  • Сколько же роз во втором букете? (Это столько же, сколько в первом букете, да еще 4 розы).
  • Каким действием будем решать задачу? (решение выставляется учеником на наборном полотне).

«В одной коробке 10 карандашей, а в другой – на 3 карандаша меньше. Сколько карандашей во второй коробке?»

1к. – 10 кар.

2 к. - ? кар., на 3 кар.<

(Задача разбирается аналогично предыдущей.

Необходимо услышать от учеников при ответе на вопрос

- Сколько карандашей во II коробке?

- Столько же, сколько в первой, но без 3).

Сравнение задач.

  • Каким действием решается первая задача?
  • Каким - вторая?
  • Почему?

VII. Работа в тетрадях. (Тетрадь№2 с.20)

Загордился колобок, катится он по тропинке и забыл обо всем на свете. Катится, катится… и бултых в воду. Попал он в царство морское к царю Нептуну. Заявляет Нептун: «А, это ты, Колобок – лесной мудрец. Слыхал, слыхал. Испытаем судьбу лесного мудреца. Станет ли он подводным чародеем? »

  1. Составьте по картинке задачу и решите ее. (Решение записывают)
  2. Спишите примеры с доски и решите их.

  1. Арифметический диктант.
    0 плюс 3, 9 без 2, 7 и 1, 10 минус 5, от 4 отнять 4, 3 да 7..
    (ответы 3, 7, 8, 5, 0, 10)

Молодец Колобок, - лесной мудрец, нарекаю тебя подводным чародеем.

Физминутка.

VIII. Работа по учебнику (с. 102)

Дети составляют по рисункам задачи и решают их устно.

Открыл Колобок глаза и очутился прямо перед домом бабки с дедом. Выбежали они из дому, встречают Колобка хлебом – солью. А Колобок напевает:

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел.
И не просто так ушел,
А затем, чтоб много знать
И примеры вычислять.

IX. Итог урока.

Устная оценка работы учащихся.

  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового и интересного узнали на уроке?
  • Что особенно понравилось?

Каждый ученик получает за работу на уроке маленького «колобка».