Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "О чем поют ракушки"

Разделы: Биология, Русский язык


Цель урока:

1) Обобщить знания о разнообразии моллюсков, их приспособленности к факторам среды, показать их роль в природе и практическое значение для человека.
2) Повторить материал истории 6 класса “Мифы Древней Греции”. Осуществить межпредметные связи с биологией и литературой, историей.
3) Продолжить работу по формированию навыка выражать в речи свои впечатления от окружающего мира. Развивать дар воображения.
4) Развивать интерес к изучаемым предметам, видеть их взаимодействие в достижении определенных знаний.

Оборудование: таблицы, рисунки моллюсков, раковины морских моллюсков

Подготовительная работа.

1. Примерно за две недели дается задание: собрать сведения о раковинах в научной и художественной литературе: Р. Буруковский “О чем поют ракушки?”, журнал “Юный натуралист Ж. Вери” 20 000 лье под водой.
2. Оформление выставки “Раковины”, иллюстрации, открытки (календари), репродукция. Подготовка презентации “О чем поют ракушки”
3. Выставка раковин, каралловых ветвей, морских камней, звезд.
4. Подготовить г/з: Дебюсси “Отражение в воде”, Чюрленис “Море”, Глазунов “Море”.

Ход урока

I. Многообразие моллюсков, значение их в природе и в жизни человека.

Вступительное слово учителя. Давайте попробуем заглянуть на 500 – 600 миллионов лет назад, в доисторическое прошлое Земли. Тогда в древнем Океане на мелководьях жили самые разнообразные черви, тело которых было поделено на членики колечки. Среди этих кольчатых червей были пожиратели водорослей и хищники, фильтраторы – добывающие себе пищу из воды, пропуская её через себя, – и те, что питались органическими остатками, находящимися в грунте. Одни нападали, другие защищались всеми доступными им способами. И вот внутри среди этого мирка выделилась группа червеобразных существ, у которых на наружных покровах тела появились сначала известковые иглы, потом пластинки и, наконец, – персональная броня – щит. Она стала служить им и органом пассивной обороны, и наружным скелетом одновременно. Так возникла у моллюсков раковина. За прошедшие сотни миллионов лет моллюски завоевали всю Землю. Вот что пишет о них профессор Д. М. Федотов: “Моллюски – это многочисленные, разнообразные, преимущественно морские, распространённые от литорали до сверхабиссальных глубин (10710 метров), придонные, грунтовые, реже планктонически, порой экто– и эндопаразитические, пресноводные, наземные, растительноядные, реже хищные, крайне разнообразные по величине, форме, окраске, строению и экологии животные, дневные, сумеречные или ночные ”.

По количеству видов моллюски занимают второе место после насекомых. Известно около 130 тысяч видов ныне живущих моллюсков и примерно 50 тысяч видов вымерших.

Брюхоногие и двустворчатые моллюски и являются героями нашего урока. Познакомимся с некоторыми представителями классов двустворчатых и брюхоногих.

Невозможно точно указать время первой встречи человека и раковины моллюска. Когда это произошло, никто не знает и не узнает – письменности тогда не было, а устные предания не сохранились. Единственный источник, из которого можно почерпнуть информацию, – это следы деятельности древнего человека, сохранившиеся с тех давних времён. Так, в 1867 году во Франции, при постройке железной дороги, было найдено захоронение первобытных людей. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, одежда была украшена орнаментом из зубов животных, среди прочих украшений были обнаружены бусы из морских раковин. В Северной Америке, в штате Миннесота (США), тоже при строительстве дороги было найдено захоронение – скелет девочки ледникового времени, на шее которой висела раковина из далёких южных морей!

Все раковины, найденные при раскопках, можно отнести к двум группам. Одни из них представляли для человека художественную, эстетическую ценность, содержимое других служило пищей, как это было на Крите. Такие скопления раковин, обнаруженные на Крите, известны под названием “кухонные кучи”, встречались на побережье Дании, Швеции, Бретани, Северной Африки, Южной Азии и т.д.

Таким образом, мы видим, что как сами моллюски, так и их раковины, оказались тесно связанными и с нашей, человеческой историей, по-разному в разные времена и в разных районах земного шара влияя на экономику и культуру. С моллюсками связаны многочисленные истории и легенды.

Задание: по ходу изучения темы составить в тетради таблицу “Значение моллюсков”.

(Приложение № 1).

Презентация “О чем поют ракушки”

Каури – Под этим староиндийским названием известны раковины двух видов брюхоногих моллюсков: Ципреи монеты и Ципреи аннулюс. Оба вида широко распространены в Индийском и Тихом океанах. Всеми своими качествами: прочностью, прекрасной естественной полировкой, фарфоровидной внешностью – их раковины словно самой природой предназначены для выполнения функции денег. Они не требовали дополнительной обработки. Приоритет в использовании каури в качестве денег принадлежал Китаю полторы тысячи лет до нашей эры. Позднее они проникли в Корею и Японию, затем в Индию, в XIII веке в Африку. Интересно, что каури в качестве денег, хотя и в незначительных количествах, проникли в процессе развития торговли в Среднюю Азию и даже в Европу. Более того, они достигли Руси и были хорошо известны там под названием ужовок, жерновков или просто змеиных головок. В так называемый безмонетный период (XII – XIV века), когда бывшие в ходу на Руси в основном арабские серебряные дирхемы, или куфические монеты, стали исчезать из обращения в связи с истощением серебряных рудников на родине дирхемов, в торговле наряду с тиферными пряслицами приобрели значение монеты каури. Они надолго заменили деньги на Северо – Западной Руси. Их и сейчас находят в погребениях Новгородской и Псковской земель. Так продолжалось до XIV века, до возвращения в денежное обращение монет. А в Азербайджане каури как деньги использовались ещё вплоть до XVII века.

И в Древнем Китае были популярны раковины каури. С бронзового века раковина стала получать своё воплощение в искусстве. Изготовлялись, например, целые ожерелья каури в натуральную величину из золота. В течение веков изображение раковины было непременной деталью орнамента керамической посуды.

Рапан – этот моллюск известен почти каждому. Его раковины продают в качестве сувенира во всех черноморских городах. Появился Рапан в Чёрном море в 1947 году в Новороссийской бухте. До 1947 года Рапаны были известны только в Японском и Жёлтом морях и у Тихоокеанского побережья Японии. Но как Рапаны могли пересечь больше десятка морей, перебираясь из Японского моря в Чёрное?

Есть мнение, что откладываемые Рапаной яйца снабжены своеобразным скафандром, роль которого выполняет яйцевая капсула, которая прикрепляется плоской подошвой к субстрату. Прикрепляет Рапана капсулы одну за другой, ровными рядами, образуя из сотен их яйцевую кладку. В каждой капсуле содержится от двухсот до тысячи яиц. Через месяц из этих яиц выходят личинки – велигеры. Они имеют светло-коричневую эмбриональную раковину, покрытую мелкими бугорками и двулопастной парус-велум.

А теперь представьте себе следующее. Во Владивостокском порту стоит судно, а по его днищу ползёт Рапана и откладывает свои капсулы. Через месяц судно швартуется в Новороссийском порту, а к этому времени из капсул Рапана выходят многочисленные личинки. Капитан и не подозревает, что он привёз 180 тысяч “безбилетников”.

Вот так, вероятнее всего, и переселились Рапаны в Чёрное море. Здесь из-за меньшей, чем в Японском море, солёности она измельчала, но выжила и даже распространилась вдоль всего побережья. Рапана – хищник. Она нападает на двустворчатых моллюсков. Гипобранхиальная железа Рапана содержит в составе слизи ядовитые вещества, оказывающие на двустворчатых моллюсков парализующее действие. На Дальнем Востоке Рапаны нападали только на устриц. В Чёрном море, полностью уничтожив устриц на Гудаутской промысловой устричной банке, они перешли на других мелких моллюсков.

Знаете ли вы, что такое пупур? Гипобранхиальная железа Мурицид состоит из трёх отделений. Клетки двух боковых выделяют слизь, а в клетках среднего содержатся очень мелкие гранулы, придающие клеткам молочно-белый цвет. Это и есть пурпур. Достаточно им соприкоснуться с воздухом, как начинаются чудесные превращения. Как был открыт пурпур. Существует легенда. В один прекрасный день царь финикийского города Тира по имени Феникс прогуливался по берегу моря со своей любимой собакой. Та, в восторге от прогулки, носилась по берегу взад и вперёд, трепала водоросли, выброшенные на берег штормом, рылась в песке, находя что-то, на свой собачий вкус, заманчивое, – словом, вела себя со всей собачьей непосредственностью. Как бы в оправдание своего легкомысленного поведения, время от времени она приносила хозяину всякую всячину. Царь, рассеянно наблюдая за привычной игрой любимого пса, вдруг, принимая от него очередное подношение, обратил внимание, что морда собаки покрыта пятнами кровавого цвета. Царь был человеком любознательным и задался целью выяснить причину появления пятен. Это ему удалось. Так был открыт пурпур.

Пурпур брандариса имел красно-фиолетовый цвет, трункулюса – голубовато-фиолетовый, а Пурпуры гемостомы – тёмно-красный. Процесс получения пурпура из моллюска трудоёмкий. Тела моллюсков вынимают из раковин, вымачивают в солёной воде, вялят на солнце, варят. В результате из десяти тысяч моллюсков получали всего 1 грамм краски. Шерстяные и льняные ткани погружали в жидкости с краской, там они становились весьма неопределённого тона и лишь при высыхании на солнце приобретали окончательный цвет.

Сложная технология получения краски и высокое качество (окрашенные пурпуром ткани не выцветали по 200 лет) обусловливали дороговизну пурпурных красок. В Древнем Риме женское платье, окрашенное пурпуром, стоило, в пересчёте на современные деньги, 12 тысяч долларов. Однако, несмотря на дороговизну, пурпур пользовался огромным спросом. В Египте в те времена мумии фараонов, например, запелёнывали именно в пурпурные ткани.

Виссон – так называли ткани, получаемые из биссусных нитей моллюсков – известны уже более трёх тысячелетий. Делают её из биссусных нитей двух видов моллюсков, обитающих в Средиземном море: Пинны благородной и Атрины гребенчатой. Биссусные нити имеют белковый состав, они нерастворимы в кипящей воде, спирте, эфире, в разбавленных кислотах и щелочах. В момент выделения из железы биссусный секрет бесцветен. Цвет появляется в результате его контакта с водой и варьируется от светло-золотистого до тёмно-коричневого, а у старых особей – до чёрного. Длина их от 3 до 10 см. толщина волокон может быть от 10 до 70 микрон. На воздухе биссусные нити быстро усыхают, но легко разбухают, если их положить в жидкость. Процесс приготовления виссона длителен и трудоёмок. Пучок биссусных нитей распутывают, затем многократно промывают в тёплой воде. Затем расстилают ровным слоем на столе в тени и высушивают до полусухого состояния. Отделяют нити одна от другой, после этого биссус окончательно высушивают и расчёсывают, используя целую коллекцию гребней.

В Средневековой Италии из виссона шили камзолы, галстуки, шляпы, чулки, кошельки, иногда целые платья и даже искусственные волосы. До сих пор в музеях хранятся вещи из виссона.

Что же такое жемчуг, которому приписывают чудесные свойства? Так существует тайна эликсира Клеопатры. Рассказывают, что египетская царица Клеопатра как-то выпила растворённую в винном уксусе драгоценную жемчужину. В древности считалось, что это верное средство сохранить красоту и вечную молодость.

Существует множество легенд о его происхождении. По одной из них, жемчуг – это попавшая в раковину и застывшая в ней утренняя роса. По другой легенде, жемчужины – слёзы сказочной красавицы, вырванной злодеями из рук суженого.

Настоящий жемчуг, встречающийся в раковинах, известен людям с древних времён и обнаружен был сначала в Красном море и Индийском океане. Именно оттуда он попал в античную Европу. Для того чтобы возникла жемчужина, необходима целая совокупность случайностей. Прежде всего, нужно, чтобы в раковину попал посторонний предмет. Это может быть песчинка или ещё что-нибудь. Жемчужница, покрывая личинку слоями перламутра, превращает жемчужину в её могилу. Необходимо, чтобы будущее ядро жемчужины захватило при проникновении в раковину кусочек мантии. Она создаст вокруг ядра жемчужный мешочек, клетки которого откладывают концентрические слои перламутра, в конечном итоге и образующие лучистую жемчужину.

Харония тритонис

А теперь перенесёмся на остров Крит, к знаменитой таинственной Минойской культуре. Помните легенду о Лабиринте-дворце критского царя Миноса. Легенда рассказывает о страшном чудовище, получеловеке – полубыке Минотавре, обитавшем в Лабиринте, и о герое Тезее, который убил Минотавра и вышел из Лабиринта, благодаря Ариадне, дочери Миноса. Раскопки в Кносе, где по преданию находится лабиринт, доказали, что эта легенда имела под собой реальное основание: дворец действительно существовал и в плане напоминает раковины в разрезе.

Кстати, на Крите, раковины использовали как предмет поклонения.

Легенда имеет своё продолжение. Победить Тезея помог мастер Дедал, он вместе с сыном Икаром бежал с острова сделав себе крылья, Икар трагически погиб, а Дедал добрался до Сицилии, Царь Минос решил обнаружить беженца – ведь второго такого мастера не было. Во все концы Земли были разосланы посланцы царя и каждый вёз с собой раковину Харонии с отпиленным кончиком. Послы Миноса предлагали огромную награду тому, кто ухитрится продеть тонкую нить сквозь все извивы раковины, насквозь. Правитель Сицилии, обратился к Дедалу за советом. Мастер взял муравья, привязал к нему нить и запустил в раковину – муравей пробежал насквозь и протянул за собой нить.

Тритон

Среди миров Древней Греции есть ещё один, связанный с раковиной Тритоны. Эта легенда про Пана-козлоподобного, бога лесов и рощ, младшего брата Зевса. Когда Зевс стал царём богов, он наградил Пана рогом Тритона. Рог обладал чудесным свойством: он издавал настолько жуткие звуки, что все: и смертные и боги – в странном ужасе, потеряв рассудок, обращались в бегство. По имени Пана, трубившего в рог, это бегство было названо паническим, а состояние безрассудного страха – паникой. Пан погубил себя тем, что восстал против богов. Он прокрался на Олимп, со своим рогом, желая посеять среди богов панику. Его перехитрили, подменив рог, и, лишенный своего странного оружия, он погиб. Причём тут раковины? А пари том, что рогом Тритона могла быть раковина

Одного из крупнейших средиземноморских моллюсков – Харонии ноунферы. Известно, что именно она использовалась когдо – то в качестве сигнальной или боевой трубы.

Священная раковина

Вернёмся на Восток.

В Индии считали, что в раковине Чанк живёт морской демон, который победил бог Вишну. Эта раковина стала символом этого бога. Считали что эта раковина имела власть над морем, заставляла стихать морские волны и сулила безопасность путешественнику. В них трубили во время праздничных торжеств.

У правителей Бирмы священный Чанк, верхняя часть завитка, которого была целиком оправлена в золото и драгоценные камни, служил скипетром. У ряда других идентичных государств раковина Чанка попала в герб.

Считали, что украшения из чанка: амулеты, браслеты-приносили успех и счастье их обладателю.

Ещё одна легенда с трагическим сюжетом распространена на Востоке. Утром в день своей свадьбы, желая сделать подарок своей невесте, юноша отправляется на берег моря. В заветном месте он ныряет чтобы достать жемчужину, достойную красоты любимой. Проходит время, а жениха нет, близких охватывает тревога. Смельчаки начинают обшаривать дно и находят тело погибшего, рука которого зажата створками гигантской Тридакны. Двустворчатый моллюск Тридакна – чемпион среди моллюсков по размерам. Он может достигать почти полутора метров длины и веса в четверть тонны. Её створки у вершины утолщены, имеют вытянуто-треугольную форму, выпуклые ребра радикально расходятся от вершины к краям. Около вершины створки раковины не смыкаются плотно, а имеют продолговатую щель.

Осторожно-Конусы

Существует ли моллюски, поражающие организм человека? Например, конусы. Однажды некоему рыбаку вместе с рыбой в сеть попали две очень красивые ракушки тёмно-коричневого цвета, покрытые хорошо очерченными светло-кремовыми пятнами. Рыбак положил раковину за пазуху. Через некоторое время он ощутил боль и обнаружил, расстегнув рубаху, что участок живота покраснел и припух. Поняв, что виновники этого – моллюски, рыбак выбросил их. Через некоторое время рыбак потерял сознание и умер. Виновники этого печального события относятся к семейству Конусов. Считается, что конусы страшнее акул, так как от акул погибает 1 человек в год, а от Конусов 2-3 человека. Ядовитость конусов легко объяснить – они хищники.

Корабельные черви или Шашень известны с древнейших времён – с тех пор, как люди занялись мореплаванием. В 1200 году флот крестоносцев еле добрались до острова Мальта, настолько был источён корабельным червём. Кто же он такой, этот таинственный червь? Паустовский пишет: "...Это даже не червь. Это морская улитка, двустворчатая крошечная ракушка, не больше булавочной головки".

Она вгрызается в дерево острыми створками и всё время вращается вокруг своей оси. Ходы, просверленные, безукоризненно круглы и отполированы. Когда моллюск входит в дерево, то оставляет отверстие, едва заметное глазу. Он выпускает конец своего слизистого тела, наглухо прикрепляет его к отверстию и высовывает наружу две тонкие трубки. По ним корабельный червь всасывает воду и выбрасывает изжеванную древесную труху. Шашень вгрызаясь в дерево, быстро растёт и толстеет. Через несколько дней он не может вылезти обратно их своей норы. Достигнув старости, он умирает внутри дерева.

Среди морских брюхоногих есть виды, лишённые раковины, например клиопы. Они являются излюбленной пищей некоторых китов.

Виноградная улитка является продуктом питания и в ряде стран употребляется в пищи в варённом виде. При массовом размножении может приносить вред плодоносным хозяйствам.

Однако больший вред сельскому хозяйству приносят наземные лёгочные улитки, лишённые раковины – так называемые слизни. Массовое появление слизней сопровождается большими повреждениями посевов. Слизни также уничтожают огромное количество огородных культур.

Проверка таблицы. (Приложение №2)

II. Сочинение– этюд “Ракушки”.

Подготовка к написанию сочинения.

Учитель русского языка.

“Вот раковина… Если ты долго будешь смотреть на нее, то вдруг тебе придет в голову, что как-то утром солнечный свет упал на эту раковину и так на ней и остался на вечные времена”. (К.Г.Паустовский).

Мы так много уже говорили сегодня о раковинах, но давайте представим ту подводную стихию, в которой живут эти удивительные существа.

Что же поможет нам почувствовать себя в морских глубинах? Эта сила – музыка! Литовский художник и композитор Чюрленис чудесно изобразил музыкальными красками трепетный шелест прибрежных волн, легкое дуновение свежего морского ветерка, тонкое пение морских раковин, перекатывание гальки. Итак, вслушайтесь в эту удивительную, чарующую музыку.

Прослушивание г/з Чюрленис “Море”.

Беседа с учащимися.

Вопрос: Что вы представляли, слушая эту музыку?

Возможные ответы: Слушая музыку, невольно представляешь себя частичкой морской стихии, частичкой природы. Кажется, что прибрежные волны манят и зовут на дно морское. Теплый ветерок так приятно успокаивает душу, что ничего не хочется видеть, кроме белых барашков, ничего не хочется слышать, только музыка моря, раковин, гальки. музыка помогает раствориться в природе, погрузиться на дно морское.

Работа с текстом.

Учитель русского языка. Итак, ваши представления о раковинах пополнились новыми сведениями. Что-то вас удивило, заставило иначе посмотреть на это чудо природы. А теперь попробуем описать эти ракушки, призвав на помощь все свое воображение. Но вначале послушайте, как описывает морское сокровище чешский писатель Карел Чапек:

Задание классу: выписать красочные эпитеты, сравнения.

“Чудесна и величественна природа, и я, неутомимый паломник по картинным галереям и музеям изящных искусств, должен признаться, что наибольшее наслаждение я получил от созерцания раковин и кристаллов в Естественно-историческом музее. Конечно, и мамонты, и праящерицы очень симпатичны, а также рыбы, бабочки, антилопы и прочие звери лесные, но раковины лучше всего, потому что вид у них такой, будто игривый дух божий, вдохновленный собственным всемогуществом, сотворил их для своего развлечения. Розовые и пухлые, как девичьи губы, пурпурные, янтарные, перламутровые, черные, белые, пестрые, тяжелые как поковка, изящно-филигранные, как пудреница королевы Мэб, гладко обточенные, покрытые бороздками, колючие, округлые, похожие на почки, на глаза, на губы, стрелы, шлемы, и ни на что не похожие, они просвечивают и переливаются красками, как опалы, нежные, странные, не поддающиеся описанию. Когда я проходил затем по сокровищницам искусства, осматривая коллекции мебели, оружия одежды, резьбы, фарфора, я снова видел: чудесна и величественна природа. Все это те же раковины, но возникшие по иной божественной и необходимой прихоти. Все это создал нагой мягкотелый слизняк, трепещущий в творческом безумии. Так будьте же подобно природе: творите, творите прекрасные, удивительные вещи с бороздками или витками, пестрые, прозрачные. Чем больше вы будете творить, тем ближе вы будете к природе… Нет ничего величественнее природы!”

Словарная работа.

Ципрей, тридакна, мурекс, пурпурный,  
перламутровый, филигранные, Чюрленис,
Дебюсси, Карел Чапек, этюд.

Описание раковины по плану.

План:

I. Когда я впервые увидел ракушку…

II. Описание раковины:

  • название;

  • форма;

  • цвет;

  • использование;

  • легенда.

III. Как музыка помогает раскрыть красоту раковин?

IV. О чем может рассказать ракушка?

Творческая работа учащихся (придумывание названия, написание вступления, основной части).

Подведение итогов.

Д/з Написание сочинения.

Оформление доски (Приложение №4).

Приложение 3

Презентация