Информационные технологии на уроках природоведения в начальной школе. Тема "Пермский край"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формирование у учащихся первоначальных представлений о Пермском крае.

Задачи урока:
1.вопитывать любовь и бережное отношение к родному краю, к природе;
2.способствовать развитию у учащихся мышления, рассуждения;
3.учить выделять из целого – частное.

Оборудование:
Карта России; карта Пермского края; атласы; контурная карта; иллюстрации животных, растительного мира; гербарий; видео фрагмент; аудио запись; использование информационных технологий.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Подготовка к восприятию нового материала.
Звучит музыка, учитель читает стихотворение
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
Учитель:
-Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Родной Край».  
-Что для вас является родным краем?
-Как называется наш край?
-Сформулируйте тему урока.
Дети сообщают тему урока.
Компьютерная презентация Слайд 1: Пермский край.
Учитель:
-Сегодня мы отправляемся в путешествие по Пермскому краю.
Учитель ставит перед детьми проблему на урок:
-Во время путешествия вам нужно выделить главные особенности Пермского края.

Звучит музыка, учитель читает стихотворение:
Шумит над Камой вольный ветер,
В лучах рассвета майский плес
И нет наряднее на свете
Осинок этих и берёз.
Поют берёзовые шири
В лесах токуют глухари
И нет прекрасней в целом мире
Прикамской нашей стороны.

Учитель:
-Почему наш край в стихотворении назван Прикамьем?
Ответы учащихся

3.Новый материал.
1.) Работа по карте России.
Учитель:
-Внимательно посмотрите на карту, наш край находится в глубине материка Евразия, на значительном удалении от морей и океанов. Его территория расположена в бассейне реки Камы, крупнейшего притока Волги. Протяжённость Пермского края с севера на юг 645 километров, а с запада на восток 420 километров.

Учащиеся выделяют особенности расположения Пермского края.
2.) Учитель предлагает детям посмотреть видеофрагмент и определить:
-Какой рельеф характерен для Пермского края.
После просмотра видеофильма учащиеся делают вывод на основе посмотренного материала и своих наблюдениях.
3.)Компьютерная презентация Слайд 2: Рельеф.

Учитель:
-Пермский край характеризуется разнообразным рельефом. Обширные низменности, равнины, возвышенности, на востоке окаймлены Уральскими горами. Строение рельефа обусловлено расположением края на стыке Русской платформы и складчатого Урала. На фоне холмисто – увалистой равнины выделяются несколько самостоятельных возвышенностей.
Далее учитель просит детей открыть атласы и прочитать о возвышенностях преобладающих в Пермском крае. Учащие называют возвышенности Пермского края.
Учитель: 
-На территории края имеют место низменности. Например: наиболее крупная из всех Яйвинско – Вишерская низменность. Её протяжённость с севера на юг составляет 100 километров, а ширина колеблется от 20 до 50 километров. Учитель показывает иллюстрации.
4.) Компьютерная презентация Слайд 3: Кунгурская ледяная пещера.
Учитель:
Продолжая разговор о рельефе нашего края нельзя не вспомнить об уникальной кладовой Пермского края – Кунгурской ледяной пещере – одной из крупнейших в мире.
Рассказ  учащихся о Кунгурской   ледяной пещере. Рассказ сопровождается показом иллюстраций и достопримечательностей Кунгурской   ледяной пещеры.
После чего ученики делают обобщение и выводы, выделяя особенности рельефа нашего края.

4. Знакомство с административной картой России и Пермского края.
1).Учащиеся рассматривают административную карту России, находят области, республики, округа, края, которые граничат с   нашим краем,  называют их, показывают на карте.  Далее ведётся работа по Административной карте Пермского края.
Учитель:
- Это наш край, наша маленькая родина – это часть большой страны.
Что для вас является Родиной?
Ответы детей.
Учитель:
-В Пермском крае 25 городов, 56 посёлков городского типа, 4085 сельских населённых пунктов. Назовите административный центр Пермского края.
-Кто является губернатором Пермского края?
Ученики: Губернатором Пермского края является Олег Чиркунов.
Компьютерная презентация Слайд 7: город Пермь.
2.) Работа с атласами и контурной картой.
Учитель:
Посмотрите на карту Пермского края, назовите крупные населённые пункты нашего края. Ответы детей сопровождаются показом презентации, слайд 4. Населённые пункты Пермского края:  Кунгур, Березники,  Соликамск, Чусовой, Лысьва, Горнозаводск. Дети объясняют, почему так названы города.
3.) Знакомство  с контурной картой.
Учитель предлагает ученикам нанести на контурную карту названные населённые пункты. Перед учениками возникает проблема: А как это сделать? Учащиеся рассматривают контурную карту. Определяют, почему она так называется, чем отличается от карты в атласе. Ученики называют условные знаки, которыми они будут пользоваться при выполнении задания.
Далее работа ведётся под руководством учителя. Один ученик выполняет у доски по увеличенной контурной карте, сопровождая свои действия комментированием.
После чего ученики делают обобщение и выводы, выделяя особенности расположения Пермского края.

5. Физическая минутка. Сопровождается музыкой

По родному краю дружно мы шагаем
Вот выходим мы на луг, тысяча цветов вокруг!
Вот ромашка, василёк, медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр и направо и налево,
В ходим в лес – полно чудес,
Белка с ветки на ветку скок
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух.
Отдохнуть мы все успели
И за парты тихо сели.

6. Выступление учеников класса:
1.)Компьютерная презентация Слайд 5: Животный мир Пермского края.
Учитель:
-Продолжим работу.
-Животный мир Пермского края разнообразен и уникален. Сегодня к нам на урок прибыли специалисты зоологи, биологи, геологи. Давайте предоставим слово им.  Выходят ученики - зоологи и рассказывают о животном мире  Пермского края. Рассказ сопровождается показом иллюстраций и  презентации.
После чего ученики класса делают обобщение и выводы, выделяя особенности животного мира Пермского края.
2.) Растительный мир.
Компьютерная презентация Слайд 6.
Учитель:
Растительный мир Пермского края уникален. В нашем крае встречаются реликтовые растения, т.е. очень древние, которые росли ещё на земле много миллионов лет назад. В наших лесах много травянистых, лекарственных  растений, кустарников. В таёжных лесах  можно встретить лишайники, мох, ягель. Обо всём об этом нам расскажут наши специалисты – биологи.
Выходят ученики и рассказывают о растительном мире  Пермского края. После чего ученики класса делают обобщение и выводы, выделяя особенности растительного мира Пермского края.
3.) Геологическое строение.
Компьютерная презентация слайд 8.
Учитель:
Поговорим немного о природных ресурсах нашего края:
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности – это полезные ископаемые. О полезных ископаемых Прикамья нам расскажут наши специалисты – геологи. 
Выходят ученики и рассказывают о геологическом строении  Пермского края..
После чего ученики класса делают обобщение и выводы, выделяя особенности геологического строения Пермского края.

7.Обобщение нового  материала.
Работа в парах.
Ученики объединяются в пары, пользуясь опорным планом, формулируют вывод - обобщение по материалам урока. Учитель включает аудиозапись «Аура леса».
После чего ведётся проверка 2 – 3 ученика рассказывают составленный вывод - обобщение по материалам урока.
Компьютерная презентация Слайд 9 – Вывод.
Учитель предлагает сравнить выводы, проверить всё ли сказали ребята, дополнить.

  •  Пермский край находится в глубине материка Евразия.
  • Край расположен в умеренном поясе.
  • Большая протяжённость края с севера на юг свидетельствует о наличии нескольких природных зон:  тайга с севера переходит в зону лесов.
  • Пермский край характеризуется разнообразным рельефом: низменности, равнины, возвышенности, горы.
  • Разнообразие животного и растительного мира, обусловлено особенностями природных зон.
  • Пермский край характеризуется широким набором полезных ископаемых, обусловленным особенностями геологического строения края.

8. Проверка первичного восприятия нового материала.
1.)Учитель предлагает учащимся выполнить тестовое задание:
Тест по теме «Наш Край»
1.Мой край расположен на материке:
А) Африка
Б) Евразия
В) Америка

2.В какой природной зоне находится наш край?
А) Тайга    Б) Зона лесов      В) Тайга переходит в зону лесов

3.Территория моего края расположена в ...
А) Тропическом поясе
Б) Полярном поясе
В) Тайга переходит в зону лесов

4.В Пермском крае обитают:
А) Слон, верблюд, жираф
Б) Ёж, зайцы, кабаны
В) Лисы, медведи, волки

5.Какие растения растут в нашем крае?
А) Кактусы, кипарисы
Б) Ягель, клюква, карликовая ива
В) Ель, берёза, осина
2.) Взаимопроверка теста.

9.Рефлексия.
Учитель:
-Чем полезен был урок для каждого из нас?
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему учились сегодня на уроке?
2.)Оценивание учащихся.

10.Домашнее задание.
Учитель:
-Что бы ещё интересного вы хотели узнать о нашем крае?
-А я бы, хотела узнать, в каких местах Пермского края вы побывали, что интересного узнали и какими интересными сведениями вы бы хотели с нами поделиться. Проверить, как вы научились работать с контурной картой.

11.Домашнее задание

  • Составить рассказ.
  • .Нанести на контурную карту населённые пункты Пермского края.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Спасибо за урок. Урок окончен.

Презентация