Путешествие в Африку

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучающий процесс и развитие познавательных способностей, планирую через  грамотно составленное тематическое планирование и сюжетно-игровую деятельность, в которой я являюсь и организатором и игроком, принимая различные позиции «над», «на равных», «под». Я считаю, что педагог, применяющий разные позиции, более интересен детям. Он с ними единое целое, потому что не всегда является в роли учителя, а зная интересы и знания детей, я «нарочно» применяю позицию «под», и тогда-то дети, доказывая и объясняя, что-либо получают огромное удовлетворение от своих познаний, и что еще более увеличивает их интерес к новым познавательным способностям. Позиция «на равных»  прекрасна для общения с детьми в настольно-дидактических играх, в ежедневных беседах на различные темы, в игровой деятельности, в планировании и принятии какого-либо решения по организации совместной деятельности.
Так же я всегда учитываю возрастные интересы детей , например в прошлом году у детей был популярен мультсериал «Смешарики», они приносили из дома своих любимых героев, играли с ними и даже ложились спать. Родители принесли нам диск с мультфильмами, и мы неоднократно просматривали его через проектор. Используя эту заинтересованность детей, я нарисовала маски этих героев и вовлекла в интереснейший мир игры-драматизации. Дети с большим удовольствием наряжались и проигрывали сценки сначала по содержанию мультфильма, а затем стали сами придумывать различные комбинации сюжетов, договариваясь и обсуждая между собой.
Планируя занятие, я учитываю стремление детей к активным действиям, а не выслушивание длительных монологов воспитателя. Источник развития расширения кругозора и представлений ребенка о мире – непосредственные наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным.
Развивающий эффект организованных игр-занятий определяется тем, насколько активно в них принимает участие каждый ребенок и насколько он может продемонстрировать результаты своей деятельности взрослому и сверстникам, объединенные общей проблемой или идеей при решении, которой им необходимо сплотится в дружный сильный коллектив. Игра – это деятельность, в ходе которой происходит познание мира и развитие интеллекта ребенка. В процессе игры у детей развиваются воображение,  наглядно-образное, интуитивное и логическое мышление. У детей появляется уверенность в себе, они не боятся ошибиться, формируются представления о своих возможностях и критическое отношение к себе. Дошкольники готовы к любому творчеству и содружеству, они свободно проявляют себя в игровой деятельности. Свободное взаимодействие детей стимулирует процесс взаимообучения, который может быть более эффективным, чем прямое влияние на детей со стороны педагога. И хотя в общении со сверстниками дошкольник заявляет, прежде всего, о себе, утверждает и проверяет свое представление о мире, он одновременно способен перенять опыт другого.
В ходе взаимообучения создаются условия не только для интеллектуального развития детей, но и для развития чувства свободы, самоуважения, которые актуализируют творческие потенции ребенка.
Конспект занятия-игры «Путешествие в Африку».
Цель:

  • Развивать воображение, фантазию детей и личностное восприятие окружающего мира.
  • Воспитывать доброжелательное отношение детей в игре, сострадание к больному.
  • Наглядно познакомить с животным и растительным миром Африки (саванна, джунгли).
  • Познакомить с бытом и обычаями коренных жителей Африки.

Рекомендации по подготовке проведения занятия.
Желательно, чтобы участвовал в организации пространства весь педагогический коллектив, потому что наглядность, используемая на занятии очень больших масштабов, приближенная к натуральной величине. Это различные животные и птицы саваны и джунглей, а также растительный мир масштаб, которого увеличивается относительно животных. Пространство распределения декораций распространяется на все холлы и музыкальный зал детского сада, т.к. участие в этом увлекательном путешествии могут принимать все группы детского сада. Только педагог планирует соответственно возрасту детей познавательные задачи, которые он сможет реализовать через игру-путешествие. Хорошо бы было, если в этот творческий процесс подключится и хореограф, который подготовит группу 5-6 детей «коренных жителей» Африки – это, несомненно, танец, возможно ритуальные обычаи, ну и конечно язык (выдуманный и непонятный).

Ход игры:

  1. Во второй половине предыдущего дня, между воспитателем и помощником воспитателя происходит диалог, в ходе которого выясняется, что помощник воспитателя сильно больна и что была она у врача, и он ей посоветовал ехать туда, где очень тепло, там растет особый цветок, если его понюхать, то все болезни сразу проходят. Но сейчас зима, весна еще не наступила, но, оказывается, есть такое место на Земле, где даже зимой очень тепло. Это Африка. Желательно, чтобы дети были участниками этого диалога.
  2. Искреннее сопереживание воспитателя своей коллеги, не оставляют без внимания и дети, которые хотят ей помочь, и тогда мы планируем, отправится в путешествие за «чудо-цветком». Готовим к путешествию все необходимое карту, компас, бинокли, фотоаппарат, аптечку, одежду. Прокладываем путь по карте и выбираем вид транспорта, на котором доберемся до Африки. Распределяем роли кто, за что будет отвечать в путешествии. Готовим билеты. Собираем информацию, кто, что уже знает об Африке, а так же дети стараются расспросить своих родных, полистать с мамой перед сном детскую энциклопедию, возможно, вспомнить ранее просмотренные телепередачи про животных Африки, обычно дети очень любят смотреть передачи о природе. 
  3.  По ранее принятому сигналу собираемся в кружок.

Воспитатель: все ли у нас приготовлено к путешествию, сейчас проверим, нечего ли мы не забыли. Будем друг другу передавать мяч и называть необходимые вещи для далекого путешествия.
(Игра с мячом)
- А теперь необходимо построить, что ….? Конечно самолет.
(После того как построили самолет)
Стюардесса ребенок: прошу пройти в кассу за билетами.
(Билеты тоже сделаны руками детей, на которых написаны название рейса, номер ряда и места).
- Объявляется посадка на рейс самолета Шарыпово-Эфиопия.
Стюардесса ребенок: прошу пройти на посадку самолета.
(Смотрит билеты, проверяет). Займите все свои места и приготовьтесь к взлету самолета. Пристигните ремни безопасности.
(Пилоты заводят двигатели и гудят, изображая звук самолета.)
- Не волнуйтесь, взлет прошел хорошо, и сейчас мы набираем высоту.
(Предлагает через некоторое время, прохладительные напитки и т.п.)
Играем на воображение, кто-то что-то увидел или что-то случилось с самолетом и т.п.
- Приготовьтесь мы идем на посадку, прошу по салону не ходить, занять свои места и пристигнуть ремни.
(Гул самолета прекращается)
- Посадка прошла удачно, прошу на выход.
(Смотрим вокруг, и замечаем «красивый город»)
Воспитатель: ой, и, правда, здесь очень жарко, нужно одеть, панамы и солнцезащитные очки.
- Но куда же теперь идти? Ведь вряд ли цветок растет в городе.
(Ориентируясь по компасу, мы идем еще южнее и приходим в саванну).
- Куда же мы пришли? Посмотрите сколько здесь разных животных, а деревьев совсем, почти нет, а давайте понаблюдаем за ними.
- Интересно, что это за животное такое (показывает в его направлении), а какое оно?
Дети: это же Жираф.
Воспитатель: но для чего ему такая длинная шея?
Дети: чтобы доставать и кушать листву с деревьев.
Воспитатель: ребята, а я, зато знаю, как называется дерево, листву которого они любят. Это сахарская акация, ее еще почему-то называют железным деревом, как вы думаете почему?
(Предположения, размышления детей, выслушиваем все варианты ответов.)
- Посмотрите, какие полосатые лошадки …. (называют дети). Африканские лошадки, хорошо играть им в прятки на лугу среди травы, разлинованы лошадки, словно школьные тетрадки от копыт до головы.
- Интересно, почему они такие полосатые?
(Ответы детей)
- Ребята, не подходите слишком близко к тому дереву, под которым лежит Лев, давайте лучше со стороны посмотрим за ним. Вы что-нибудь знаете про этого зверя?
Дети: его называют царем зверей, потому что он страшно рычит, а еще у него большая грива, но у львицы нет гривы и она главный охотник и т.д.
Воспитатель: дерево, под которым он лежит, называется …, Баобаб, у него ствол очень …., правильно широкий, до 8 метров в толщину, но говорят что это дерево растет корнями вверх, как вы думаете почему?
Дети: да потому что его ветки похожи на корни.
Воспитатель: а это еще, что за кошка пятнистая?
Дети: это Гепард или Леопард. Он очень быстро бегает и т.д.
Воспитатель: а сейчас Настя загадает загадку, а мы попробуем ее отгадать.
Ребенок: Очень силы много в нем  
Ростом он почти, что с дом
У него огромный нос,
Будто нос, лет тыщу рос.
Дети: это слон.
Воспитатель: но для чего ему нужен хобот?
Дети: это его «рука», чтобы поливать себя водой, пить, переносить разные грузы и т.п.
Воспитатель: вот как называется это животное, которое рядом с зебрами я не знаю, а вы?
Дети: это Газель, она травоядная и очень пугливая.
Воспитатель: ребята, а вы видели здесь какой-нибудь цветок? Вот и я нет. Значит нам нужно идти дальше. Но что это за тоннель (два обруча соединенные тканью), наверное, другого пути нет, придется проходить через него.
(Преодолев одно препятствие, перед нами возникает следующее – болотные кочки, перепрыгивая с кочки на кочку, мы добираемся до водоема (синяя материя) и замечаем там крокодила).
- Вот так крокодил! Какой он?
Дети: большой, длинный, зубастый, страшный и т.д.
(Делается пауза для выплеска детских эмоций).
Воспитатель: интересно, как появляются маленькие крокодильчики?
Дети: из яиц, которые они откладывают на суше, и греет их солнышко, пока не вылупятся крокодильчики.
(Педагог, обращает внимание детей на бегемота и говорит, что он тоже живет по близости с водоемом, потому что очень любит лежать в водичке, тем самым охлаждая свою температуру тела, а еще у него огромная пасть и очень сильная, что даже может сломать шею своему врагу, например льву.)
Воспитатель: что это за звуки? Слышите? (Применение звукового дизайна, т.е. различные голоса птиц и животных). Давайте, послушаем! (Несколько минут релаксации, когда дети стараются не издавать каких-либо посторонних шумов, а стараются вслушаться в голоса природы, шепотом высказать свои предположения кто же это мог бы быть).
Воспитатель: отгадайте мою загадку, слушайте внимательно.
Кто один имеет рог, отгадайте … (носорог). Но зачем ему этот рог?
Дети: для защиты, для выкапывания корешков.
Воспитатель: ой, ребята, какой лес красивый! У нас в Сибири нет таких деревьев, как здесь.
- А вот кокосовая пальма она очень любит влагу и поэтому растет рядом с водой – морем или океаном. На ней растут плоды похожие на орех и внутри есть мякоть и сок, который можно пить, а мякоть очень сладкая и поэтому она нашла применение в кондитерской промышленности, например шоколад «Баунти», в виде стружки ее добавляют в печенье и пряники.
(Дети замечают попугаев).
Дети: посмотрите, какие красивые, разноцветные попугаи.
(Дети называют цвета окраски попугаев).
Воспитатель: мне очень в джунглях понравилось, а вам? Может быть на память, сфотографируемся?
 (Фотографируемся и отправляемся дальше в путь.)
- Нам ребята предстоит набраться мужества и преодолеть эту высокую гору, я думаю, что у нас все должно получиться, вы со мной согласны?
(На лестничном марше располагаются лианы, змеи и обезьяны.)
Воспитатель: слышите, какие-то звуки, по моему, это уже не звери. Кто же это? (Постараться создать заинтригованную атмосферу.) Кто у нас самый смелый, кто пойдет в разведку? Если нет опасности, то позовет всех нас.
(Разведчики доносят информацию о местных жителях, которые сидят у костра, мы проходим в «селение» коренных жителей и со стороны наблюдаем за ними. Они переговариваются между собой на непонятном для нас языке, затем вожак (хореограф) дает команду и они под звуки барабанов исполняют танец.)
Вожак племени: вы с Англии, Германии, Франции, или с России (на английском языке).
Воспитатель: ес, ес Рашен.
Вожак племени: (на русском языке) зачем пожаловали в жаркую Африку?
Дети: нам нужен волшебный цветок, у нас сильно заболела … (имя помощника воспитателя).
Вожак племени: просто так мы не отдадим! Нужен выкуп!
Воспитатель: мы вам заплатим, у нас есть деньги!
Местные жители: деньги российские нам не нужны!
Воспитатель: но тогда мы споем вам веселую песенку.
(Поем песню под караоке, про Африку)
(Местные жители между собой совещаются, дать или не дать цветок.)
Местные жители: песня очень нам понравилась, возьмите волшебный цветок.
Дети: спасибо.
Воспитатель: мы очень вам благодарны за цветок, и нам хотелось бы с вами сфотографироваться на память! (Фотографируемся).
- Пора расставаться, нам нужно поспешить, ведь дорога очень длинная.
Вожак племени: а, вы каким путем шли?
(Мы ему показываем и рассказываем.)
Вожак племени: что вы? Мы вам покажем самый короткий путь.
(Провожают нас, до города, затем мы садимся в самолет и возвращаемся в свой город Шарыпово. Даем помощнику воспитателя понюхать цветок и она поправляется.)
Помощник воспитателя: я вам очень благодарна (обращается к детям), что вы помогли мене, избавится, от этой ужасной болезни, большое Вам спасибо. Что бы я без вас делала, даже и не знаю? Вы просто молодцы!!!