Интонация выражения и изображения в музыке. 3-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 3


Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Единство выражения и изображения интонации в музыке.
Обучающая задача: Сформировать представление о выразительной и изобразительной интонации.
Развивающая задача: Развивать умение слушать и различать выразительные и изобразительные интонации.
Воспитательная задача: Эмоцианальное восприятие у детей.
Музыкальный материал:

  • «Три подружки» Д.Б.Кабалевского-слушание.
  • «Самая хорошая» (о маме) В.Иванникова-разучивание и исполнение.

Оборудование урока:

  • аудиозапись «Три подружки» Д.Б.Кабалевского;
  • иллюстрации «Трёх подружек»;
  • музыкальные инструменты- скрипка, труба, флейта (иллюстрации).

Ход урока:

1.Организационный момент.
Вход детей в класс под музыку. Дети встают возле своих парт. Музыкальное приветствие.
Учитель: А теперь я прошу вас сесть за свои парты. Спинки у всех ровненькие. Дневники на край стола.
2.Повторение пройденного материала.
Учитель: Ребята, какая главная тема четверти?
Дети: Интонация.
Учитель: Что такое интонация?
Дети: Это выразительность.
Учитель: А ещё? Для чего нужна интонация?
Дети: Для того, чтобы понимать друг друга.
Учитель: То есть мы общаемся с помощью интонации?
Дети: Да.
Учитель: А как мы показываем интонацию в общении друг с другом?
Дети: Слова можно произносить по-разному, жесты, мимика, речь.
Учитель: Интонация- это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека. Так?
Дети: Да.
Учитель: Молодцы! Ребята, мы общаемся с вами жестами, мимикой, словами, а как же композиторы и художники? Как они говорят нам о своей интонации по отношению к нам?
Дети: Композиторы- музыкой, художники- картинами.
Учитель: Молодцы!

  • Объяснение новой темы.

 Учитель: А сегодня мы поговорим о том, какими же бывают интонации? Но прежде вернёмся во второй класс. Помните, мы говорили о музыке, которая может очень много нам рассказать? Одни музыкальные произведения выражают…, другие- изображают… (на доске появляется схема №1):
Музыка

Учитель: Так и интонации тоже могут выражать и изображать (на доске появляется схема №2).

  Интонация

 

 А теперь закройте глаза и внимательно послушайте эту музыку (звучит аудиозапись «Трёх подружек» Д.Б.Кабалевского)
Учитель: Узнали произведение?
Дети: Да.
Учитель: Что сейчас прозвучало?
Дети: Пьеса Д.Б.Кабалевского «Три подружки».
Учитель: А какие это подружки? Мы их видим?
Дети: Нет. Мы их слышим.
Учитель: Какими они нам показаны в музыке?
Дети: Одна подружка грустная, печальная. Интонация плаксивая. Вторая- радостная, игривая. Интонация радостная. Третья- злая. Интонация злая.
Учитель: А как зовут этих девочек?
Дети: Первая- Плакса, вторая- Резвушка, третья- Злюка.
Учитель: Почему такие имена?
Дети: Потому что характер музыки говорит нам об этом.
Учитель: А только ли характер музыки нам говорит об этом? Как композитор ещё показал нам трёх девочек? С помощью чего?
Дети: С помощью музыкальных инструментов. Плакса- с помощью скрипки, Резвушку- с помощью флейты, а Злюку- с помощью трубы.

Учитель: Молодцы! (во время названия музыкальных инструментов на доске появляются иллюстрации этих инструментов).

А почему композитор показал наших девочек именно с помощью этих инструментов?
Дети: Потому что окраска звучания этих инструментов очень подходит для девочек.
Учитель: О своей интонации в музыке нам рассказал композитор Д.Б.Кабалевский. На прошлом уроке я вас просила побывать в роли художников. Давайте посмотрим на ваши работы (рассматриваем рисунки детей, которые были собраны перед уроком и оформлены в виде выставки)
Учитель: Что мы видим? Что у вас получилось? (дети рассказывают о своих рисунках)
Учитель: Какая интонация у ваших девочек? Как вы её показали?
Дети: С помощью красок.(дети рассказывают о том как они изобразили девочек, какие краски они использовали и почему).
Учитель: А теперь я предлагаю посмотреть на моих девочек. Я их нарисовала вот так (показываю свои рисунки).

Учитель: Мы были художниками, нарисовали красками свою интонацию девочек, услышали интонацию композитора в музыкальном произведении. А теперь скажите: интонация «Трёх подружек» была изобразительная или выразительная?
Дети: Выразительная и изобразительная.
Дети: Выражается настроение девочек.
Учитель: А что изображается?
Дети: Характер и действия девочек.
Учитель: Очень часто в музыкальных произведениях встречаются интонации изобразительные и выразительные. И они ведут нас к единому музыкальному образу. В данной пьесе это образ трёх девочек.
4.Работа над песней «Самая хорошая» В.Иванникова.
Учитель: А сейчас я попрошу вас сесть ровно и внимательно послушать меня (я играю и исполняю песню «Самая хорошая»)
Учитель: Какая интонация данного произведения? Похожа ли она на интонацию девочек?
Дети: Она не похожа на интонацию девочек. Интонация этого произведения ласковая, нежная.
Учитель: Интонация выражения или изображения?
Дети: Интонация выражения, потому что показаны чувства к нам, а также есть интонация изобразительная, так как показаны действия мамы.
Учитель: Повторяем слова первого куплета и исполняем
(после повторения слов и мелодии 1 куплета приступаем к разучиванию 2 и 3 куплетов, повторяем ещё раз слова и закрепляем всю песню).
5.Обобщение темы урока.
Учитель: Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?
Дети: Мы узнали об интонации, которая может изображать и выражать.
Учитель: Что выражает интонация?
Дети: Чувства, мысли… (дети смотрят в схему на доске)
(дети смотрят в схему на доске)
Учитель: А что изображает интонация?
Дети: Движение, характер…(дети смотрят в схему на доске)
Учитель: А вместе интонации ведут к единому музыкальному образу.
6. Итог урока.
Выставление оценок в журнал. Выход детей из класса под музыку.