«Идеальная дидактика- это ее отсутствие.
Ученик сам стремиться к знаниям так,
что ничто не сможет ему помешать.
Пусть гаснет свет – он будет читать при свечах.
А.Гин.
Широко известен факт, что в современном мире количество знаний, накопленных человечеством, удваиваются каждый раз за три года. И если раньше, человек получивший образование, мог не пополнять его всю жизнь и считаться при этом образованным человеком, то сейчас необходимо учиться каждый день.
Наша школа концептуально не менялась со времен Яна Амоса Каменского и современных условиях изжила сама себя. Необходимо предлагать ученикам такие формы работы, при которых они бы учились самостоятельно. Одним из таких методов является метод проектов. Данный метод широко используется на уроках технологии, поскольку он подразумевает деятельность, а технология самый практико-ориентированный предмет.
В средних и старших классах учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблемы, ранее полученные теоретические знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей.
Рассмотрим, как я это делаю на своих уроках. Уроки технологии, направлены на осознанное восприятие школьниками учебной информации, конечным результатом которого, прежде всего, является возможность практического использования каждым ребенком багажа полученных знаний, умений и навыков.И здесь моя задача, как учителя состоит, прежде всего в том, чтобы дать в руки ученику инструмент для самостоятельного освоения мира, инструмент для практической деятельности. Я же вижу свою задачу шире - ребенок должен не только овладеть навыками практической работы с каким-либо инструментом, но и уметь использовать полученные навыки профессиональной деятельности в современной жизни .
Учитывая темпы и условия современной жизни, для учащихся средних классов наиболее актуальны дизайнерские проекты, которые стали постепенно оттеснять декоративно-прикладные направления работы. Дизайнерские практико-ориентированные проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта, конечный продукт заранее определен (маркетинговые исследования обучающиеся проводят в ходе работы над проектом) и может быть использован в жизни класса, школы, города и пр.
Одним из инструментов для воплощения дизайнерских идей обучающимися был выбран редактор «Photoshop». При изучении этого редактора я преследую цель - каждый ученик должен пройти всю технологическую цепочку ( задумка – выбор инструментария - воплощение результата - презентация проекта (продажа, использование). Работа в «Photoshop» рассчитана на определенную степень самостоятельности и творчества детей, и поэтому здесь очень важно обсудить с детьми, что и как они будут делать, помочь им понять смысл работы, выбрать основную идею, объяснить непонятные моменты, показать, как выполняются сложные приемы работы в редакторе.
Прежде чем приступать к работе, выясняю с детьми, какие правила работы с тем или иным инструментом они уже знают, а с какими необходимо познакомиться. Изучение каждого нового эффекта я начинаю с рассказа о назначении и устройстве того или иного инструмента, а позже, непосредственно перед практической работой, обращаю внимание девушек на то, как рациональнее использовать те или иные возможности программы.
При работе в редакторе Photoshop обучающиеся выполняют следующие проекты (см. приложение 1):
создание визитки,
создание фотоколлажа, календарей;
создание почетной грамоты или диплома;
создание открытки, поздравления;
создание вымпелов, обложек;
редактирование фотографий, дизайн брошюр, оформление школьной газеты и пр.
Полученные детьми навыки работы в редакторе применяются ими и в дальнейшем обучении: создание композиций для вышивания, при изучении раздела «Моделирование одежды», «Лоскутная пластика» и пр.
Подводя итоги, можно сказать, что использование метода проектов с использованием информационных технологий ведет к :
- Развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, разнообразию учебной деятельности (учащиеся занимаются по собственному интересу, не ограничивая себя рамками программы).
- Учащиеся видят перед собой конечный результат – предмет или услугу, которые можно использовать в собственных интересах, тем самым имеют дополнительную возможность для демонстрации своего успеха.
- Интеграции учебного содержания (установление межпредметных связей, систематизация ЗУНов, полученных по другим дисциплинам, и возможность их эффективного использования).
- Формированию информационных, коммуникативных и социальных компетенций ( т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности).
- Стимулированию активности, инициативности и самостоятельности учащихся в развитии собственных пользовательских навыков в информационных технологиях.
- Прогнозированию обучающимися собственных желаний и возможностей в области профориентации.