Внеклассная работа на тему "Здоровье — богатство во все времена"

Разделы: Внеклассная работа


Для проведения мероприятия выбираются команды 8-10-12 человек от каждого класса (группы), в зависимости от желание участников; разрешается привлекать для выступления спортсменов, специализирующихся на различных видах спорта, инструкторов по каратэ, йоге, у-шу и другим видам единоборств, по оздоровительным системам (по выбору участников), музыкальных работников и т.д.

I. Подготовка мероприятия

План подготовки к мероприятию:

1. Команды выбирают для себя различные оздоровительные системы, школы в разные времена.  Им также предлагается небольшой справочный материал, на основе которого воспитанники самостоятельно готовят сценарий-выступление, музыкальное сопровождение, костюмы и т.д.
2. Команды выбирают для рекламы любой вид оздоровительных занятий для современных молодых людей.
3. Выбирается жюри: специалисты по различным видам спорта, учителя биологии, физкультуры, истории, ИЗО, медработники, учащиеся, вожатые.
4. Зал оформляется плакатами с рекламой здорового образа жизни по выбранной теме. Работы оцениваются до начала мероприятия и затем могут использоваться при желании учащимися для выступления.

Тематика   выступлений:

1. Готов ли ты стать воином, охотником? (состязания юношей любого первобытного племени).
2. Мифы Древней Греции. (Африканская воспитательная система).
3. Спартанцы – суровость или жестокость? (Спартанская система воспитания).
4. Цигун – «метод уничтожения болезней и удлинения жизни». Китайская гимнастика.
5. Йога – путь самосовершенствования.
6. Рыцарские турниры Средневековья.
7. Олимпийские игры современности. (История и реальность)

(Время выступления – 5-7 минут)

Тематика    рекламы:

1. Атлетическая гимнастика.
2. Аэробика.
3. БЕГ.
4. Танцы.
5. Степ-аэробика.
6. Стретчинг или шейпинг.
7. Бодибилдинг или культуризм.
8. Оздоровительная ходьба.
9. «Моржи».
10. «Детка» Порфирия Иванова.

Основные    требования    к   участникам выступления:

1. Краткое и достоверное изложение событий, основных принципов оздоровительной системы.
2. Зрелищность выступления (костюмы, эмоциональность, артистичность и т.д.).
3. Включение основных видов упражнений в выступление (с учетом возможностей).
4. Музыкальное оформление, сценарий.

Последовательность    представления    рекламы:

1. Демонстрация печатного издания (плакат, газета и т.д.) с рекламой.
2. Чтение стихов, исполнение песен, доказывающих важность выбранного метода оздоровления.
3. Показ основных упражнений.
4. Музыкальное сопровождение.

(реклама – 2-3 минуты)

Справочные материалы готовятся эрудитами, которые затем участвуют в конкурсе «Вопрос на засыпку».

Информация   к   размышлению   для каждой команды по выбранной теме:

1. Состязания юношей первобытных племен происходили ежегодно

Мальчика, достигших определенного возраста и развития, по разрешению вождей допускали к состязаниям. В зависимости от места проживания племени соревновались юноши по-разному. Племена охотников проверяли зоркость, силу, выносливость, хитрость. Мальчики показывали свое умение метать копье, дротик, стрелять из лука, быстро бегать, прыгать. Те, кто выдерживал испытания, посвящались в воины, участвовали в охоте на равнее со всеми мужчинами племени. Слабые, в зависимости от обычаев племени, или изгонялись, или допускались к состязаниям на следующий год. Племена, живущие на берегах океана, моря, включали состязания: плавание, ныряние, греблю, рыбную ловлю.

2. Африканская воспитательная система

Первые школы появились в Африке в VII в до н.э. В 6-7 лет  мальчики начинали посещать частные школы: грамматическую, музыкальную и гимнастическую одновременно. Бесплатно обучались те дети, чьи родители погибли на поле боя, защищая отчизну. С 16-летнего возраста юноши воспитывались в общественных гимназиях, где большое значение придавалось физическому воспитанию. Помимо этого, уделялось внимание посещению театров, беседам со взрослыми. В 18 лет юноше торжественно вручали на городской площади экипировку воина. В течение двух лет юноша обучался военным наукам, нес сторожевую службу на границах государства. Высокие государственные должности могли занимать лишь те, кто закончил гимназию.

3. Спартанская система воспитания

Как только в семье рождался ребенок, его несли к старейшинам-геронтам. Слабых детей сбрасывали с обрыва горного хребта Тайчета. С 7 лет мальчики воспитывались в государственных школах. Основными занятиями считались охота (на зверей и рабов), физические упражнения, религиозные и военные танцы. Грамоте уделялось мало времени. Воспитанников приучали быть сильными, закаленными, неприхотливыми, выносливыми. За любую провинность следовало жестокое наказание. В 14 лет спартанцев в присутствии всех граждан секли розгами. Слабые умирали, выжившие получали награды. Поваров из Спарты изгоняли, пища должна была состоять лишь из простых блюд. ЛАКОНИКА – третье название Спарты. Говорили спартанцы мало, но остроумно, емко. Мать, провожая сына, говорила: «Со щитом или на щите!» юноши объединялись в союзы-ангелы. Они всегда были обязаны соревноваться, воевать и даже жениться одновременно.

4. Цигун – китайская гимнастика

Насчитывает трехтысячелетнюю историю. Это эффективное средство лечения и сохранения здоровья, имеющее оригинальные национальные черты. Ци- означает воздух, является движущей силой жизненной активности человека. Гун и гунфу- упражнения, методы, заставляющие истинное ци, его жизненную силу функционировать в теле человека нормально. Цигун включает тренировку сознания, тренировку дыхания и тренировку тела. Тренировка сознания требует, чтобы мысли были сконцентрированы на одном объекте с погружением коры головного мозга в особое заторможенное состояние. Тренировка тела включает 6 видов: ходьба, стоя, сидя, лежа, на коленях, массаж. Дыхательная гимнастика при этом обязательна. Итак, цигун складывается из правильного дыхания, удобной позиции и умения сосредоточиться. Движение снаружи и покой внутри – главный принцип цигун.

5. Йога – путь самосовершенствования

Йога – таинственная наука мудрецов Индии, возникла в глубине веков и была обобщена во II в. до н.э. мудрецом Патанджали. Есть четыре основных направления йоги: карм-йога, бхакти-йога, джнани-йога и раджа-йога – система психической тренировки.
Составной частью раджи-йоги является хатха-йога, обеспечивающая хорошую физическую подготовку, отличное здоровье и долголетие. Тело человека – единое целое, состоящее из правой (солнечной) и левой (лунной) половин, ответственных за жизнедеятельность. Занятия йогой обеспечивают уравновешенность физических и психических процессов. Йога наращивает выносливость, но не силу, призывает к умеренности, уравновешенному расположению духа. Каждая асана избирательно действует на тот или иной орган, систему органов или даже на весь организм. Забота йогов о здоровье тела – не основная цель йоги. Тело – это сосуд для души. Заниматься йогой нужно обязательно под руководством наставника. Каждый, кто постигнет все 8 частей науки йогов, становится ясновидящим, знает наперед все события, определяет все мысли и чувства, понимает все языки, умеет определять время своей смерти.

6. Рыцарские турниры Средневековья

В период господства христианства забота о теле считалась греховной, главное – душа. Душа принадлежит богу. Олимпийские игры греков преданы забвению, статуи богов разрушены, поклонение им запрещено. Олимпиады забыты почти на тысячу леи. Тем не менее, в крестовых походах оттачивалось воинское мастерство рыцарей. Рыцарские турниры были прекрасным смотром боевое готовности воинов. Рыцарские доспехи защищали их участников во время боев, но и сами состязания были жестокими. Поединки пеших, конных рыцарей с использованием тяжелых пик, мечей, топоров и других видов оружия требовали необычной силы, ловкости, выносливости. Кроме того, рыцари должны были уметь, сочинять баллады в честь любимых дам, которым и посвящались рыцарские турниры. Рыцари были объектом,  поклонения дам и основным воинским контингентом в период крестовых походов, остальным жителям нельзя было иметь оружие и доспехи.

7. Олимпийские игры

Согласно эллинской мифологии, сам Зевс был основоположником олимпийских игр. Впервые он провел их, празднуя победу над своим отцом Кроном, в результате которой он захватил абсолютную власть на земле и на небе. Игры носили сначала ритуальный характер, чтобы отблагодарить богов за победу, хороший урожай. Каждый эллин желал быть похожим на бессмертных богов, стремился стать совершенным. Праздники постепенно забылись из-за ссор, раздоров. По совету оракулов, чтобы прекратить вражду афинян и спартанцев, олимпийские игры были возобновлены. Раз в 4 года провозглашалось перемирие примерно на три месяца, чтобы добраться до Олимпии. Если кто-то нарушал положение о перемирии, то на него накладывался крупный денежный штраф, и его не допускали к участию в олимпиаде. Вряд ли кто-то точно определит, когда родился этот праздник. В 776 году до н.э. впервые официально на мраморной доске было записано имя победителя в беге. Женщинам было запрещено приходить на стадион во время проведения игр, кроме жрицы плодородия Деметры. Немало удивительных историй написано о победителях олимпиад.  В их честь сооружались статуи, их имена были записаны на мраморных досках. Главной наградой был всеобщий почет и венок из ветвей оливы. На тысячу лет впали в забвение олимпиады. В конце XVIII – начале  XIX вв. в результате раскопок археологов в долине реки Алфея обнаружили место, где проходили олимпиады. То, что начали археологи, продолжил и развил Пьер де Кубертен. В 1892 г. он  выступил в Сорбонне с докладом «Возрождение олимпиад». В 1894 году состоялся первый Международный конгресс и был создан Международный олимпийский комитет. И, наконец, 6 апреля 1896 года в Афинах в торжественной и радостной обстановке Игры были открыты. Современные олимпийские игры, проводимые каждые 4 года в разных странах, доказывают, что идеи олимпиад живут вечно.

II. Выступления команд, конкурсы

Ход   мероприятия

1. Представление команд

Участники команд проходят под звуки музыки, и начинается представление.

2. Конкурс «Вопрос на засыпку»

После выступления каждой команды эрудитам задаются 3-5 вопросов по теме их выступления. Если ответ был неверен, то отвечает представитель той команды, которая задала вопрос.
Соответственно распределяются и баллы. За это время готовится выступление следующей команды.

Вопросы   викторины:

1. Назовите известных вам победителей олимпийских игр древности. (Геракл победил великана Антея, подняв в воздух и лишив материнской поддержки Геи (богини Земли). Бибон поднял над головой камень весом 143,5 кг одной рукой. Другие легенды и предания о самых первых Олимпийский играх можно отыскать в книге: Ю.В. Шанина «Герои античных стадионов»).
2. Почему дистанция в беге в разных городах была неодинаковой? (По древней традиции, она должна быть равна 600 ступням жреца Зевса. Так как ступни ног у жрецов были разные, то дистанция (стадии) тоже были неодинаковой. Самый большой стадион был в Олимпии. 192,27 м. по преданию, отмерял сам Геракл. От этого слова «стадий» произошло наше слово «стадион»).
3. Назовите длину дистанции марафонского бега. Почему она именно такой длины? (42 км 195 м. Весть о победе афинян в 490 году до н.э. принес в Афины быстроногий Филлипид. Он вбежал на городскую площадь и сообщил: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» - и умер).
4. Назовите знаменитых ученых, участников и чемпионов Олимпийских игр. (Пифагор был участником кулачных боев. Обладателями наград были философы Платон, Сократ, прекрасным борцом и наездником был Гиппократ. Доктор Б.Спок в 1924 году на VII Олимпийских играх в Париже был чемпионом по академической гребле в составе восьмерки).
5. Когда женщины стали принимать участие в соревнованиях на олимпийском стадионе? (В четырехлетнем промежутке между олимпиадами мужчин проходили на том же стадионе в Олимпии женские игры в честь богини Геры - гереи).
6. Как звали женщину, впервые проникшую на стадион во время Олимпиады и оставшуюся в живых? (Ференика, или Каллипатера. Она сама обучила своего сына Пейседора кулачному бою. Переодевшись в мужскую одежду, стояла она однажды в толпе наставников и наблюдала за единоборством сына. Когда же он победил пятерых соперников в тяжелом кулачном бою, Ференика бросилась, чтобы обнять сына-чемпиона. Однако слетевшая с нее одежда выдала женщину. Судьи должны были сбросить ее со скалы, но она была дочерью, сестрой и матерью олимпийских венценосцев. Ее оставили в живых, но с тех пор наставники также находились в обнаженном виде на стадионе, как и атлеты).
7. Назовите русского борца – призера четырех олимпиад. (Александр Карелин).
8. Назовите первого российского олимпийского чемпиона по теннису. (Евгений Кафельников).
9. В каком году проходила Олимпиада в Москве? (1980 год).

После окончания викторины лучшие участники поощряются небольшими подарками.

4. Реклама здорового образа жизни

Выступают команды с рекламой оздоровительных занятий (по выбранной теме).
По окончании выступления подводятся итоги. Победители награждаются венками, призами, зрители аплодируют.

III. Заключительная часть

Подведение общих итогов мероприятия.
Награждение команды-победительницы.

Приложение