Урок русского языка в начальной школе "Способы проверки безударных гласных в корнях имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Выявление и освоение нескольких способов проверки безударных гласных в корнях имён существительных.
  • Формирование навыков логических действий по организации наблюдений, обобщений, с последующим использованием полученных знаний на практике.
  • Формирование умения общаться в группе и в коллективе.

Оборудование:

  • учебник русского языка (Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова), 3 класс, 1 часть;
  • карточки со словами;
  • карточки-задания для групп;
  • сигнальные карточки;
  • плакат для чистописания;
  • карточки с домашним заданием.

Ход урока

1. Организационный момент

Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

2. Актуализация

  • Ребята, придумайте несколько существительных на тему «Зима». (Дети: Снег, метель, мороз, вьюга и др.)
  • К слову «снег» подберите однокоренные слова. (Слова учитель записывает на доске) (Дети: Снег – снежок, снеговик, снежный и др.)
  • Какие слова называются однокоренными или родственными? (Дети: Однокоренными или родственными являются слова, имеющие общую часть и общее значение.)
  • Что значит форма одного и того же слова? (Дети: В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы.)
  • Назовите среди однокоренных слов слова, требующие проверки при письме. Почему? Обоснуйте ответ. (Дети: Снежок, снеговик. Потому что в этих словах есть безударные гласные, требующие проверки.)

Учитель:
- Ребята, в русском языке очень много разных «тайн», в том числе и о безударных гласных. Поэтому девизом нашего урока я предлагаю взять слова «Всё тайное становится явным».
- Как вы понимаете смысл этого выражения?
- Сегодня на уроке наша задача раскрыть тайны способов проверки безударных гласных в корнях существительных.

На доске появляется табличка со словами «Способы проверки безударных гласных имён существительных»

3. Введение в тему. Выявление способов проверки безударных гласных у существительных.

  • Запись числа в тетрадях.
  • Минутка чистописания. На доске буквы: х, а, ц, о, я, щ.

Учитель:
- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)
- Повторите по три раза образцы написания этих групп.

Всю зиму белка прибегала к кормушке.

- Прочтите предложение. Найдите в нём существительное с безударной гласной в корне.
- Выпишите его на следующую строчку, рядом запишите проверочное слово.

На доске запись:

м (я, и) чи – мяч в (е, и) сло – вёсла
п (о, а) ля – поле н (о, а) ра – норы
(е, и) жи – ёж з (и, е) ма – зимы

Задание: Используя проверочные слова, выберите нужную безударную гласную. Понаблюдайте и решите, какой способ использовали при подборе проверочных слов. Запишите две пары любых слов в тетрадь.

После ответа детей появляется табличка с названием способа проверки «Изменение по числам»

Учитель:
- Мы выявили один из способов проверки безударных гласных. Чтобы познакомиться с другими способами, предлагаю работу в группах. (Учитель даёт задание каждой группе)

Группа 1

Даны пары слов.

по м . рю – что? море
на п . лу – что? пол
в л . су – что? лес
в н . зине – что? низ
в д . ли – что? даль
у л . сы – кто? лисонька
на п . ньке – что? пень

Задание: Используя проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Понаблюдав, решите, какой способ проверки использовали. Сформулируйте вывод.

(Вывод: Подбирали проверочные слова с помощью изменения слов по команде вопроса кто? или что?)

На доске появляется следующая табличка способа проверки: «Изменение по вопросам кто? или что?»

Группа 2

Даны пары слов.

ст . лбы – столбик
д . ска – досточка
д . жди – дождик
ч . сы – часики
зв . зда – звёздочка
скв . рец – скворушка
м . док – сделанный из мёда

Задание: Используя проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Понаблюдав, решите, какой способ проверки использовали. Сформулируйте вывод.

(Вывод: Подбирали проверочные слова по принципу «сделай предмет маленьким, скажи ласково, объясни значение слова»)

На доске появляется следующая табличка способа проверки: «Объясни значение слова, сделай маленьким, скажи ласково»)

Группа 3

Даны пары слов.

м . да – чего? мёда
сл . док – чего? следа
сн . жок – чего? снега
г . лубок – кого? голубя
к . лосок – чего? колоса
ч . сок – чего? часа
в . терок – чего? ветра

Задание: Используя проверочные слова, вставьте пропущенные буквы. Понаблюдав, решите, какой способ проверки использовали. Сформулируйте вывод.

(Вывод: Подбирали проверочные слова с помощью изменения слов по команде вопроса кого? или чего?)

На доске появляется следующая табличка способа проверки: «Изменение по вопросам кого? или чего?»

Ответ спикера каждой группы можно сопровождать записью пар слов на доске, сделанной заранее.

4. Физкультминутка

За тучку солнце спряталось
На целую минутку,

А мы все дружно проведём
Физкультурную минутку.

В ладоши мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.

Раз – присели, два – привстали,
Три – нагнулись и достали
Правою рукой носок,
Левой – потолок.
А потом присели
И тихонько сели.

5. Закрепление изученных способов проверки безударных гласных в имёнах существительных

Задание для закрепления:

На доске слова:

Ст . кло, оз . ро, п . тно, на к . вре, в тр . ве, сл . ны, сп . на.

Задание: Подбери проверочные слова, запиши в тетрадь. Устно объясни способ проверки каждого слова.

Ответ:

  • Стекло, озеро пятно – способ изменения числа.
  • На ковре, в траве, - способ изменения слова по вопросу кто? или что?
  • Слоны, спина – способ «Скажи ласково».

Работа с учебником: с. 32, упр. 59.

Творческое задание:

На доске слова:

Долгую, белочка, в, всю, лесу, зиму, живёт.

Задание: Установить порядок слов, записать предложение, найти слова с безударной гласной. Устно подобрать проверочные слова.

6. Домашнее задание (с. 34, упр. 61)

7. Итог урока

Обобщение

- Что нового узнали на уроке?
- Назовите способы проверки безударных гласных в корне имён существительных.

Рефлексия

- Всё ли было понятно на уроке?
- Какое задание понравилось больше других?
- Удалась ли работа в группах?

Услышим скоро мы звонок –
Пора заканчивать урок!

- Ребята, попробуйте сами оценить свою работу. На столе лежат сигнальные карточки. Если вы считаете, что усвоили тему хорошо и чувствовали себя уверенно, покажите улыбающегося человечка. Если же где-то в чём-то были неуверенны, то покажите задумчивого человечка.

- Спасибо вам за хорошую работу на уроке!