Классный час "Дом, который построим мы"

Разделы: Классное руководство


Цели: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации; учить вырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни.

Задачи:

  1. Совершенствовать нравственные качества личности; развитие самотворчества в коллективе, формирование ориентации в социальной и культурной жизни общества (т.е. формирование убеждений, мировоззрений, системы социальных установок).
  2. Способствовать формированию детского коллектива на основе личностно-ориентированного подхода, формированию межличностных отношений, т.е. воспитанию уважения друг к другу, терпимости.
  3. Способствовать воспитанию в детях добрых, человеческих взаимоотношений, отзывчивости и милосердия к окружающим, друг к другу.

Применяемые методики: поскольку 11-классникам не свойственен соревновательный характер заданий, то я выбрала элементы мягкого соревнования, которые не требуют дополнительных стимулов и признают любую точку зрения правильной.

  • Метод визуализации: в связи с ограничением времени, я использовала не только рассказ о себе, но и метод визуализации.
  • Метод релаксации: его цель – снять напряжение, расслабиться, и является логическим завершением мероприятия в эмоциональном плане.

Форма проведения: проектная, предполагающая работу в группах.

Средства воздействия: слово, образ, чувство, работа (информация, переживания действия)

Функции педагога: организационно-координирующая, аналитико-прогностическая, коммуникативная, коррекционная.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование
  • макет домика из блоков (4 бревна, крыша, труба, окно, дверь, цветок, дым, солнышко)
  • конверты с заданиями
  • крылатые выражения
  • фломастеры, ручки
  • карточки с названиями команд: «Хозяюшка», «Настоящие мужчины»
  • карточки с вопросами
  • необходимые атрибуты к заданию
  • карточки с описанием заданий
  • магнитофон
  • памятки для детей.

Ход мероприятия

Истинная вежливость заключается в
благожелательном отношении к людям.
Ж.-Ж.Руссо

Семья вся вместе – душа на месте.
Пословица

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!
Мы с вами вместе уже 4 года, но, по-моему, не все знаем друг о друге.

Хочу представить всем себя,
И то, какая у меня семья. (рассказ сопровождается презентацией)

Мой муж. Ну что сказать о нем?
Ведь вам совсем он не знаком,
Но в нем есть все, он для меня герой
Почти во всем всегда со мной!
Мы вместе - дружная семья
Мы словно воздух и земля, мы просто не разлей вода!

Мой сын! Пора сказать о нем!
Он для меня как солнца лучик
Всегда найду поддержку в нем,
И руку помощи в заботах.

А дочка? Дочка - просто ангел,
Тиха, скромна, умна, смышлена и мила
Мы нынче во второй пошли.
Предметы знает все на «пять»,
И любит маме помогать!

А я? Ну, как могла забыть?
Какая я забывчивая стала!
Сама учитель я, мой стаж - 15 лет
Я повидала столько радостей и бед,
Но я такая, какая есть, меня ничуть не изменила школа.
Ну, может, стала больше уставать!
Но дома я и добрая жена, хозяюшка и любящая мама!
А в школе мама для своих ребят
Могу помочь и поругать, и дать совет, и посмеяться
И мне не сложно это вовсе.
Я не играю роль, я здесь своя, я та же мама,
Ведь школа мне как дом и как семья.

Мы вроде заняты всегда,
Но все же отдыхать мы успеваем!
На дачу выезжаем иногда, чтоб огород перекопать
И на веранде выпить чаю.

А лето? Лето нынче удалось.
С семьей мы в Сочи отдыхали,
Купались в море и играли
Нам солнце с неба улыбалось,
И грело теплыми лучами.

Учитель: Я представила вам себя и свою семью. А теперь я бы хотела познакомиться поближе с вами. Вот я - Дилара Данировна, я - Добрая, Добросовестная. (Ученики должны понять задание, при этом учитель интонацией выделяет первые буквы слов)
- Алина, а ты какая? (Аккуратная)
- А ты, Рустем? (Решительный)
Вот мы с вами и познакомились, составили образ нашей семьи.
Как говорится в народной пословице: «Все вместе, так и душа на месте»

Основная часть

- Мужчина, который кормит семью;
- Любовь, на которой держится семья;
- Мать, которая дала жизнь.

Без этого человеку жить невозможно. Среди самого заветного есть у человека Семья. Так много значит слово «семья», что другим словом и не объяснишь. Одно назовешь, а каждый тебе еще что-либо подскажет, так как каждый понимает «семью» по-своему. Когда произносишь слово «семья», то чаще всего вспоминаешь что-то из детства.

Тема классного часа была выбрана не случайно. Летом 2007 года президент РФ В.В.Путин подписал Указ о проведении на территории РФ мероприятий, посвященных Году семьи, и объявил 2008 год – Годом семьи. Данный Указ вступил в силу с 15 июня 2007 г. Согласно этому документу программа представлена несколькими направлениями: «Семья и общество», «Семья и устои развития», «Семья и культура», «Семья и здоровье», «Семейный спорт и отдых». Но это уже темы других классных часов.

А что у вас ассоциируется со словом «семья»?

Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной семьи и горечь ее потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея семью? Хотели бы вы, чтобы ваша, только что образовавшаяся семья, была чем-то похожа на семью, в которой вы выросли?

В известной песне поется:
(музыкальная фонограмма)

Родительский дом - начало начал,
Ты в жизни моей надежный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.

Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее, уютного Дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой Дом? С чего начать? Вот это и есть главные цели нашего классного часа.

Для эффективности и удобства работа будет проходить в группах. Мы условно поделили вас на группу «Хозяюшка» и группу «Настоящие мужчины», с тем, чтобы создать видение семьи с точки зрения женской половины и с точки зрения мужчин.

Сегодня мы вами об этом и поговорим.

Задание 1: на листочках, предложенных вам, запишите как можно больше слов, которые «приходят в голову» в связи со словом «Дом».
Дом – это …(крепость, очаг, это там, где твое сердце, это зеркало хозяина, отдых, уют)

На заранее приготовленных «бревнах» из ватмана учащиеся записывают понятие дома.

Задание 2: предложите несколько этических понятий для крепости семейных отношений?
Взаимопонимание, любовь, уважение, доверие….

Каждой группе учитель раздает «половинку» крыши дома. На обратной стороне учащиеся записывают эти понятия. После выполнения каждого задания, представители из двух групп комментируют свой выбор. Эти фрагменты дома прикрепляются на доску.

Задание 3: создайте «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем индивидуальнее люди. Нынешняя жизнь ждет от нас куда больше усилий, куда больше отказа себе в чем-то, куда больше внимания к каждому, самому мелкому шагу семьи.
Итак, что можно……., что нельзя.
Из приведенных глаголов выпишите в отдельный столбик: «нельзя», «можно».
(кричать, обижать, любить, радоваться, плакать, уважать, сердиться, помогать, обманывать, ревновать, смеяться, ругаться, жалеть, болеть, унывать, мечтать, злоупотреблять, отдыхать, курить, делиться впечатлениями, понимать, прислушиваться, унижать, быть внимательным, заботиться, конфликтовать, уметь прощать, мириться, осознавать свои ошибки, поддерживать, огорчать, доверять, пить)

На фрагментах, изображающих трубу и окно учащиеся записывают приведенные глаголы.

Учитель: Ребята, а с чем у вас ассоциируется труба?

Ученик: Труба символизирует выход всех отрицательных эмоций?

Учитель: Ребята, а с чем у вас ассоциируется окно?

Ученик: Окно символизирует свет, положительные эмоции.

- Итак, наш Дом строится.

Задание 4: А как же материальное благосостояние семьи?

- У меня возникли трудности в распределении семейного бюджета. Помогите мне, пожалуйста, рассчитать мой семейный бюджет на октябрь месяц. Что сюда входит:

  1. оплата коммунальных услуг (у меня 2-х комнатная квартира);
  2. пополнить холодильник продуктами (на 4 человека);
  3. оплата услуг детей в школе (2 учащихся);
  4. расходы на содержание машины (стоянка, топливо);
  5. в течение месяца 2 раза навестить своих родителей, проживающих в 170 км от города.

Группы занимаются планированием семейного бюджета учителя. Тихо звучит музыка.

- Итак, что у вас получилось? Учащиеся из каждой группы комментируют свое выполненное задание. На доску прикрепляется фрагмент двери дома, т.к. деньги имеют свойство заходить и выходить через дверь.

- Вот мы и построили наш дом.

А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста -
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.

- О каком же тепле идет речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?

Дети предлагают свои варианты ответов.

Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого, - это любовь к Дому своему. Рождение этой любви – тайна великая, требующая размышлений. Поэтому к ней можно только прикоснуться и предпочесть путь неторопливых раздумий и вопросов. Великое дело, когда рождаются в душе вопросы. А это уже труд Души.

- А как создать Тепло нашего Дома? Расскажите о теплых отношениях, сложившихся в ваших семьях.

Учитель: Ребята, а что еще недостает нашему дому? Правильно, не хватает тепла. На доску прикрепляется красивое, улыбающееся солнышко.

К сожалению, праздник быстро заканчивается и жизнь в семье идет своей чередой. Что «греха таить», возникают в семье конфликтные ситуации, где резкость рождает ответную резкость. И как необходимо стремиться обуздывать гнев и раздражение в ссоре. Очень важно для каждого члена семьи - понять позицию другого, стать на его место, посмотреть на спор его глазами. Это по-настоящему творческое, почти актерское умение перевоплотиться в другого человека, увидеть его глубинные переживания. Чаще всего это дает ясное понимание своей и чужой позиции, помогает прийти к согласию. Как же этому научиться? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Компакт-опрос».

Ход игры: Распределяются роли (отца, мамы, бабушки, дедушки, сына и старшей дочери). Раздаются необходимые атрибуты: отцу - тапочки и нарисованный телевизор, маме - бигуди и зеркало, бабушке - кухонное полотенце и фартук, дедушке - очки и газету, сыну - нарисованный компьютер, старшей сестре - телефон.

Задание 5: Каждый из играющих должен «вжиться» в свою социальную роль, подобрать соответствующую линию поведения, темперамент, жесты, мимику, речь.

Проблемная ситуация: Обычный вечер в семье. Каждый член семьи занят своими делами:

Папа – лежа на диване у телевизора, мама - у зеркала после принятия ванны, дедушка - в кресле с газетой в руках, бабушка - на кухне за приготовлением вечернего чая, сын - за игрой на компьютере, сестра - у телефона.

Попытайтесь составить диалоги и разыграть ситуацию в различных стилях:

а) агрессивном, б) неуверенном, в) уверенно-достойном.

- Днем принесли квитанцию на оплату за квартиру. Кто пойдет завтра в сберкассу?

- Что вы можете сказать, оценивая поведение каждого члена семьи, о создавшемся конфликте? И давайте вместе найдем приемы правильного «Кодекса поведения», чтобы снять напряжение и восстановить добрые отношения, которые ни в коем случае не должны быть принудительными.

Чувства любви друг к другу, к сожалению, живут столько, сколько мы помогаем им жить - помогаем не искусственно, а всем образом жизни, складом отношений, поведения.

Обсуждение.

Советую вам развивать в себе лучшие качества для умения строить отношения, специально учиться, опираться на научные знания о человеке, об отношениях между людьми. Душевный комфорт основывается на доверии, простоте, открытости.

Молодым людям, только что вступившим в брак, был задан вопрос: что такое семья для вас?
Каждый из супругов, отвечавших на вопрос, говорил самостоятельно, без помощи друг друга.
В опросе участвовали 32 семейные пары. 10 пар отметили, что семья для них – это любовь друг к другу;
12 пар отметили, что главным и значимым критерием существования их семьи станет взаимопонимание;
8 пар определили для себя, что главным в существовании семьи является уважение друг к другу;
2 пары предположили, что краеугольным камнем и основой прочности их семьи будет отсутствие лжи в отношениях мужа и жены.

Задание 6: Продолжите предложение:

Лучшая семья – это та,…
Я переживаю, когда в семье…
Я радуюсь, когда в семье…
Мне хотелось бы, чтобы в семье…
Мне не хотелось бы, чтобы…
Когда я вырасту, я хочу, чтобы в моей семье…
Когда я вырасту, я не хочу, чтобы в моей семье…

Заключение

Я благодарю вас за хорошую плодотворную работу. Мне было интересно с вами работать. И я хочу дать вам несколько советов.

  1. 1.Любите, цените и берегите своих родителей – их вам никто не заменит.
  2. 2.Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
  3. 3.Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы? Старайтесь, чтобы они были у вас каждый день. Это зависит только от вас самих.
  4. 4.И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими».

Ах! Чуть не забыла, А теперь давайте посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Пусть наш дом наполнится теплом наших улыбок. Пусть сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Спасибо всем!

Ожидаемые результаты

Виды деятельности учащихся на мероприятии:

  1. Познавательная деятельность, которая направлена на развитие познавательных интересов; развитие любознательности.
  2. Ценностно-ориентированная деятельность – это усвоение социальных ценностей, формирование отношения к миру, формирование взглядов.
  3. Эстетическая деятельность, которая направлена на развитие художественного вкуса, интереса, культурной потребности в прекрасном.

В системе воспитательной работы данное мероприятие представляет собой как бы одно звено цепи, которую можно развивать далее бесконечно на уроках (обществознание, право, русский язык, литература, английский язык).

Таким образом, познавательная и воспитательная ценность организованного мероприятия огромна. Здесь затрагиваются:

  1. обращение к субъектному опыту учащихся;
  2. создание ситуации выбора;
  3. организация ситуации успеха для каждого;
  4. стимулирование поисковой деятельности;
  5. создание комфортной педагогической среды, благоприятного микроклимата.

Все это способствует развитию и самоопределению личности каждого. Позиция школьников при проведении мероприятия:

  • активность,
  • инициативность,
  • творческий подход.