Художественно-речевое творчество детей в процессе изобразительной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Красота – это радость нашей жизни.
Человек стал человеком потому, что
Увидел глубину лазурного неба,
мерцание звезд, розовый разлив
вечерней зари, прозрачную дымку
степных просторов, багровый закат
перед ветреным днем, трепетание
зарева над горизонтом…
Остановись и ты в изумлении перед
Красотой – и в твоем сердце
расцветет благородство.
В. Сухомлинский

Дети подражают нам во всем, особенно если мы делаем что-то с увлечением. Увидев в нашей руке карандаш или кисть, шариковую ручку или мел, они, затаив дыхание, пытаются понять, что мы делаем, что чувствуем. Только детям известно, что еще скрыто за их пытливым взглядом. Они любят делать все так, как "большие" – это закон развития души и духа и относиться к этому надо с пониманием и терпением, подчас проявляя находчивость, чтобы ничего не запрещать, но переключать внимание и интерес на более доступное и привлекательное.

Рисование – одно из самых любимых занятий малышей. Их привлекает движение карандаша по листу бумаги и появление на нем следов. Каждая линия, проведенная самостоятельно – это успех, радость от сознания того, что я могу сам. Чем больше лист, тем больше радость и чувство свободы. Для детей моей группы рисование – путешествие в окружающий мир. Я стараюсь помочь ребенку увидеть мир, пережить вместе с ним красоту, вселить в него уверенность в своих силах и зажечь огонек радости, творчества. Чтобы увлечь ребенка рисованием, лепкой и другими видами изобразительной деятельности, пытаюсь, прежде всего, встать на его позицию, то есть понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится. Эту работу провожу на интегрированных занятиях, где в первой части дети получают объем знаний о природе, окружающем мире, а на изодеятельности – о многообразии красок, их волшебном превращении.

Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства. Дети очень рано обращают внимание на окраску предметов. Сначала дети воспринимают только теплые цвета, а затем к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Когда два цвета вплотную прилегают друг другу, ребенок видит их одинаковость или неодинаковость, например, в таких играх: "Посади каждую бабочку на цветок такого же цвета", "Подбери к каждой чашке блюдце такого же цвета". Дети учатся различать несколько оттенков и использовать названия оттенков цвета в речи. В игре «Составь букет», дети учились различать теплые и холодные цвета, и закреплять эти слова в речи. Много игр по цветовосприятию в книге Г.С. Швайко "Игры и игровые упражнения для развития речи". Подобрала игры и сделала картотеку. В группе созданы все условия для самостоятельного выбора изоматериалов, продумано место хранения.

В процессе изобразительной деятельности, формирую у детей словесное творчество, расширяю словарный запас, развиваю активное восприятие художественного слова. Воспитываю поэтический слух, совершенствую навыки выразительного чтения, учу детей замечать художественную форму, обогащаю речь образными выражениями: "Сказочно-красив", "звездочки-снежинки", "краской красного горя" и т.д. При рассматривании репродукций, картин, оказываю помощь в определении сюжета и средств выразительности (цвет, техника, композиция), учу детей обращать внимание на средства, которые используют художники.

Каждое занятие начинаю всегда одинаковым образом своеобразным ритуалом введения в художественно-творческое пространство. Под звон колокольчика дети собираются на ковре, каждый ребенок (по желанию) может дотронуться до колокольчика: “Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали? В волшебную страну рисования? А кто знает, почему эта страна называется волшебной? – Там волшебство! Там все красивое и волшебное” и т.п. Это нужно для того, чтобы создать определенный настрой, обозначить переход в мир фантазий и вымысла, чувств и переживаний. Дети перемещаются в воображаемое творческое пространство, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства. В начале занятия задаю тему необходимую эмоциональному введению ребенка в художественно – изобразительный образ. Например: «Сегодня мы побываем там, где живут герои сказок. Мы с вами встретимся со сказочными, волшебными замками» и т.д. Использую эмоционально насыщенный рассказ, элементы игр, пластического движения, проигрываем действия, имитацию голоса, передачу мимики.

Дети усвоили цветовой спектр, могут воспринимать любые сравнения, оттенки: "белоносые грачи", "сорока-белобока", "золотые одуванчики", им стали понятны глаголы "посинеешь", "зазеленеешь", используют подобные слова в своей речи.

"В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок, как флажок я несу"

"Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей"

Одним из первых художественных материалов, с которыми знакомятся дети в детском саду – это гуашь. Еще в средней группе дети свободно научились смешивать краски на палитре, в занятиях на тему "Три поросенка" – розовую, а "Серый волк" – серую.

В старшей группе использую гуашевые краски в смеси с разными добавками, например, смешивая гуашь с мучным или крахмальным клейстером, рисунки получаются объемными, рисуя жесткими кистями или палочками, добавляя обычную соль, манную крупу, получаем густую пасту, а рисунки - зернистые. Работая с гуашью, можно выполнять рисунки рукой и картоном: большим пальцем отпечатываем туловище краба, отрезаем кусочек тонкого картона, сгибаем его и отпечатываем ноги краба согнутой картонкой. Тонким картоном можно сделать оттиски и, сдвигая картон, рисуем крышу, холмы, для каждого цвета берем новый кусочек картона.

Кроме увлекательных "экспериментов" с цветом и консистенцией красок заинтересовала детей таким приемом рисования как "Узоры из точек" – изображение состоит из множества маленьких точек. Рисунок приобретает мозаичный вид, работы получаются необычные.

  • Интересные работы, выполненные с помощью штампов и печатей, в основном это декоративные композиции.
  • С помощью штриха, дети передают не только легкость и воздушность, мягкость, плавность, нежность, но и тяжесть, мрачность, агрессивность и раскрывают образ героя, его отношение к окружающему.
  • А какие замечательные, яркие получаются цветы, с помощью оттисков: краски двух цветов налить на газету, прижать фигурку на границе между красками, так чтобы захватить оба цвета, а потом прижать к листу чистой бумаги.

Считаю, что особенностью проявления творчества детей является их
умение по-разному изображать фон, ведь окраска фона способствует передаче настроения, накладывание краски одной на другую передает определенный колорит. Зима и осень хороши при рисовании гуашью, а лето и весна – акварелью. Интересные эксперименты проводим с акварелью: рисование по мокрой бумаге, различные цветовые переходы, вливание красок. При изображении неба дети наносят толстым слоем синюю краску, а затем, не давая ей просохнуть, местами снимают ее салфеткой или ватным тампоном, получаются белые облачка на синем или голубом небе. Учу детей рисованию по ткани, прием батика, работы получаются сочные, красочные. Детям интересно видеть, как оживают краски, как они двигаются, сливаются, превращаются. Стараюсь помочь детям поверить в себя, направить их деятельность, по пути красоты поощряя и восторгаясь вместе с ними.

С каждым ребенком обсуждается его работа в режиме диалога. Например: "У тебя очень хорошо получилось!", "Если посмотреть на твою работу, то сразу видно, где живет добрый, а где злой сказочный герой". Всем работам дается только положительная оценка: у всех получился очень холодный снег и теплый дождь и т.д. Только при наличии вашего внимания к творчеству ребенка, уважение к его успехам посильной помощи, поощрении можно говорить о развитии творческой личности.

В своей группе так организовываю процесс обучения, чтобы он стал не только интересным для каждого ребенка, но и позволил овладеть основными способами творческого решения, предоставить детям возможность для проявления познавательной активности и инициативы.

Конспект занятия "Чудеса в мире сказок"

Программные задачи:

  1. Формировать грамматический строй речи в умении согласовывать существительные с прилагательными, добиваться от детей полных ответов. Активизировать речь детей.
  2. Закреплять представления детей о цвете и оттенках в рисовании, используя разнообразие цветовой гаммы, совершенствовать технические навыки и умения.
  3. Упражнять детей в выражении своих эмоций мимикой и жестами.
  4. Воспитывать у детей творческое воображение, художественный вкус.

Материал: большие листы бумаги, акварельные краски, гуашь, уголь, тряпочки, плоскостные цветы, ткань для выполнения рисования батиком, картонки.

Ход занятия

Воспитатель: Много сказок есть на свете,
Очень все их любят дети.
Ребята, а вы любите сказки? А откуда они берутся?

Дети: Сказки сочиняет народ, а потом их рассказывают друг другу. Пишут сказки писатели, сказочники их рассказывают.

Воспитатель: Дети, я однажды тоже услышала интересную сказку. Хотите узнать, о чем она? Слушайте.

Жили-были Снеговичок и Солнышко, Снеговичок жил на заснеженной земле, а Солнышко в небе.

(Показ на фланелеграфе, изображения Солнышка и Снеговичка)

Ребята, как вы думаете, дружны они были?

Дети: Да, они были дружные. А я думаю, что нет, они не могли подружиться.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому, что Снеговичок под Солнышком мог растаять. Он мог превратиться в лужицу.

Воспитатель: Правильно дети, им не удавалось подружиться. Как только солнышко приближалось к Снеговичку, он прятался, что бы не растаять. А хотелось ли им подружиться?

Дети: Я думаю, что хотелось. Ведь без друга одиноко, скучно. Солнышко доброе, теплое, ласковое, нежное.

Воспитатель: Конечно, им хотелось подружиться, ведь они были художниками и интересовались творчеством друг друга. А если Солнышко доброе теплое, то и краски у него были теплые. Какие это цвета? (Дети называют цвета, выставляются, соответствующая карточка названому цвету)

Дети: Красные, желтые, оранжевые, розовые, алые. Солнышко писало картины в теплых тонах.

Воспитатель: А какое настроение отражает эта цветовая гамма?

Дети: Эта цветовая гамма отражает веселье, радость, спокойствие, праздник.

Воспитатели: Молодцы дети, правильно. А как вы думаете, какую цветовую гамму любил Снеговик?

Дети: Снеговичок любил холодную цветовую гамму. Он писал картины зимы, вьюги, метели, ледяные горы, холодную, темную ночь, искрящийся снег.

Воспитатели: А какое настроение отражает эта цветовая гамма?

Дети: Грусть, печаль, тревогу, страх.

Воспитатель: Дети, посмотрите: у меня есть два мешочка, эти мешочки не простые - один мешочек старый, темный, а другой яркий, цветной. Посмотрим, что лежит в этих мешочках. (развязывают темный мешочек, в мешке ничего нет). Я предлагаю вам все отрицательные эмоции положить в этот мешочек, грусть, обиду, печаль, гнев, страх, положили? А теперь завязали его крепко, крепко и выбросили. А что же лежит в другом мешочке? (воспитатель развязывает мешочек, из него слышится смех) Ой, дети, кто же так задорно смеется? (достает игрушку) Пусть каждый из вас дотронется до нее и улыбнется, так же весело, как эта мышка. Может быть, там еще что-то есть? Посмотрим. (достает палочку) Ребята эта палочка не простая, волшебная.

Я дотронусь палочкой до вас.
Превратитесь в бабочек тот час.
Крылышки мелькают, бабочки летают.
Дети под музыку танцуют, кружатся, по окончании музыки бабочки садятся на цветочек, двое детей остались без цветочка

Воспитатель: Вы Даша и Данил, не расстраивайтесь, палочка волшебная. Каждой бабочке я дарю цветочек. (дети рассаживаются на стулья). Ну а вы три раза повернитесь в Солнышко и Снеговичка превратитесь. (надевают маски, в руки берут палитры). И вот однажды Солнышко придумало, что можно со Снеговичком поговорить, не приближаясь к нему.

Солнышко: Сударь! Меня зовут Солнышко, я люблю рисовать и рисую веселые картины. На моей палитре только теплые цвета.

Снеговичок: А меня зовут Снеговиком. Я тоже художник, но мои картины грустны, холодны и печальны, потому, что на моей палитре все цвета холодные.

Солнышко: А давай рисовать картины вместе. Я буду добавлять в твою холодную гамму теплые тона, а ты в мою теплую – холодные. Пойдем, посмотрим, что у нас получится.

Воспитатель: Снеговику понравилось это предложение, и они пошли рисовать свои картины.

Дети, пока Солнышко и Снеговичок рисуют свои картины, мы с вами поиграем.
"В круг вставайте поскорей…"
Какой замечательный танец-игра у нас получился. А где же наши Снеговичок и Солнышко, наверное, они увлеклись рисованием. Давайте их позовем, громче топаем, веселей, похлопаем. (заходит Снеговичок и Солнышко вносят разноцветные листы с соответствующей цветовой гаммой)

Снеговичок:

Мы спешили, мы старались
Мы картины рисовали,
А теперь попросим вас
Постарайтесь вы для нас.

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые странички у Солнышка и Снеговичка. Какие цвета красок они использовали?

Дети: розовую, голубую, желтую.

Воспитатель: Молодцы, Снеговичок и Солнышко – стали настоящими художниками – друзьями. Только вот картины у вас не получились, ведь вы использовали не выразительность рисунка, а только цветовую гамму. Поможем Снеговичку и Солнышку. Только вы, ребята, не забудьте обратить внимание на сочетание красок. Если правильно подберете краску, то работы получатся у вас яркие, нарядные, солнечные. (дети приступают к работе)

Воспитатель: Дети, расскажите о своих картинках, какую краску вы использовали, какой сюжет у вас получился.

Дети:

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

Я нарисовал бурный ручей,
под деревьями проталины.
На полянке у тропинки
Пробиваются травинки
С бугорка ручей бежит
А под елкой снег лежит.

Воспитатель: Молодцы дети, картины у вас получились яркие, теплые. Ведь скоро придет в наш Северный край весна. Побегут ручьи, веселые песни запоют птицы. Нашим друзьям художникам мы помогли и надеемся, что каждый раз они будут рисовать свои картины вместе.

Литература

  1. Р.Р.Григорьева "Игровые приемы в обучении дошкольников изодеятельности"
  2. Г.С.Швайко "Занятия по изобразительной деятельности в детском саду"
  3. Т.М.Бондоренко "Комплексные занятия в старшей группе детского сада"