Дифференцированный подход в обучении при формировании творческих способностей

Разделы: Социальная педагогика


Образование сегодня не может ограничиваться только передачей общих знаний и социокультурных норм, а предполагает формирование у студентов умений найти свою нишу, которая позволила бы ему реализоваться себя.

Следуя этой тенденции, особое внимание уделяется подготовке будущего педагога, способного к творчеству, поиску новых и усовершенствованию традиционных форм обучения, формирующих самоопределение и самореализацию студента. Подготовка такого учителя к профессиональной деятельности достигает своих целей, если в результате удается подготовить инициативного, творчески активного педагога, способного, в свою очередь, формировать творческую личность учащегося.

Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать познавательную творческую и практическую деятельность студентов. Творческий климат создается не только воспитанием любознательности, вкуса к нестандартным вешениям. Необходимо воспитывать готовность к восприятию нового, стремление использовать и внедрять творческие достижения других людей.

Обозначенная проблема не будет полностью решена, если не сформировать общее представление о понятиях личности, культуры, творчества. Теоретические обоснования данных понятий излагают многие науки, но особое место здесь принадлежит философии.

В курсе «Основы философии», студентам предложен тематический блок «Человек в мире культуры». Содержание данного тематического блока поможет:
а) вооружить студентов комплексом важнейших понятий, отражающих бытие человеческого существования;
б) совершенствовать умения анализировать и формулировать собственные выводы, осознавать вероятность и мотивы существования иных взглядов и подходов к пониманию сущности данных категорий;
в) содействовать формированию важнейших духовных ценностей, таких как: культура, наука, образование, творчество, познание.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы, используя доступный философский инструментарий, дать возможность каждому студенту активно участвовать в познавательном процессе и уяснить для себя не только целостное представление, но и значимость вышеперечисленных понятий в своей деятельности будущего учителя.

С этой целью в тематическом планировании блока «Человек в мире культуры» введены многоуровневые задания, которые сохраняют дифференцированный подход в обучении и помогают более осмысленно разобраться в философских основаниях таких понятий как культура, наука, творчество.

I уровень

Предполагается работа с первоисточниками. Для студента важно усвоить особенности работы с текстом и с соблюдением научного аппарата законспектировать актуальные моменты статьи, первоисточника. Наиболее подготовленным студентам предлагается составить тезисный план или написать аннотацию статьи или источника.

  1. Бахтин М.М. О художественном творчестве в работе «Литературные критические статьи».
  2. Бердяев Н.А. О культуре и культурных ценностях в работе «О рабстве и свободе человека».
  3. Вебер М. О смысле науки и научном вдохновении в работе «Наука как призвание и профессия».
  4. Вольтер. О пользе веры в работе «Назидательные проповеди».

II уровень

Задания ориентированы не только на работу с источниками, но и на умение излагать основные идеи и концепции из истории философии. Это могут быть выступления на семинарах или тематические сообщения.

Тема семинарского занятия «Роль науки в развитии культуры» сама по себе носит проблемный характер, а потому заставляет студентов посредством учебно-исследовательской деятельности обращаться к источникам, а также побуждает студентов к развитию творческого мышления.

Примерная тематика сообщений: «Специфика философского анализа культуры» (история философии), «Культура – существенная характеристика человека и общества», «Наука и образование – главные опоры будущего», «Место человека в творчестве донских художников и писателей».

III уровень

На этом уровне развивается умение работать с научной, публицистической, справочно-энциклопедической литературой. Происходит развитие творческих, исследовательских способностей студентов. письменная работа (реферат) готовиться студентами к публичной защите, а в дальнейшем может служить дидактическим пособием. Предлагается примерная тематика рефератов:

  1. Традиционная и современная культура
  2. Религия в системе культуры
  3. Народные праздники и обряды донских казаков
  4. Диалог культур южного региона России.

Рекомендуемая литература:

  1. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М., 1991
  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М., 1997
  3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. - М., 1997
  4. Кондаков И.В., Крж Ю.В. «Дух музыки» в философии русского символизма // Общественные науки и современность. № 4, 1996
  5. Резванов С.В. Человек. Культура. Общество.- М., 1993
  6. Ушакин С.А. После модернизма: язык власти и власть языка.// Общественные науки и современность. № 5, 1996

Такие задания развивают способности к познанию и значительно повышают эффективность обучения. Самое главное каждый студент может определить для себя уровень познавательной деятельности и тем самым развивать у себя уверенность в своих возможностях. Студент легко ориентируется в той образовательной среде, которая отвечает его возможностям и способностям. Это позволяет ему ощутить личную причастность к общему познавательному процессу и проявить свою творческую самостоятельность.

Литература

  1. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в России: на пути к новой парадигме // Мое отечество. М., 1997
  2. Гора Т.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. – М., 1988
  3. Историческое образование в современной России: справочно-методическое пособие для учителей. – М., 1997
  4. Умбражко К. развитие творческого мышления на уроках истории. // Преподавание истории в школе. № 2, 1996
  5. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2003