Интегральная технология преподавания математики

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Название данной технологии происходит от латинского слова «целостность». Она состоит из пяти модулей:

  1. Уроки вводного повторения.
  2. Изучение нового материала.
  3. Информация дополнительного объема, обеспечивающая работу на общем и продвинутом уровне.
  4. Закрепление на уровне стандарта обучения. Тренинг-минимум.
  5. Закрепление на уровне дифференцированного обучения. Групповые формы работы.

Первый блок: «Уроки вводного повторения»

На них ведущую роль я отвожу учителю, а ученики выступают в роли активных мыслителей. Основная форма работы на уроке - это беседа: я ставлю вопросы так, чтобы они стимулировали учащихся к размышлению, анализу, выбору варианта ответа. Отвечая, ученик восстанавливает в памяти все необходимое по данной теме. Например, при изучении темы «Исследование и построение графиков функций» первый урок посвящен повторению и отработке навыков по нахождению области определения функций, выполняются упражнения на определение четности и нечетности функции, а также уделяется внимание чтению графиков. После этого урока учащиеся значительно легче воспринимают второй блок уроков по данной теме.

Второй блок «Изучение нового материала»

На него приходится основной объем времени. Основная форма работы на уроках этого блока – лекция. Если учащиеся класса не подготовлены к восприятию лекции, то это может быть рассказ или беседа. Конспект, составленный во время таких уроков, становится информационно-справочной таблицей, которая затем сыграет свою роль на уроках итогового повторения.

Для обеспечения возможности каждому ученику достичь соответствующего уровня планируемых результатов обучения, перехожу к урокам третьего блока.

Третий блок «Знакомство с информацией дополнительного объема».

Форма проведения семинар. Учащиеся самостоятельно готовят дополнительную информацию по вопросам данной темы, предложенным учителем. Например, по теме «Исследование и построение графиков функций» учащимся предлагается подготовить информацию по вопросам:

  • нахождению асимптот;
  • функциям, графики которых терпят разрыв;
  • графики касочных функций.

Четвертый блок «Закрепление на уровне стандартов обучения, тренинг-минимум»

На этих уроках умения учащихся по теме доводятся до автоматизма. Поэтому сначала задаются шаблоны и алгоритмы, которые мы с учениками оформляем в тетрадях для теории под заголовком «Основные задачи по теме». Промежуточный шаг на этом этапе – практикум в группах, которые не учитывают никаких достижений учащихся по данной теме. Для развития умственных операций учащихся, их стройного экономичного мышления применяю здесь метод программированного контроля, с последующей обратной связью.

На этих уроках учащиеся включаются в деятельность по усвоению изучаемого материала,. Для этого учителем выделяются основные задачи, связанные с достижением обязательных результатов обучения, отрабатываются приемы их решения , умения и навыки решения доводятся до автоматизма. Поэтому сначала задаются алгоритмы решения по схеме:

Типология учебных заданий Конкретный тип задач Знания, умения, необходимые для решения задач данного типа Соответствующие приемы деятельности

Когда решение основных задач усвоено каждым учеником, переходим к последнему блоку.

Пятый блок «Развивающее дифференцированное обучение»

Этот блок направлен на развитие каждого ученика. Идет переход от алгоритмического решения задач к эвристическим, происходит постепенное расширение поля поиска решения.

Схема общего приема решения задач

Изучение содержания задачи

Есть алгоритм решения

ДаНет

Решение с использованием алгоритмаПоиск и составление плана решения

 Решение по составленному плану

Анализ найденного решения

Ответ

Преобладает групповая форма работы, но группы уже формируются по уровню обученности учащихся. Более сильные получают задание на определенное время, работают над их решением, а затем защищают у доски. Идет самостоятельное нахождение новых приемов, их обобщение и перенос в различные ситуации, в том числе не аналогичные изученным. Учащиеся применяют знания в различных ситуациях, решают нестандартные задачи («знания - трансформация»). Он направлен на развитие творческих способностей учащихся, расширение их кругозора и сознательного овладения ими системой математических знаний, необходимых для обучения в высших учебных заведениях. Тип уроков данного блока семинар- практикум. Основная форма работы групповая, но группы теперь уже формируются из учащихся, освоивших данную тему на достаточно высоком уровне. Ученики исследуют и строят графики дробно-рациональных функций. Остальные работают с учителем: опрос, диктант, совместное решение задач более высокого уровня, чем основные задачи.

Применение знаний в этой группе осуществляется по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец («знания – копии»).

Завершает работу по теме интегрированный урок – практикум совместно с учителем информатики, который ставит перед собой задачу совершенствование учебных навыков исследования и построения графиков функций, совершенствование умений составлять алгоритмы и программы, применять знания в нестандартной ситуации.

Приложение