Цели урока по русскому языку:
- актуализировать знания учащихся о правописании суффиксов причастий;
- проверить умение распознавать орфограммы и находить орфографические ошибки;
- способствовать воспитанию устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям.
Цели урока по информатике:
- совершенствовать практические знания и навыки работы учащихся с прикладными программами и в локальной сети;
- показать возможность использования информационных технологий на уроках русского языка;
- прививать эстетические навыки в оформлении документов;
- формировать навыков работы в группу;
- поддерживать устойчивый интерес к предмету.
I. Организационный момент: определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале (1 мин.).
II. Постановка темы и целей урока. Мотивация учащихся (2 мин).
На уроке используется игровой момент: для того, чтобы вызвать интерес уч-ся к содержанию урока, привлекается сказочный персонаж Сова, которая будет вместе учителями появляться в течение урока с заданиями.
На уроке используется интерактивная доска PROMETHEAN ACTIVboard (флипчарты в приложении 1)
На экране выведена картинка с изображением совы и звучит текст от её имени.
Здравствуйте, меня зовут СОВА…. В лесу каждый день что-нибудь происходит. Человек, обратившийся ко мне сегодня с просьбой найти потерявшуюся собаку, назвал её приметы: гуляющая сама по себе, не откликающаяся на зов хозяина, любимая им, легко обучаемая, не обижающая детей, любящая поесть, носившая ежедневно тапочки хозяина, обожающая сосиски, потерянная во времени.
Как вы думаете, смогла я её отыскать? Конечно, смогла. Ведь я мудрейшая из мудрейших. Мне помогли это сделать причастия.
Учитель: Ребята, назовите отличительные признаки причастий, которые помогли Сове найти собаку в лесу? (Называются признаки причастий).
Ход урока
1. Распределительный диктант
На интерактивной доске написаны причастия .
Задание: распределить причастия по колонкам таблицы, определив спряжение глагола, от которого образовано причастие.
Ненавид…щий ложь, колыш….щиеся деревья, леч…щий врач, плохо вид…щий, ла…щая собака.
движ…мый ревностью, знач…мое событие, колебл..мый ветром, невид…мые миру слезы, уважа…мый мною.
-ущ, - ющ, -ем | -ащ, -ящ,-им |
Учитель русского языка:
- От чего зависит выбор суффикса причастия? Сформулировать на основании таблицы правило “Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени”.
(Проговорить правило)
Учитель информатики: Попытайтесь создать презентацию данной орфограммы. Задание можно выполнять с использованием программы MS Power Point или MS Word. Созданный документ сохраните таким образом, чтобы его можно было увидеть с любого компьютера локальной сети.
То же самое задание с прошедшим временем. Вписать глагол, от которого образовано это причастие.
Кле…вший, раска…вшийся,наскуч…вший, завис…вший, обид…вший
Заброш..нная стройка, рассказ…нная история, рисов…нный портрет, потер…нное время, купл…нная вещь.
-вш, - ш | - нн, -енн |
2. Учитель акцентирует внимание на правописание глагольного суффикса в страдательных причастиях прошедшего времени.
Рисунок 1
Сформулировать орфограмму.(-А,-Я >анн, янн; -Ить>енн)
Несколько наиболее удачных работ учитель информатики показывает всему классу на экране.
На экране вновь сова со знаком вопроса.
Рисунок 2
3. Работа над трудными случаями правописания страдательных причастий. Учитель вместе с учащимися работает над заполнением таблицы.
Рисунок 3
Составить устно 2 предложения. Объяснить правописание суффиксов.
4. Повторение правописания - н и -нн в суффиксах причастий.
В качестве мотивационного приёма и элемента релаксации демонстрируется отрывок из мультфильма “Винни Пух” (“День рождения Ослика”, фрагмент прихода Винни к Сове) привлекается мультипликационный персонаж сова.
5. Задание: вставить буквы в текст (ученики работают на интерактивной доске).
Ослик, я рада, что найде…ый мною шнурок оказался твоим хвостом. Несколько истощё…ым, местами изране…ым и уж, прости, изрядно потрёпа…ым. Это была соверше…о неожида…ая находка. Как я его нашла? Меня всегда привлекали разброса….ые по лесу вещи. Несмотря на своё рассея…ое внимание, я часто находила броше….ые вещи. В моей шкатулке хранятся поноше…ые рога,рва…ые перья, искусно краше….ые когти, отшлифова…ые камни. Но увиде…ый мной предмет превзошёл все ожидания. Будучи смышлё…ой совой, я сразу догадалась, что это жела….ая находка. Я думаю, купле…ый подарок не был бы тебе так дорог.
Ослик, с этим хвостом ты писа…ый красавец.
Я увере…а, что с помощью обрете…ого хвоста моя проблема с написанием –Н и –НН будет исчерпа…а.
6. Повторение орфограммы правописания отглагольных прилагательных и причастий.
Диктант с последующей самопроверкой Учитель информатики просит учащихся записать MS Word.
7. Заключительный этап урока-тестирование (тестирование проводится на базе программы UTC (Универсальный Тестовый Комплекс 1.60., автор О. Агранович). Проводить тестирование можно как в локальном варианте, так и в сетевом.
Тест
вариант 1 Лопоч…щий малыш тревож…щие новости расе…вшийся свет крас…вший забор обвиня…мый в преступлении движ…мый любовью обещ…нная помощь решение записа…о |
вариант 2 щебеч…щие птицы стел…щийся по степи туман кашл…вший надрывно вид…вший человека насквозь избира…мый депутат муч…мый сомнениями, высуш…нное сено запылё…ые цветы |
||
вариант 3 скач…щих всадников завис…щий от ситуации раска…вшийся человек ужал…вшая оса встраива…мый шкаф неприкаса…мый запас скош…нная трава неуката…ая дорога вариант 5 стро…щийся дом бор…щиеся за права осматрива…мая квартира муч..мый сомнениями отча…нный шаг встреча отмене…а |
вариант 4 та…щее мороженое недремл…щее око увид…вший впервые вывал…вшаяся из ведра едва слыш…мый звук неиссяка…мая энергия выбеле…ая ткань замеш…нное тесто вариант 6 се…щий хлеб грохоч…щий гром выч…сливший местоположение объекта чу…вший добычу освобожда…мый город леле…мый ребенок увид…нное своими глазами закопчё…ая рыба |
При подведении итога урока: учитель вновь использует изображение совы (экран)
Рисунок 4
Домашнее задание
По русскому языку: составить словарный диктант на все случаи правописания причастий
По информатике: создать презентацию по теме “Правописание причастий”