Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения на уроках математики

Разделы: Начальная школа


О необходимости введения новой системы оценивания

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания. (Приложение 1)

Недостатки школьной отметки

  • субъективизм оценки;
  • мотивирует на получение отметки, а не знаний;
  • отсутствие достаточной рефлексии отрицательно влияет на формирование самооценки школьника.

Основные функции, которые призвана выполнять школьная оценка:

  • определение степени соответствия целей, поставленных перед учеником, и достигнутых результатов в их динамике;
  • выявление текущих затруднений ученика и класса в целом для организации индивидуальной и групповой коррекционной работы;
  • определение качества работы учителя по уровню успешности его учеников;
  • создание психологически комфортной образовательной среды для мотивации ребёнка к успешной учебной деятельности;
  • «обратная связь» и подкрепление (поощрение).

В современном обществе необходимыми чертами становятся:

  • открытость образования;
  • его функциональность;
  • непрерывность;
  • формирование компетентностей как результат обучения.

Система оценивания в новых условиях должна способствовать сближению школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого же выпускника обществом.

Компетентностный подход определяет актуальной целью школьного образования формирование  у выпускников способности  действовать в различных сферах жизнедеятельности.

Появление новой цели привело и  к смене ценностей: для педагога главным становится не только сумма ЗУНов, которую осваивает ученик, но и  формирование у него  способности и потребности самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки.

Умение учиться включает и  умение контролировать свои действия в процессе решения задач (в широком смысле) как  качество человека, позволяющее ему  добиваться поставленных целей, быть успешным.

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

В начальной школе система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок.

Содержательный контроль и оценка должны отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.

 1 этап – качественное оценивание

  • обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся;
  • позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления.

Именно на этом этапе учитель начинает решение одной важнейшей задачи развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, где ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, т.е. проявлять оценочную самостоятельность.

Оценочная самостоятельность:

  • собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы;
  • владение способом оценивания, принятым в данном обществе.

Приёмы оценивания учебных достижений школьника:

  • «говорящие рисунки»;

  • разговор «по секрету»;
  • действия по образцу;
  • «волшебные линеечки»:

А – аккуратность
П – правильность,
С – старание,
Т – трудность

2 этап – количественное оценивание

Позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

Приёмы оценивания учебных достижений школьников: способ производства формализованной оценки, который способствует формированию собственной самооценки, выраженной в количественной шкале.

Алгоритм самооценки результатов работы

  • «ЦЕНА» задания (из контрольной работы определяется самое легкое задание и ему приписывается «цена» - 1 балл; про «цену»  остальных заданий и отдельных действий по их решению класс договаривается).
  • Максимальное количество баллов (вычисляется, обводится в кружок и выносится на поля работы).
  • Личный результат (ученик самостоятельно оценивает свой результат и фиксирует его под максимальным количеством баллов, подчеркивая его чертой)

3 этап – самостоятельное оценивание (Приложение 2)

Памятка для оценивания результатов работы

  • «цена» задания;
  • максимальное количество баллов;
  • личный результат;
  • фиксация в «портфолио».

Приемы оценивания учебных достижений школьников

  • папка достижений;
  • карта обученности.

Карта обученности

Красной пастой - фиксируем максимальный результат.
Черной пастой – фиксируем личный результат.

Правила оценочной безопасности

  • Не будем скупиться на похвалу.
  •  Будем хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
  •  Найдём даже в море неудач островок успешности и закрепимся именно там.
  •  Будем ставить перед собой только конкретные цели.
  •  Не будем ставить перед собой сразу несколько задач одновременно.
  •  Не будем растить неудачников, откажемся от формулы
  • « Опять ты не…».
  •  Учитель, начни практику оценочной безопасности с собственной самооценки.

Анализ  результативности работы в режиме безотметочного обучения

Сводная таблица результатов контрольной тестовой работы по русскому языку за I четверть 2005-06 уч.г.

 

Кол-во учащихся, выполнявших работу

19

22

27

26

24

1

Часть А (средний балл) max = 34

21

19,73

22,96

24,62

25,58

2

Часть В (средний балл) max = 28

20,47

20,55

23,44

25,31

26,92

3

Всего (средний балл) max = 62

40,84

40,27

46,81

49,92

52,5

4

"5"

5%

5%

19%

12%

29%

5

"4"

21%

36%

41%

69%

54%

6

"3"

68%

41%

37%

19%

17%

7

"2"

5%

14%

4%

0

0

8

Средний балл

3,26

3,55

3,74

3,92

4,13

Учителя, работающие в этом учебном году в 5В классе, в анкете «Наблюдения за учащимися» отметили:

  • класс активный, работоспособный;
  • не боятся высказывать свое мнение;
  • стремление учиться;
  • высокая работоспособность;
  • оптимизм;
  • организованность;
  • интерес к учебному материалу;
  • творчество;
  • самостоятельность   

Результаты анкеты об отношении учащихся к безотметочному обучению:

  • 85% учащихся -  было комфортнее в условиях безотметочного обучения;
  • 50% - безотметочная система учит самостоятельно оценивать себя;
  • 23% - не испытывали страха, не зависели от учителя и старались работать самостоятельно.

Результаты анкеты об отношении родителей учащихся к безотметочному обучению:

  • 69% - отрицательное отношение  к безотметочному обучению в начальной школе; но
  • 69% - детям было комфортнее при безотметочной системе;
  • 23%  - эта система учит детей самостоятельно оценивать свои знания;
  • 50% - отсутствие стимула  к тому, чтобы учиться лучше;
  • 42% - родителям  трудно реально оценить успехи и недостатки своего ребенка.

Проблемы, связанные с переходом из начальной школы в среднее звено, у учащихся:

  • сложность адаптации к отметочному обучению;
  • увеличение социального давления (родителей и педагогов) при переходе в среднее звено;
  • смещение внимания с содержания обучения на формальную сторону оценки.

Проблемы, связанные с переходом  из начальной школы в среднее звено, у родителей:

  • отсутствие готовности перестроиться на работу в условиях безотметочного обучения учителей среднего звена;
  • малый срок для переходного периода от безотметочного обучения к отметочной системе,
  • смещение внимания с содержания обучения на формальную сторону оценки.

Проведенные наблюдения и диагностические исследования  показали, что целенаправленная работа учителя по развитию мотивации учащихся в условиях безотметочного обучения позитивно влияет на уровень образования, психологический комфорт и успешность учебной деятельности учащихся

В условиях безотметочного обучения и продуманной работы по формированию навыков самооценивания, самоконтроля, системы стимулирования высокой учебной мотивации, создания психологического микроклимата повышается у учащихся желание и  развивается умение учиться.

Литература

  1. Закон об образовании РФ. М.: 1999.
  2. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную. Письмо Министерства образования РФ № 14-51-140/13 от 21. 05.2000.
  3. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Письмо Министерства образования РФ №13-51 от 03.06.2003.
  4. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание, 1980.
  5. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе.//Начальная школа.- 1999.-№8.
  6.  Воронцов А.Б. Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования.
  7. Гин А.А. Приемы педагогической техники. М. Вита-Пресс.1999.
  8. Ильин В.А. Рекомендации по обобщению опыта и организации исследования по теме «Формирование у школьников ответственного отношения к учению, мотивация учения». М. 1980.
  9. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. М. 1993.
  10. Логинова О.Б. Система оценивания учебных достижений школьников./Рекомендации Министерства образования РФ. 2001.
  11. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.Просвещение,1983.
  12. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М. 1989.
  13. Петерсон В.А. Оценка в условиях перехода к «безотметочному обучению»:проблемы и перспективы. УМЦ «Школа 2000…».
  14. Размышления об оценочной основе педагогического процесса. В сб. «Размышления о гуманной педагогике». М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
  15. Симановский А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации. // Начальная школа плюс До и После. – 2003.- №6
  16. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога./ Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  17. Цукерман Г. А. Оценка без отметки. Рига: ПЦ «Эксперимент», 1999.
  18. Чепурная Л.Р. Система оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. // Начальная школа плюс До и После.- 2004.-№1.