Урок математики в 1-м классе "Сложение и вычитание в пределах 20"

Разделы: Математика, Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и закрепления блока учебной информации средствами ИКТ, творческих заданий.

Задачи:

создать условия для систематизации и обобщения знаний детей о цифрах и числах, закрепления навыков счета в пределах 20;
– способствовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, речи, познавательных интересов, творческих способностей;
– воспитывать эстетическую культуру через организацию урока, гуманное и толерантное отношение друг к другу.

Основные дидактические методы:

проблемные методы обучения;
– продуктивно-практический;
– частично-поисковый;
– принципы самоорганизации познавательной работы учащихся.

Дидактические средства:

– для учителя – презентация, фонограмма, рисунки с изображением печки, яблони, речки, избушки на курьих ножках, карточки с ребусами;
– для учащихся – тетрадь, карточки для индивидуальной работы.

Оборудование:

– цифровые “веера”;
– музыкальный центр;
– мультимедийная установка;
– проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем,
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня у нас урок математики необычный. Мы все сейчас попадём в волшебный мир сказки. Но прежде, чем попасть туда, мы должны отгадать ребусы и узнать, чем мы будем заниматься, попав в мир сказки.

(На доске прикреплены карточки с ребусами, на обратной стороне которых написаны слова)

Ви3на 7 я 5’ница
считать решать смекать

Отгадывание ребусов. Чтение темы урока (хором)

Учитель: Правильно, мы будем считать, решать задачи в пределах 20, а также смекать, выполняя задания различной трудности. (Слайд №2)

– Закрыли глазки, а теперь открыли, и мы с вами попали в волшебный мир сказки. (Слайд №3)

3. Устный счёт.

Учитель: Помните, ребята, братец в этой сказке пропал, и девочка побежала искать его.

Как называется эта сказка?

Дети: Русская народная сказка “Гуси-Лебеди”.

Учитель: Гуси-лебеди унесли братца, и бросилась девочка догонять их.

Бежала, бежала – видит Печь стоит. (На доску вывешивается рисунок с изображением печки).

Фонограмма

Девочка: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: Съешь моего ржаного пирожка, скажу.

Учитель: А девочка спешит, торопится. Поможем девочке, ребята? Выполним задание печки?

На экране задания: (Слайд № 4)

  1. Покажите число, которое предшествует числу 17.
  2. Покажите число, которое следует за числом 18.
  3. Покажите число, в котором  1 десяток и 7 единиц
  4. Покажите число, которое на 1 больше, чем 10; на 1 больше, чем 13.
  5. У Иры– 3 пирожка, а у Саши – пара. У кого больше и на сколько? Как узнали? Какое правило использовали?

(Ответы показывают на математическом веере).

Учитель: Побежала девочка дальше, видит стоит яблоня. (На доске – рисунок с изображением яблони).

Фонограмма

Девочка: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Съешь мои лесные яблочки, скажу.

Учитель: Очень торопится девочка, времени нет.

Поможем девочке, попробуем лесных яблочек?

Сначала маленькое (слайд № 5)

11 = __ + 1

Теперь среднее

12 = __ + __

И, наконец, большое

10 + 4 = __
14 – 4 = __
14 – 10 = __

Учитель: Какое правило здесь использовали?

Побежала девочка дальше. Видит, течёт речка – кисельные берега. (На доске – изображение речки).

Фонограмма

Девочка: Молочная река – кисельные берега, скажи, куда гуси – лебеди полетели?

Речка: Съешь моего киселька с молочком, скажу.

Учитель: Съедим, ребята, киселька из этой кружки, т.е. решим задачку на смекалку. Но сначала скажите, из каких геометрических фигур она состоит? (Слайд № 6)

– Что такое квадрат?

Задача на смекалку: Три гуся летели за девочкой, а 2 гуся летело им навстречу. Сколько всего гусей летело за девочкой?

Учитель: Побежала девочка дальше.

Долго ей пришлось бы бегать, да попался ей на пути ёж со своими друзьями. Он ей и показал дорогу, куда гуси-лебеди полетели. Побежала девочка по ней, а на пути ей попались препятствия, которые надо быстро преодолеть (Слайд № 7).

10 + __ = 17 6 + __ = 16
__ + 10 = 17 10 + __ = 16

– Как вы думаете, какие числа пропущены?

– Что вы можете сказать об этих выражениях?

Запишите их в тетрадь.

4. Работа в тетрадях.

10 + 7 = 17 6 + 10 = 16
7 + 10 = 17 10 + 6 = 16

Учитель: И вот, наконец, девочка прибежала к избушке на курьих ножках, видит-сидит в ней Баба-Яга – костяная нога, а на лавочке у окошка сидит братец, золотыми яблочками играется. Думает девочка, как ей братца украсть. (На доске – изображение избушки на курьих ножках).

– А пока она думает, мы с вами тоже отдохнём.

Физминутка.

(Музыкальная пауза под музыку В. Шаинского “Когда мои друзья со мной”).

(Слайд № 8)

5. Сложение и вычитание в пределах 20.

Учитель: Нашей девочке помогла мышка. Схватила девочка братца и побежала. А Баба-Яга отправила в погоню гусей-лебедей. Сестра с братцем добежала до молочной речки и обратилась с просьбой.

Фонограмма

Девочка: Речка, речка, спрячь меня.

Речка: Выполни моё задание, спрячу.

Учитель: Поможем девочке?

Самостоятельное решение выражений с заданием (по вариантам).

(Слайд №9) .

I вариант (выполняет задание на этой кружечке)

II вариант (выполняет задание на этой кружечке)

10 + 3 10 + 5
13 – 10 15 – 5
13 – 3 15 – 10
3 + 10 5 + 10

Задание: Запишите эти выражения в 2 группы.

Проверка с помощью сигналов.

I – в – читают выражения разными способами.
II– в – аналогичная проверка.

Учитель: Какие правила здесь использовали?

6. Решение задачи.

Учитель: Девочка с братцем опять побежала дальше. Увидели гуси и опять пустились в догоню. Прибежала она к яблоне.

Фонограмма

Девочка: Яблоня, яблоня, спрячь меня.

Яблоня: Реши задачу, спрячу. (Слайд № 10).

На яблоне висело 10 яблок, упало 4 яблока.
Сколько яблок осталось на яблоне?
Было – 10 яблок
Упало – 4 яблока
Осталось -?
– Разбор задачи. Запись в тетрадь.

1 ученик у доски. Проверка.

Учитель: Заслонила яблоня девочку ветвями, и гуси – лебеди не увидели её, пролетели мимо.

7. Индивидуальная работа на перфокартах.

Учитель: Девочка побежала дальше, а гуси её догоняют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала она до печки.

Фонограмма

Девочка: Печка, печка, спрячь меня.

Печка: Выполни моё задание, спрячу.

Учитель: У каждого на парте лежит “перфокарта – пирожок”. У каждого ряда свое задание.

I ряд – должен съесть “пирожки с повидлом”, лёгкое задание:

6 = __ + 2
8 = __ + 3
10 = __ + __

II ряд – “ пирожки с творогом”, задание средней трудности:

4 * __ = 8
9 * __ = 6
7 * __ = 9

III ряд – “пирожки с мясом”, задание повышенной трудности:

6 + 3 * __ = 7
9 – 2 * __ = 10
7 – 3 * __ = 0

Учитель: Заполните пропуски в выражениях, и вы поможете девочке.

Взаимопроверка

Учитель: Печка спрятала девочку с братцем. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой. К этому времени, и родители вернулись, девочке привезли подарочек.

8. Подведение итогов.

Учитель: Вот и закончилась наша математическая сказка.

– Понравилась вам сказка?

– А что больше всего понравилось?

Что показалось вам наиболее интересным? Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

Учитель: Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали.

9. Награждение.

– Я хочу сегодня наградить вас, дети, книжечкой-раскладушкой “Гуси-лебеди” за активную помощь девочке, за хорошее знание изученного материала.

Дети (хором):

С Цифроградом мы сдружились,
В Числограде очутились,
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!

Учитель: Спасибо вам за урок, дети. (Слайд №11).

Презентация