Методическая разработка урока математики по теме "Числа и цифры. Римские цифры"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: урок с использованием мультимедийной презентации.

Цели:

  1. Образовательная: сформировать представление о числах и цифрах систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.
  2. Развивающая: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.
  3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Задачи:

  • познакомить детей с новыми, неизвестными системами счисления;
  • познакомить детей с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике.

Тип урока:

– урок открытия нового знания.

Оборудование урока:

Плакат-рисунок к созданию проблемной ситуации в классе; карточки с заданиями; плакаты с заданиями; мультимедийный проектор; экран; презентация.

План урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников
  • Самоопределение к деятельности.
  • 1 мин.

Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности. Концентрируют внимание. Рисуют шкалу самооценки, как планируют сегодня работать.
  • ААктуализация опорных знаний и мотивация.
  • (гимнастика для глаз)-6 мин.

Использование фронтальной формы работы. Повторяют счёт. Выполняют устные вычисления в пределах 10. Сравнивают числа. Называют отличие числа от цифры. Отгадывают загадки. Подписывают под рисунками число предметов.
  • ПОстановка учебной задачи.
  • 3 мин.

Создание ситуации для постановки проблемы. Рассматривают записи под рисунками. Обсуждают в группах, выдвигают гипотезу.
  • “Открытие” нового знания
  • 12 мин.

Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о различных системах счисления (мультимедийная презентация). Строят проект выхода из затруднения. Смотрят мультимедийную презентацию “Система счисления”.
  • ФФизминутка
  • 1 мин.

   
  • ППервичное закрепление
  • 5 мин.

Организация групповой работы. Записывают цифры. Обозначают число предметов разными числами, работая в парах. Комментируют.
  • ССамостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • 5 мин.

Организация самостоятельной письменной работы. Выполняют письменную работу.
  • ВВключение нового знания в систему знаний и повторений.
  • 5 мин.

Предлагаю учащимся выполнить задание, содержащее новые знания, а также моделирование римских цифр. Выполняют задание, содержащее новые знания. Моделируют римские цифры.
  • РРефлексия деятельности.
  • – 2 мин.

С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры? Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке? Расскажите дома о различных системах нумерации. Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

– Ребята! Готовы вы к уроку? (Да).

На вас надеюсь я, друзья.

Мы хороший дружный класс.

Все получится у нас!

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математике.

– Нарисуйте шкалу самооценки, как вы планируете сегодня работать

На экране слайд с девизом: “ С малой удачи начинается большой успех.”

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

– Для того чтобы открыть новую математическую тайну, начнем работу с “гимнастики мозга”

1) Сосчитайте с 1 до 10 ,и с 10 до1 обратно.

Что происходит при счёте до 10?

Что происходит при обратном счёте?

2) Теперь обратите внимание на ряд чисел: 2 6 10

– Что вы можете сказать о них?

– Какую работу можно выполнить с этими числами?

– Сравните их.

– Назовите самое маленькое число.

– Самое большое число. Дополните до 10: 1 7 6 5 2.

– Сколько мы заем цифр? (10)

– Перечислите их. (1 2 3 4 5 6 7 8 9 0)

– А чем, ребята, отличается число и цифра?

– Отгадайте-ка, ребятки,

Что за цифра – акробатка?

Если на голову встанет

Ровно на 3 больше станет (шесть)

– Какие цифры при переворачивании не меняются? (0, 8)

– Каким знаком обозначено число 0,3?

– Подпиши под каждым плакатом число предметов: (3 плаката)


Мы с вами хорошо размялись, провели “гимнастику для ума” и можем работать дальше.

А теперь гимнастика для глаз и тела.

– Найти нужную числовую карточку:

7

3

2

0

1

9

5

4

6

8

III. Постановка учебной задачи.

Работа в группах.

В одной старой книжки Петя увидел рисунки. Сосчитайте число предметов на каждом рисунке. с. 30 № 1.

– Разбейте рисунки на группы по количеству предметов. – Посмотрите на записи под рисунками в каждой группе. Что вы заметили?

– Подумайте, что могут означать записи под рисунками? Почему возникли затруднения?

– Как вы прочитали знаки под рисунками?

(обсуждают в группах, выдвигают гипотезу)

– Какова же сегодня тема урока?

IV. Открытие детьми нового знания.

– Что такое цифра?

– Что нового узнали? (Для одного и того же числа существуют разные цифры)

– Как вы думаете? Чем будем заниматься на уроке? (Познакомимся с неизвестными цифрами).

– Сейчас мы с вами окажемся в древнем мире, перенесёмся в другие страны и посмотрим, как считали люди раньше. Усаживайтесь по удобнее. Мы совершим путешествие в древние времена и узнаем, как человеческим обществом , были придуманы цифры.

Мультимедийная презентация (“ Системы счисления”).

– Вы были очень внимательными слушателями. Какой нумерацией мы пользуемся сейчас?

– В какой стране появились римские цифры?

– Кто их распространил по всему миру?

V. Физминутка

– При помощи рук показать римские цифры.

– Физминутка с движениями.

VI. Первичное закрепление.

  1. Пишем цифры в задании №5, с. 31 .
  2. Обозначаем число предметов разными цифрами (задание №6, с. 31) -работа в парах
  3. Текст под знаками ? и ! – комментирование.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Задание №7, с.31.

– Расставьте римские и арабские цифры на числовом отрезке .

(проверка – самоконтроль со слайда на экране.)

VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторения .

1) Задание №8 ,с.31 .

2. Моделирование римских цифр из полосок (работа в парах).

Моделируем V VIII IX. Какое число следующее за числом V VIII IX . Какое число предшествует для II IV X. В парах составить равенство, и прочитать.

А сейчас задание трудное, но интересное. Поставьте одну палочку так, чтобы получилось верное равенство.

III-II=IV, VII+II=III

IX. Рефлексия деятельности.

Отправляемся из волшебной страны домой. Что встретилось нам в путешествии?

С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры. Прочитайте предложение.

Мы живём в XXI веке

– Закончи устно фразу: Самым трудным для меня было...

– Поднимите руку, кто считает, что он активно работал на уроке? Расскажите дома о различных системах нумерации.

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Описание приемов и методов, используемых на уроке

Этап урока

Применяемая форма

Методы, приемы

?. Самоопределение к деятельности.

Диалог.

– высказывание добрых пожеланий.

??. Актуализация опорных знаний и мотивация. (Гимнастика для глаз)

Использование фронтального контроля.

– метод контроля: коллективный, индивидуальный, устный.

???. Постановка учебной задачи.

Учебная дискуссия.

Метод постановки учебной задачи: подводящий к теме диалог. Открытие нового знания.

?V. “Открытие”

нового знания.

Групповая работа, диалог.

Метод, подводящий к открытию знания диалог.

Метод организации учебно-познавательной деятельности:

1. по источнику: словесный, наглядный;

2. по логике раскрытия материала: дедуктивный и индуктивный;

3. по способу усвоения: исследовательский.

4. по степени самостоятельности: под руководством учителя.

V. Физминутка.

   

IV. Первичное закрепление.

Фронтальная работа. Работа в группах.

По степени познавательной активности: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

VI?. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа.

Практическая работа.

V???. Включение нового знания в систему знаний и посторенний.

Работа в парах, комментирование.

По уровню самостоятельности: творческий.

По уровню исследовательской деятельности: моделирующий.

IX. Рефлексия деятельности.

Индивидуальная работа. Фронтальный опрос.

Метод недописанного тезиса.

Описание использованной технологии

В Федеральном компоненте государственного стандарта подчеркивается необходимость создания качественно новой ориентированной развивающей модели начальной школы. Широкое распространение получают личностно – ориентированные педагогические технологии.

Я в своем уроке использовала личностно-ориентированную технологию, основой которой является деятельностный метод. Основная особенность ее в том, что новые математические понятия и отношения между ними не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения. Таким образом, дети строят свою математику, поэтому математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. При этом в процессе обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля и самооценки. Данная технология увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки детей, т. к. обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения понятий.

Презентация