Экологическое образование и воспитание младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


МЫ РУБИМ ЛЕС, УСТРАИВАЕМ СВАЛКИ,
НО КТО ЖЕ ПОД ЗАЩИТУ ВСЁ ВОЗЬМЁТ?
ПУСТЫ РУЧЬИ, В ЛЕСУ ОДНИ ЛИШЬ ПАЛКИ.
ПОДУМАЙТЕ, А ЧТО НАС ДАЛЬШЕ ЖДЁТ?

(Светлана Пасхина)

Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришел к мысли о том, что её надо охранять. Сегодня весьма актуальна проблема взаимоотношений природы и человека. Эти отношения зашли настолько далеко, что природа испытывает глубокий кризис: нет бережного отношения к природе, не хватает экологических знаний. Всем от природы что-то нужно. Только сама природа, выходит, никому не нужна. И она, где медленно, где чуть быстрее, погибает. “Все меньше окружающей природы, все больше окружающей среды”.

На сегодняшний день в нашей стране практически отсутствует экологическая политика, государство не обеспечивает прав граждан на здоровую окружающую среду.

В городе Канске экологическая обстановка такая же неудовлетворительная, как и в целом по стране: безжалостно вырубаются зеленые насаждения, вместо растительности, как грибы, растут автозаправочные станции, окрестности города превратились в свалки мусора.

Преодоление кризисной экологической ситуации возможно лишь посредством изменения общественной психологии, воспитания ценностного отношения к природе, формирования экологической культуры, развития мировоззренческого сознания человека, поднятия его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости изменения экологической ситуации в современном мире.

Поэтому экологическое образование и воспитание учащихся сегодня может быть с полным основанием отнесено к наиболее приоритетным направлениям учебно-воспитательного процесса.

Младший школьный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем. Детей еще можно научить понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства. Необходимо с раннего возраста воспитывать в детях любовь к природе, чтобы впоследствии сформировалась гуманная, творческая, социально активная личность, бережно, ответственно относящаяся к богатствам природы и общества. Формирование экологической культуры личности является целью всего экологического образования, в том числе и начального.

Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов:

  • систему экологических знаний;
  • экологическое мышление;
  • культуру чувств (сочувствие, сопереживание, чувство патриотизм и др.);
  • культуру экологически оправданного поведения, характеризующегося степенью превращения экологических знаний, мышления и культуры чувств в повседневную норму поступка.

Вот уже более десяти лет экология красной нитью проходит через всю мою педагогическую деятельность. Начиная с 1997 года на протяжении нескольких лет, я вела факультатив по экологии, а затем экологический кружок “Окно в природу”. Специальной, а уж тем более методической, литературы по экологии было очень мало. Информацию приходилось собирать буквально по крупицам. На базе учебников Анатолия Тихоновича Зверева (приобретенных в единственном экземпляре по каждому классу) мной была составлена модифицированная программа по экологии, которая была утверждена кафедрой учителей начальных классов и одобрена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии Красноярского Государственного Педагогического Университета Орловской Л. М.

На основе накопленного опыта и учебников по экологии я создала свои учебные тетради для 2,3,4 классов (они были отпечатаны на компьютере для каждого ученика).

В настоящее время цель моей педагогической деятельности: создать условия для формирования основ экологической культуры личности ребенка через игровую и проектную деятельность на уроках и во внеурочное время.

Важным условием реализации данной цели является межпредметный подход в обучении и воспитании учащихся. Экологическое образование создает реальные возможности для осуществления этого подхода.

Применение игровой технологии позволяет:

  • пробудить у детей интерес, увлечь их, воодушевить полученными результатами;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • реализовать потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации;

В структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и в самореализации. С учетом этого в классе организованы объемно-пространственные экологические игры: “Остров сокровищ” (рис.1), “Покорители вершин” (рис.2), “Зов джунглей” (собственного изобретения и изготовления), а также индивидуальные маршруты “экологических походов” (рис.3) для учащихся, которые отражают их успехи, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Рис. 1

Рис. 2

Рис.3

Достижения учащихся “оцениваются” фишками, которые позволяют продвигаться в “Игре” всей команде или индивидуально каждому ученику, в зависимости от условий “Игры”. Желание отслеживать свое продвижение именно через игру у детей очень велико, повышается интерес к учению и уровень мотивации. Итоги подводятся в конце каждой недели, четверти, года. Отмечаем и поощряем хорошие результаты, анализируем то, что не удалось, намечаем план действий на следующий период. Лучшие свои результаты дети заносят в личные портфолио, а также пополняется “Копилка достижений класса”.

Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. В процессе работы над проектом провожу с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции и т. п.

Одним из важнейших показателей нашей совместной деятельности является разработка собственных экологических проектов: индивидуальных и групповых. Так, например, мой ученик, Прокушев Тимофей, в рамках коллективного проекта “И кошке доброе слово приятно” разработал индивидуальный долгосрочный проект “Котовасия”, трижды выступал на городских научно-практических конференциях и занимал призовые места.

Коллективные проекты “Птицы – наши друзья”, “И кошке доброе слово приятно”, “Только от жизни собачьей – собака бывает кусачей”, “Чистый город” получили высокую оценку на уровне гимназии. Многие проекты имели социальную значимость. Игрушки, изготовленные детьми, были подарены дошкольникам; проводился экологический десант по уборке набережной реки Кан; собиралась макулатура (вырученные средства пошли на приобретение журналов о природе); проводилась агитационная и разъяснительная работа с населением по сбережению тепла, воды, электроэнергии, по проблемам уборки мусора. Творческая группа учеников под руководством учителя выпускала ежемесячную газету “Окно в природу”, в которой затрагивались проблемы экологического характера.

Традицией стало завершать любой проект большим праздником, на который приглашаются родители, учителя, ученики других классов. Здесь представляется продукт совместного творчества учеников, их родителей и учителя, оформляются выставки работ, поделок, рисунков, книг, изобретений. Дети получают памятные подарки, призы.

Важным условием формирования экологического сознания является экологизация педагогической среды. Только педагогическая среда, насыщенная соответствующими стимулами, создает уникальное настроение, благодаря которому каждое слово учителя становится более значимым, убедительным. Поэтому, я стараюсь придерживаться экологической направленности при оформлении кабинета:

  • уголок “Экология” с определенными рубриками;
  • “Живой уголок”, представленный аквариумом и комнатными растениями;
  • “Уголок цветовода”;
  • объемно-пространственная игра (“Остров сокровищ”, “Экологическая прогулка в джунгли”, “Экологический поход”);
  • уголок “Экологические наблюдения за природой”;
  • объемно-пространственная композиция, напоминающая природный ландшафт.
  • экологическая газета “Окно в природу”

К моменту окончания начальной школы о сформированности экологической культуры учеников можно судить по следующим проявлениям:

– соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;

– дети стали контролировать свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

– стала более выраженной потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

– дети стали более самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

– доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Таким образом, экологическое образование и воспитание в начальной школе дает интересующимся детям достаточно полное систематизированное представление об экологии и формирует необходимые предпосылки для более углубленного изучения экологии в средней и старшей школе.

Наш Дом в опасности. Наука бьет в набат. Планета Земля медленно погибает. Другого Дома нам не дано, и мы не вправе лишь растерянно взирать на страшное дело рук своих. Наступило время осознать, что вина за надвигающуюся катастрофу лежит и на каждом из нас.

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

(Евгений Евтушенко)

Приложения

Презентация

Звуковое сопровождение