Урок математики в 1-м классе по системе Л.В. Занкова по теме "Многоугольник. Виды многоугольников. Двузначные числа"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: дать понятие "многоугольник", "двузначные числа".

Задачи:

  • Учить распознавать среди математических записей уравнения; составлять уравнения.
  • На основе геометрического материала создать широкие возможности для интеллектуального развития учащихся.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, познавательный интерес к учебной деятельности.
  • Воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа, познакомить детей с эпизодами масленичных гуляний.

Оборудование:

  • учебник для 1 класса (авторы: И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская);
  • народный календарь "Масленица", иллюстрация эпизодов масленичных гуляний;
  • снежки из ваты;
  • иллюстрация к игре "Достань сапоги";
  • геом. фигуры - многоугольники;
  • иллюстрация к игре "Катание с горки", блины.

Ход урока

1. Мобилизующее начало.

2. Дыхательная гимнастика.

Звучит музыка (народные гуляния).

3. Работа по народному календарю "Масленица".

Учитель: Вспомним все дни Масленицы. Честная Масленица - весёлый праздник, с шутками да плясками, с масляными блинами. Русский народ так весело прощался с зимушкой-зимой.

Четверг - "широкий четверток", "разгуляй". Здесь и ряженые, и пляски, хороводы, игры, катания Масленицы и детей на лошадях, с горки, взятие снежной крепости.

Сегодня на уроке, в "широкий четверток Масленицы" и потрудимся, и поиграем.

4. Сообщение темы и задач урока.

Презентация.

5. Двузначные числа. Учитель: А какие народные игры знаете?

1) Десятичный состав двузначного числа.

Игра в "снежки" (снежки из ваты, на снежках приклеены числа).

Назвать число, дать характеристику числа.

16, 12, 19, 14, 20.

- Что общего в этих числах?

- Какое число лишнее? Докажи.

- Что общего в остальных числах?

- Какие числа нужно добавить и оставить прежние, чтобы получился отрезок натурального ряда чисел.

2) Числовая последовательность двузначных чисел.

Игра в "снежки". (Числа от 11 до 20).

Встать по порядку "Найди своё место".

3) Работа по учебнику (стр. 55 № 139). Дается понятие "двузначные числа".

Учитель: Открыть страничку учебника, номер которой двузначное число, записанное с помощью цифры 5, которая повторяется два раза (55).

Продолжи строки до конца, сохраняя закономерность:

10 20 30 40

1 2 3 4

Числа первой строки называются двузначными. Подумай, почему.

Дай название числам второй строки. Объясни свой выбор.

Подчеркни карандашом строку, числа которой показывают, что считали единицами.

Что показывают числа другой строки?

Закончи ответ: Они показывают, что считали ------------------.

Можно нижний ряд чисел назвать отрезком натурального ряда? А верхний? Объясни свои ответы.

Вывод: Какие числа называются двузначными?

6. Сложение и вычитание в пределах 10 (закрепление).

Учитель: На Масленицу играют в различные игры. А о такой слышали? Она называется "Достань сапоги!" А для этого надо иметь смелость, силу, ловкость, терпение и знания по математике. (Иллюстрация к игре).

 Учитель: В ответе 5. Расскажите всё, что знаете об этом числе.

7. ФИЗМИНУТКА.

Учитель: Какая Масленица без блинов! Говорят, что Масленица без блинов, что свадьба без невесты. Чем богаче Масленицу отпразднуете, тем богаче будет год. Как будем блины печь?

Дети, загибая пальцы, отвечают:

1-й: Большаку - дрова рубить (большой палец).

2-й: А тебе воды носить (указательный).

3-й: А тебе печь топить (средний).

4-й: А тебе тесто месить (безымянный).

5-й:

А тебе, малышка, песни петь,
песни петь, да плясать,
родных братьев потешать (мизинец).

8. Многоугольники.

1) Подготовительная работа. Игра на внимание.

Учитель: Так и на Масленицу. Смотри в оба, чтобы ничего не пропустить.

(На доске геометрические фигуры).

Учитель: Что изменилось? (Переставить одну фигуру и спросить, что изменилось?)

- Убрать фигуру. Что изменилось?

- Нарисовать в одной из фигур дополнительную линию. Что изменилось?

2) Понятие: многоугольники, треугольники.

Работа по учебнику (стр.54 № 136)

- Чем похожи все эти фигуры? Как их можно назвать?

- Под каждой ломаной напиши, сколько в ней звеньев и сколько они образуют углов.

Что ты заметил?

Учитель: Все эти фигуры называются многоугольники. Обведи многоугольники с наименьшим числом углов. Ты знаешь их названия? Это треугольники. Почему их так называют? Какие названия ты дашь другим многоугольникам на рисунке? Почему?

9. Уравнения (продолжение).

1) Игра "На горке". (Иллюстрация "Катание с горки").

4+3

8=8

1 - Сколько групп? Почему?

8-4

6+х=8

Учитель: Что такое уравнение?

2) Работа по учебнику (стр.54 №134).

- Подчеркнуть уравнения.

- Расскажи, как ты их узнал.

- Напиши в тетради свои уравнения.

10. Итог урока.

11. Угощение. Блины.