Урок-путешествие по русскому языку по теме "Ударение"

Разделы: Начальная школа


Задача. Формирование понятия “ударение”.

Цели урока:

  1. Дать понятие об ударении.
  2. Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах.
  3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока

1. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.

2. Минутка чистописания

– Какой элемент написания является общим для букв

у д з в ? (Прямая линия с петлёй).

– Сегодня мы повторим написание данных букв и слов с этими буквами:

удав удод дева зев звезда и др.

3. Словарно-орфографическая работа

На доске изображено игровое поле:

О___Р___Б
Щ__А___В
А__Т___И

Определите новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке.

Для этого на игровом поле найдите домик с первой буквой искомого слова.

Остальные буквы вы узнаете, если вспомните ходы зайчика и определите направление его движения. Какое слово у вас получилось?

(Подсказка: зайчик прыгает наискось через дорожку по ходу часовой стрелки)

Дети: Получилось слово товарищ.

4. Изучение нового материала

Петрушка: Здравствуйте, ребята! Узнаёте меня? Я– весёлая игрушка , а зовут меня…(Петрушка). Я самый весёлый на свете, за это и нравлюсь я детям. Но я пришёл к вам не один. Я привёл свого друга и приготовил для вас волшебный сундук.

Учитель: А где же твой друг? Как вы думаете, ребята? Ах, в сундуке! Сейчас посмотрим.

Волшебник: Ой? Кто меня беспокоит? Куда я попал? Здравствуйте, ребята.

Учитель: Здравствуйте! А вы кто?

Волшебник: Вы должны догадаться сами. Вот моя подсказка.

(На экране две схемы)

Учитель: Ребята, что вы видите? (Схемы)

– Сколько слогов в каждой схеме? (Два)

– Чем отличаются одна схема от другой? (Чёрточкой-знаком ударения)

Волшебник: Ой! Кто-то назвал моё имя. Я Волшебник Ударения. Я очень люблю путешествовать, а вы? Хотите отправиться в путь со мной?

Учитель: А какой вид транспорта мы выберем?

Волшебник: А вот отгадайте загадку и узнаете.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

– На поезде мы и отправимся

(Звучит музыка “ Голубой вагон”)

– Мы отправляемся с вами в страну “ Грамоты”. Путешествуя по ней, вы убедитесь, что без меня – не обойтись.

Учитель: Наш поезд прибывает в город “ Сказочный”. Но попасть в него мы не сможем, он надёжно охраняется. Для того, чтобы войти в этот город нам надо отгадать загадку:

Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в город не пускает.(Замок)

(Появляется рисунок замка)

– Запишите это слово в тетрадь. Сколько слогов в слове? Какой слог поётся?

Поставим в слове ударение.

– Ребята, давайте поможем Волшебнику справиться с замком. Превратите это слово в другое, с другим значением.

(Появляется рисунок замка)

– Давайте запишем это слово. Что вы сделали, чтобы его значение изменилось? (Перенесли ударение).

Учитель: Мы прибываем на станцию “ Историческая”. Здесь Волшебник нам расскажет, откуда же взялось ударение.

Волшебник: Ударение пришло вместе с запятой в 19-ом веке от задунайских Славян. Уже в древних рукописных текстах появился знак ударения. Обозначение простое – наклонная палочка сверху вниз. Знак этот похож на молоточек. Молоточек ударяет об ударный слог и требует: “ Произнеси ударный слог сильнее, звонче!”

(Заучивание) Ударный слог, ударный слог.

Он назван так не даром.
Эй, невидимка– молоток,
Отметь его ударом.

Учитель: Наш состав подъезжает к станции “ Музыкальная”. Нужно пропеть правильно слово, соблюдая знак ударение.

– Какие смешные, необычные?

– Запишите слово с правильным ударением.

Вывод: Слог ударный тянется, поётся.

Учитель: Мы прибываем в город “ Букв”. Но в этом городе беда. Все буквы распались и в слова собраться не могут.

(На экране появляются буквы)

С К И О К Б Л Н С В Н О А О А В О Ш О У К С

– Давайте поможем жителям города. Кто же из вас составит больше слов, запишет их и правильно поставит ударение?

(Дети составляют слова: оса, школа, савок, кошка, баллон, вулкан, кино и т. д.)

Волшебник: Как быстро вы составили слова! А на какой слог обычно я падаю?

(Ответы детей)

– В русском языке ударение свободное, не прикрепляется к определённому слогу. В английском языке чаще ударение падает на первый слог, а во французском – на последний.

Учитель: Давайте мысленно переместимся в Англию. Прочитаем наши слова, делая ударение на первый слог. А теперь мы во Франции и читаем слова, чтобы ударение падало на последний слог.

– И вот мы прибываем на конечную станцию “ Угадайка”.

– Посмотрите на рисунок (На экране появляется рисунок с различными предметами).

– На какие предметы похожи данные изображения? Напишите эти слова, поставьте в них ударение.

5. Итог урока

Петрушка: Ребята, понравилось вам путешествовать с моим другом Волшебником? Я тоже очень доволен. Как интересно рассказал он вам о себе.

Теперь вы знаете, что такое ударение? Сможете правильно ставить его в словах? (Ответы детей)

Презентация