Использование информационных технологий в преподавании географии

Разделы: География


Задачу коренного качественного улучшения подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения. Педагогические технологии, используемые в настоящее время, немыслимы без широкого применения новых информационно-коммуникативных технологий, компьютерных в первую очередь.

Использование компьютерных технологий повышает положительную мотивацию учащихся к учению, активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и творческие способности ребёнка, формирует активную жизненную позицию в современном информатизированном обществе.

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и предоставления информации всё активнее входит в нашу жизнь. Этот процесс начался не так давно, однако темпы его распространения невероятно стремительны. Ещё год назад было мало тех учителей, которые имели компьютер в своём кабинете, а среди учителей географии таких вообще единицы. На сегодняшний день кабинеты географии базовых школ нашего региона практически все оснащены компьютером и мультимедийным проектором.

В современной жизни нас и наших учеников окружает огромное море информации с географическим содержанием – и с экранов телевизоров, и в различных печатных изданиях, а сколько её скрыто в компьютерных сетях. Поэтому не замечать её и не применять в полезных для учебного процесса целях просто нельзя. В связи с этим учителю географии необходимо владеть информацией о программных средствах для учебных целей, о том, у кого из учеников есть компьютер дома. Мы должны стремиться в полной мере использовать дидактические возможности информационно-коммуникативных средств, разрабатывать систему индивидуальных дидактических заданий.

Информационная технология обучения, основанная на применении современной передовой техники – компьютера, демонстрационных комплексов, позволяет по-новому решать многие педагогические задачи.

Наиболее распространённым методом применения компьютера в учебных целях является использование мультимедийных образовательных программ, позволяющих в сконцентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который ученик или группа подбирают сами в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями. Уроки с применением этих программ привлекают учащихся, создают положительный эмоциональный настрой к учёбе, при этом развивается гибкость и целостность мышления детей, осознанность мыслительной деятельности.

Уроки проводятся в самых разнообразных формах, что делает подачу учебного материала более интересной и запоминающейся. С помощью этих интерактивных средств можно демонстрировать различные явления природы, например, образование облаков, выпадение осадков; показать в движении путь, пройденный известным путешественником; компьютерные анимации позволяют наглядно и в динамике рассматривать многие географические объекты и явления. При совместном использовании компьютера и проектора, с помощью которого изображение демонстрируется на экране, обучение проводится с безусловным соблюдением санитарных норм использования компьютерной техники, поскольку отсутствует её вредное воздействие на учащихся (ученики смотрят не на экран монитора, а на проекционный стенной экран). Добавлю, что при этом повышается эффективность обучения, развивается наглядно-образное мышление детей.

Мультимедийные программы позволяют не только улучшить восприятие изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, они помогают организовать опрос в тестовой форме. Время выполнения задания не ограничено, поэтому задание подходит как для сильного ученика, так и для слабоуспевающего. Только сильный ученик, справившись с тестовым контролем, получает творческое задание или выполняет практическую работу, а слабоуспевающий ученик возвращается к началу. Возможности мультимедийных программ позволяют накладывать одно изображение на другое, тем самым устанавливать причинно-следственные связи. Например, рельефа и тектонического строения территории.

На базе школ созданы фонды мультимедийных программ, которые необходимо пополнять. Сегодня созданы учебные электронные мультимедиа издания по географии с 6-го класса по 10-й класс, библиотека электронных наглядных пособий по географии с 6-го класса по 10-й класс, мультимедийное пособие по сдаче ЕГЭ по географии. Существуют и мультимедийные коллекции рефератов.

Конечно, библиотека учебных электронных пособий учителя географии может содержать и другие издания: видеофрагменты изучаемых географических объектов (равнин и гор, материков и их частей, особенности природы материков, фрагменты научно-популярных фильмов ВВС, мультимедиа программа «Энциклопедия природы») и использоваться на уроках географии как демонстрационный материал. Но всё упирается в технические возможности школы, кабинета, учителя. Я считаю, в кабинете географии каждой школы должен быть демонстрационный комплекс, сочетающий аудиовизуальные и интерактивные средства обучения для иллюстрации учебного материала, повышения наглядности обучения.

Хотелось отметить и потенциал Интернета, как источника доступной информации для расширения возможностей обучения географии. Поиск информации по заданной теме в Интернете вызывает большой интерес у школьников. Такую возможность сейчас имеют не только те дети, которые имеют компьютер дома, но и благодаря школьному Интернету. Выполнив задание, ребята увлечённо рассказывают о результатах работы на уроке, чем вызывают множество вопросов и вовлекают в беседу остальных. В выигрыше оказываются и докладчик, и слушатели. Но как показывает опыт, имея возможность пользоваться Интернетом, многие учащиеся не знают, как и для чего применить информацию. В этом им помогают конкретные поисковые задания, которые разрабатываются учителем, указания адресов сайтов. Это позволяет не только находить нужную информацию, но и отбирать её, отбрасывать ненужное, анализировать полученные сведения, приводить в систему, а не бездумно «скачивать» из Интернета.

Особое место в освоении компьютерных технологий занимает создание и демонстрация компьютерных презентаций – формы, наглядно представляющей иллюстративный материал, По сути, презентация – это набор анимационных слайдов, объединённых каким-либо сюжетом или темой. Слайд может содержать различную информацию: текст, фотографии, рисунки, графики, карты, схемы. Объекты одного слайда появляются в той последовательности, в которой они дополняют, определяют друг друга. При необходимости можно вернуться к тому или иному блоку, заострить внимание на последовательности появления объектов, объясняющих их причинно-следственные связи. Большую помощь в создании презентаций оказывает Библиотека электронных наглядных пособий по географии 6 - 10 класс.

Конечно же, говоря компьютерных технологиях на уроках географии, нельзя обойти вниманием изучение экономической географии, которая невозможна без использования статистических материалов, графиков, диаграмм. Для выполнения этой работы есть отдельная компьютерная программа MS Excel. Это стандартная программа, по сути, табличный редактор, который помогает обрабатывать трудную для усвоения статистическую информацию и обращать её в диаграммы, графики. Эта работа очень важна при выполнении практических работ. Использование качественного фона происходит автоматически, сокращается время выполнения практических работ, остаётся резерв для более глубокого изучения темы и проблем, связанных с ней.

Компьютер позволяет учителю облегчить и упорядочить процесс подготовки к уроку – быстро и эффективно подготовить раздаточный материал, качественно оформить тематические и поурочные планы, создать банк методических разработок и заданий по географии, выработать умение разрабатывать мультимедийные презентации уроков, обобщать опыт и вести активную внеурочную деятельность.

Надо отметить совместимость современных компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения, ведь работа на ПК может быть только фрагментом урока, оптимально сочетающимся с традиционной или игровой формой урока, дополняющим или закрепляющим его итоги. Необходимо разумно соблюдать своего рода баланс между традиционными и компьютерными технологиями.

Я считаю, что в современных условиях каждый учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс в преподавании географии, так как это продиктовано самой жизнью.