Информационные технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • образовательная: рассмотреть социально-экономическое и политическое развитие Великобритании во второй половине XIX - начале ХХ веков;
  • развивающие: дальнейшее развитие умения переносить знания в новые ситуации; решать познавательные задания, аргументировать свою точку зрения, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные умения в выступлениях;
  • воспитательные: сформировать уважительное отношение к другим государствам и нациям.

План урока:

  1. Королева Виктория.
  2. «Эпоха реформ» в Англии.
  3. Особенности экономического развития Великобритании во второй половине XIX века.
  4. Создание партии Лейбористов.
  5. Реформы во имя «классового мира».
  6. Складывание Британской колониальной империи.
  7. Ирландский вопрос.

Форма урока: комбинированный урок, выполненный в форме презентации в Power Point.

Применяемые методы обучения: поисковый метод.

Приёмы деятельности учителя: аналитическое описание, образное повествование, сюжетный повествовательный рассказ, беседа.

Основные понятия и термины: доминион, гомруль, джингоизм, лейбористы, бойкот

Ход урока

1. Организационный момент.

Знакомство учащихся с целью и задачами урока.

2. Новая тема.

I. Королева Виктория.

Звучит гимн Великобритании «Боже, храни Королеву»

Под этот гимн началось правление королевы Виктории (1837 -1901 гг.)

Проект «Почему англичане так любят правление королевы Виктории?»

Промежуточные выводы: Личность королевы Виктории наложила отпечаток на историю Англии.

II. «Эпоха реформ» в Англии.

Учитель: Существует поговорка «Английские короли царствуют, но не правят». Реальная власть в Англии принадлежала парламенту.

Вопросы классу:

  1. Из каких палат состоял английский парламент?
    Ответ: Палата Лордов, Палата Общин.
  2. Как создавалась Палата Лордов?
    Ответ: В Палату Лордов входили наиболее знатные люди королевства, назначаемые королем.
  3. Как создавалась Палата Общин?
    Ответ: Палата Общин создавалась путем выборов. В выборах могли участвовать только мужчины. Действовал имущественный и возрастной ценз.

В 60-е годы XIX века партии тори и вигов стали называться консервативной и либеральной. В 10-х годах они представляли два противостоящих политических лагеря.

Вопросы классу:

  1. Каковы характерные черты консерватизма и либерализма как политических течений?
    Ответ: Для консерватизма свойственны приверженность традициям, идеализация старых порядков. Либералы отстаивали демократические реформы, свободу слова, печати.
  2. В каких реформах нуждалось английское общество в середине XIX века?
    Ответ: Общество нуждалось в избирательной и социальных реформах.

Работа с документом «О «двух нациях» в Англии» (стр.166 -167)

Вопрос классу:

О какой проблеме говорит автор документа?

Ответ: Автор документа говорит о большом разрыве между богатыми и беднейшими слоями населения Англии.

Таким образом, английское общество нуждалось в социальных реформах и проведении избирательной реформы.

Перед партиями стояла задача - объединить народ в одну нацию. В сложившейся ситуации было очевидно, что партия, которая проведет эти реформы, получит большинство голосов новых избирателей. Между партиями разворачивается борьба.

Ради голосов избирателей даже консерваторы отходят от своих взглядов.

Работа с таблицей «Реформы в Англии во второй половине XIX века».

Учащиеся самостоятельно, пользуясь учебником, заполняют таблицу.

Дата

Консерваторы

Либералы

 

 

 

Проверка таблицы. (Приложение 5)

Учитель подчеркивает, реформы и консерваторов, и либералов помогли частично решить насущные проблемы общества.

Промежуточные выводы: Реформы способствовали развитию в Англии гражданского общества и правового государства.

III. Особенности экономического развития Великобритании во второй половине XIX века.

В 1830-1840-е годы завершается промышленная революция. К середине XIX века – Англия превратилась в:

  • «мастерскую мира»
  • «мирового извозчика»
  • «мирового банкира».

До начала 1870-х годов по уровню развития промышленного производства Англия уверенно занимала 1-е место в мире.

Мировое промышленное производство (в %).

Страна

1830 г.

1860 г.

1880 г.

1900 г.

Великобритания

9,5

19,9

22,9

18,5

Немецкие земли / Германия

3,5

4,9

8,5

13,2

Франция

5,2

7,9

7,8

6,8

США

2,4

7,2

14,7

23,6

Вопрос классу:

В чем причины замедления темпов развития промышленности?
(Работа с учебником - стр. 158)

Учащиеся указывают причины:

  • устаревшая техника;
  • вывоз капитала в колонии;
  • конкуренция с молодыми промышленными государствами (Германия, США)

Учитель: Положение Англии осложнил затяжной экономический кризис, который продолжался вплоть до 1893 г., обнаружив главную слабость экономики страны – ее зависимость от внешних рынков. Доля Англии в мировом промышленном производстве к 1913 г. составляла 14 %.

Промежуточные выводы: Таким образом, дни британского индустриального господства миновали.

IV. Создание партии лейбористов.

Учитель: Быстрое развитие машинного производства приводило к росту городов, ускорению процесса формирования средних слоев. Сельская Англия превратилась в страну городов.

Экономические трудности – кризисы 70-90-х годов и утрата монополии на производство промышленных товаров привели к снижению уровня жизни неквалифицированных фабричных рабочих. Тогда они, наравне с квалифицированными рабочими, стали создавать собственные тред-юнионы (вспомнить: что такое «тред-юнион»?) и самостоятельно организовывать стачки. В ответ на это предприниматели организовали «Парламентский совет предпринимателей» и после каждой стачки принуждали тред-юнионы выплачивать возмещение всех нанесенных убытков в ходе стачки. Суды принимали сторону предпринимателей.

Вопрос классу:

Как рабочие могли отстаивать свои права в такой ситуации?

Ответ: Они могли отстаивать свои права легальными политическими методами, но для этого было необходимо создать партию.

Учитель: В 1900 г. был создан “Комитет рабочего представительства”. Он должен был бороться за представительство в парламенте кандидатов от рабочих. В 1906 г. он был преобразован в Рабочую партию, которая также называлась Лейбористской. Во главе партии встали Кейр Гарди и Джеймс Рамсей Макдональд.

Работа с документом «из предвыборного обращения лейбористов 1905 г.» (стр. 167)

Вопросы классу:

  1. О каких проблемах говорится в документе?
  2. Какие цели ставила партия лейбористов перед выборами в парламент в 1905 году?

Промежуточные выводы: Таким образом, в парламенте Великобритании были представлены три партии, которые отражали интересы всех слоев британского общества.

V. Реформы во имя «классового мира».

Работа с таблицей.

Партийный состав депутатов парламента

Партии

1900 г.

1906 г.

1910 г.

Консерваторы

402

158

273

Либералы

184

401

270

Лейбористы

2

29

42

Вопросы классу:

  1. Сколько голосов получила партия лейбористов на выборах в парламент в 1906 году?
    Ответ: 29 голосов.
  2. Какая партия победила на выборах в парламент в 1906 году?
    Ответ: Победили либералы.

Учитель: На парламентских выборах 1906 года победу одержала партия либералов, которая поставила перед собой цель провести реформы во имя «классового мира».

Автором многих реформ стал Дэвид Ллойд Джордж.

Реформы:

  1. Закон, согласно которому промышленник не имел больше права претендовать на компенсации за убытки, понесенные во время стачек.
  2. Законы, которые предписывали выплачивать за счет предпринимателя пособия при несчастных случаях, а также пенсии старикам, достигшим 70 лет.
  3.  В 1911 г. было законодательно установлено страхование по болезни, инвалидности и безработице.
  4. Реформа парламентской системы. Теперь право «veto» палаты лордов стало ограниченным. Если законопроект проходил через Палату общин три раза, то он автоматически становился государственным законом Англии.

Промежуточный вывод: Таким образом, в Англии завершилась «эпоха реформ», которые носили большей частью политический и социальный характер.

VI. Британская колониальная империя.

Ответ на вызов соперников Великобритания нашла в резком усилении территориальной экспансии: приобрел популярность лозунг «торговля следует за флотом», лишь прочное обладание территорией создает устойчивый рынок.

Вопрос классу:

Какие колонии были у Великобритании?

Ответ: Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и многие другие.

Проект «Британия и ее колонии».

Работа с терминами:

ДОМИНИОН (англ. dominion, от лат. dominium — владение) — фактически независимое государство в составе Британской империи, признающее главой государства британского монарха.

Работа с картой.

Показать доминионы Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз) на карте.

ДЖИНГОИЗМ - (от jingo - джинго, кличка англ. шовинистов) – крайний английский шовинизм.

Содружество, или Содружество наций (англ. The Commonwealth, или англ. The Commonwealth of Nations; до 1946г. Британское Содружество нацийангл. The British Commonwealth of Nations) — добровольное межгосударственное объединение независимых суверенных государств, в которое входят Великобритания и почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

В настоящее время в Содружество входит 53 государства.

Промежуточный вывод: Во второй половине XIX века сложилась Британская колониальная империя, которая стала одним из крупнейших государств мира.

VII. Ирландский вопрос.

Учитель: В конце XIX века правительство столкнулось с серьезным вопросом, связанным с положением Ирландии, которая по-прежнему находилась практически в положении колонии.

Задачи:

  1. Земельная реформа
  2. Получение гомруля (от англ. home rule – самоуправление)

Работа с терминами:

БОЙКОТ

  • форма политической и экономической борьбы, предполагает полное или частичное прекращение отношений с отдельным лицом, организацией, предприятием, например отказ наниматься на работу, покупать продукцию данного предприятия.
  • прекращение отношений с кем-либо в знак протеста против чего-либо.

Учитель: Борьбу за права Ирландии в парламенте вел депутат Чарльз Стюарт Парнелл.

Билль о гомруле трижды выдвигался либералами (1886, 1893, 1912 гг.) в парламенте, однако все три раза билль проваливался.

В 1914 г. закон о гомруле для Ирландии после третьего одобрения Палатой общин был проведен в жизнь, хотя Палата лордов так и не поддержала этот законопроект.

Промежуточные выводы: Таким образом, Ирландия была одна из первых британских колоний, которая добилась самоуправления.

ВЫВОДЫ:

  1. В конце XIX века Англия начинает отставать в промышленном развитии.
  2. Проведенные политические реформы способствовали развитию в Англии гражданского общества и правового государства.
  3. Проведенные социальные реформы способствовали стабилизации общества.
  4. Сложилась Британская колониальная империя, которая стала одним из самых крупнейших государств мира.

3. Закрепление:

    •  Работа с кроссвордом «Создание Британской империи».

4. Домашнее задание

Параграф 17, выписать определения терминов.

Вопрос: «Как повлияло складывание Британской колониальной империи на жизнь и быт англичан?»

Источники информации:

  • Новая история, 1800-1918: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. / Под ред. А. Я. Юдовской. –М.: Просвещение, 2001.
  • Карты: «Британская империя в начале ХХ века»
    «Государства Содружества наций»
  • Электронный учебник «Всеобщая история 8 Кл.»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4