Управленческий аспект в организации образовательной среды ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Построение образовательной среды выдвигает на передний план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов и детей, который требует принципиально новой организации деятельности дошкольного образовательного учреждения. Очевидно, что она становится эффективной в случае, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, а так же учитывает индивидуальные различия детей.

Понимая и принимая данные выводы, мы (администрация МДОУ «Детский сад №32 общеразвивающего вида» города Алапаевска) попытались создать условия для развития образовательной среды в нашем ДОУ. При этом мы исходили из того, что педагогический процесс должен базироваться одновременно на двух основаниях: планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания программы (стратегии педагогического процесса) и педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание, формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком (тактика педагогического процесса). Сочетание этих подходов невозможно при преобладании фронтальных занятий и потребовало организации работы с детьми по подгруппам и индивидуально. Все это привело к пересмотру существующих в нашем учреждении приемов взаимодействия детей и взрослых в педагогическом процессе и введение новых.

  1. Два воспитателя – специалиста, специалист, младший воспитатель работают одновременно с двумя группами детей. (Приложение 1)
  2. Воспитатель и воспитатель – специалист работают одновременно с двумя подгруппами детей. (Приложение 2)
  3. Два воспитателя и специалист работают одновременно с тремя подгруппами детей. (Приложение 3)
  4. Два воспитателя, младший воспитатель осуществляют контакт одновременно с двумя подгруппами детей. (Приложение 4)

Для сложной и многоплановой организации взаимодействия детей и взрослых потребовались принципиально новые механизмы координации деятельности работников ДОУ. Это удалось нам за счет введения гибкого графика работы, составленного с учетом производительности и эффективности труда педагогов, специалистов и обслуживающего персонала. Гибкий график составляется отдельно для каждой возрастной группы. Так, например, во 2-ой группе раннего возраста вторая смена начинается раньше за счет сокращения времени работы в первую смену. Это делается для того, чтобы основные режимные моменты (подгрупповые и индивидуальные занятия, постепенный выход на прогулку, сама прогулка, возвращение с неё, обед) проходили при взаимодействии двух воспитателей и младшего воспитателя.

Составление гибкого графика работы проводится нами не только с опорой на возраст детей, но и с учетом времени, которое используется для привлечения воспитателей в качестве специалистов (по ИЗО. ФИЗО. ознакомлению с окружающим миром, по курсу «Наше прошлое») в рамках обычной 36-часовой рабочей недели. Воспитатели – специалисты были выделены нами для повышения качества образовательного процесса, развития социальной и речевой компетенции воспитанников, с учетом возможностей и предпочтений педагогов. Так, для 1 младшей, 2 младшей и средней групп были разработаны стабильные графики, по которым педагоги работают в течение всего года. Вторые воспитатели три дня в неделю (понедельник, вторник, четверг) с 9 до 10 часов работают не на своих группах, а как специалисты с детьми других групп.

 

 

1 младшая группа

 

2 младшая группа

 

средняя группа

1 восп.

2 восп.
спец. окр. миру

1 восп.
спец. по Нашему прошл.

2 восп.
спец. по ФИЗО

1 восп.

2 восп.
спец. по ИЗО

Пн

10-18

7-13

9-10 во 2-ой мл.группе

12-18

7-13

9-10 в сред. гр.

10-18

7-13

9-10 в 1 мл. гр.

Вт

10-18

7-13

9-10 в средней гр.

9-18

9-11 в ст. гр.

7-13

9-10 в 1 мл. гр.

10-18

7-13

9-10 во 2 мл. гр.

Ср

7-13

10-18

7-13

10-18

7-13

10-18

Чт

10-18

7-15

9-10 в 1-ой мл.группе

9-18

9-11 в подг.гр.

7-15

9-10 во 2 мл. гр.

10-18

7-13

9-10 в сред. гр

Пт

7-13

10-18

7-13

10-18

7-13

10-18

 

36 час.

36 час.

36 час.

36 час.

36 час.

36 час.

В результате организации работы по гибкому графику повысилась эффективность воспитательно – образовательного процесса на основе индивидуального, дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Организационно-управленческие основы индивидуального подхода к ребенку в ДОУ состоит в следующем:

  • Сочетание стратегического планирования реализации образовательной программы и тактических приемов гибкого отбора содержания, форм, средств и методов в каждой конкретной ситуации взаимодействия педагога с ребенком.
  • Доминирование подгрупповых форм взаимодействия педагога с детьми.
  • Использование новых механизмов координации деятельности работников ДОУ на основе разнообразных приемов взаимодействия с детьми, гибкого графика работы сотрудников в тесной взаимосвязи с определением их функциональных обязанностей.
  • Создание образовательной среды в ДОУ, обеспечивающей поддержку индивидуальных интересов и склонностей каждого ребенка.