Русский язык. 2-й класс. "Настоящее время глагола"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: Настоящее время глагола.

Цели: Познакомить с глаголами настоящего времени.

Задачи:

  1. Научить находить глаголы в тексте.
  2. Обогащать словарный запас.
  3. Развивать:
  • познавательные умения – сравнивать, обобщать,
  • коммуникативные умения – работать в парах.
  1. Побудить детей к творчеству, вызвать желание выискивать материал за страницами учебника.

Методы обучения:

  1. Частично-поисковый (эвристическая беседа, игра-путешествие).
  2. Метод проблемного изложения (создание проблемной ситуации и ее разрешение).
  3. Объяснительно-иллюстративный (объяснение с использованием презентации).
  4. Практический метод.

Средства обучения:

  1. Т.Г. Рамзаева учебник «Русский язык» 2 класс.
  2. Н.М. Неусыпова «Толковый словарь».
  3. «Волшебные тетрадочки» (тетради имеют форму автомобиля - для мальчика, матрешки - для девочки, изготовленные старшими детьми).
  4. мультимедиа система.

Ожидаемый результат:

  1. Учащиеся научились находить глаголы настоящего времени.
  2. Развитие умений сравнивать и обобщать, работать в парах.
  3. Усвоение детьми поставленной цели через творческие задания.

Ход урока

Урок сопровождается презентацией. (Приложение 1)

Ι. Организационный момент

Добрый день!

Встаньте, пожалуйста. Настройтесь на работу.

II. Физкульт. минутка

Покачайтесь, покружитесь,
Подтянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте,
Поморгайте, поморгайте.
Встаньте на носок, на пятку.
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

Что мы сейчас выполнили ? (Действия)

А в русском языке действия обозначают… (Глаголы)

Значит тема урока «Глагол».

<слайд № 1>

Какие задачи ставим на урок русского языка?

Итак, откройте тетради, запишите число.

ΙΙΙ. Минутка чистописания

Ребята, к нам на урок пришел гость, а зовут его «МУДРЕЦ».

<слайд № 2>

А кто такой «Мудрец»?

Откройте толковый словарь, найдите значение слова и прочитайте.

И вот первое задание «Мудреца».

У КОГО ХВОСТ ДЛИННЕЕ?

<слайд № 3>

Нужно написать следующее соединение букв.

Как получить длинный хвост? Какова закономерность?

Словесная оценка.

Поставьте точки карандашом под самыми красивыми буквами. Посчитайте, сколько их получилось?

Я вместе с «Мудрецом» благодарю вас за самый красивый длинный хвост.

Эти соединения букв будут на уроке дежурными.

ΙV. Изучение нового материала

Так как «Мудрец» очень много знает, он поможет узнать новое о глаголе.

А) Сначала расскажите все, что вы знаете о глаголе.

Б) На экране ФИГУРА СТРАННОГО ЧЕЛОВЕКА.

<слайд № 4>

Это что за странный человек? «Мудрец назвал его дядюшка Глагол.

Оказывается, дядюшка Глагол делает так много дел сразу, что кажется, будто у него несколько рук и ног.

НАЗОВИТЕ ЭТИ ГЛАГОЛЫ.

Сравните, что общее у этих глаголов? (Действие происходит сейчас)

Говорят – это глаголы НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИи отвечают на вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ ?»

В) И вот новое задание. КОРОТКО, НО ЯСНО

<слайд № 5>

Из данных слов подберите рифму. А что это такое?

Листает, играет, читает, отбивает, танцует, бегает, рисует, покупает.

<слайд № 6>

V. Закрепление изученного

 А) «Мудрец» предлагает отдохнуть. Встаньте. Если это глагол настоящего времени - хлопайте в ладоши, если другой глагол – присядьте.

Гуляет, играл, думает, рисует, поет, съест, открывает, думал, пишет.

Б) Новая мудрость.

УМ ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ.

<слайд № 7>

Как понимаете?

Работа в парах.

Возьмите листочки. (Приложение 2)

Прочитайте. Найдите рифму, выписав опорные слова.

Прочитайте, что получилось?

Назовите глаголы настоящего времени. (Трещит, ложится)

О чем говорится в этом четверостишии?

В) Мудрец благодарит вас за работу и дарит

[КАРТИНА ЗИМЫ]

<слайд № 8>

Составьте рассказ из 3-х предложений, используя глаголы настоящего времени.

Г) И снова интересная мысль нашего гостя. МУДРЕНО–СОТВОРЕНО.

<слайд № 9>

Запишите в тетради предложение: Затопим печь, пироги печь.

<слайд № 10>

Самопроверка.

Кто допустил ошибку?
В каком слове?
Почему? Исправьте ошибку.
Подчеркните глаголы?
Как нашли?

Измените глагол так, чтобы стало настоящее время.
А не увидели ли вы интересных слов?
Что они обозначают?
Какая это часть речи?
Почему не смогли найти второй глагол?

В русском языке слова, которые звучат одинаково, а лексическое значение разное - ОМОНИМЫ.

Д) Следующий этап работы мудрец назвал «НА ЗАГАДКУ ДАЙ ОТГАДКУ»

<слайд № 11>

Открыли учебник стр. 25, упр. 48. Читаем загадки, отгадываем.

Из 1 и 2 загадок выпишите глаголы настоящего времени.

КАК БУДЕТЕ НАХОДИТЬ?

(Живет, лежит, побежит, умрет, растет.)

Оцените работу «5» - 5 глаголов, «4» - 4 глагола.

VΙ. Подведение итогов

Подходит к концу путешествие с «Мудрецом». Расскажите, что новое узнали о глаголе.

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. ЧТО ДЕЛАЕТ?

А если предметов много ЧТО ДЕЛАЮТ?

<слайд № 12>

Давайте посмотрим, как выполнили задачи урока?

Я вместе с «Мудрецом» благодарю вас за работу. Мы дарим вам волшебные тетрадочки. Здесь имеется все главное о глаголе, а вы сможете продолжить этот справочник.

VΙΙ. Домашнее задание на выбор

- Упражнение 49, стр. 25.
- Записать 8 глаголов.
- Сочинить стихотворение, используя рифму.

VΙΙΙ. Рефлексия

А с гостями необходимо попрощаться.

Голубая ладошка – было интересно, научился находить глаголы.
Расскажу дома.
Зеленая - научился находить глаголы, но необходима помощь учебника.
Желтая – понял, что такое глаголы настоящего времени, необходима помощь учителя.

Мы благодарим «Мудреца» и прощаемся с ним, помашем ладошкой.