Занятие факультатива "Домоводство" по теме "Оформление праздничного стола салфетками"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цель занятия: формирование практических навыков ведения домашнего хозяйства.

Задачи.

  • Обучение школьниц оформлению праздничного стола салфетками, сложенными в технике “оригами”
  • Воспитание желания заниматься домашним трудом, создавать красоту своими руками.
  • Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении, мелкой моторики рук, основных операций мышления.

Оборудование: скатерти, подсвечники со свечами, салфетки (бумажные и полотняные), столовая посуда и приборы, листы бумаги, модели салфеток, выполненные в технике “оригами”, стенд с образцами ткани, магнитофон, 3 конверта разного цвета, таблички со словами “Оформление праздничного стола салфетками”, карточки с планом описания салфетки..

Ход занятия

I. Подготовительная часть

1.Организационный момент.

Учитель. Девочки, через несколько лет вы окончите школу. Кто-то сразу пойдет работать, кто-то продолжит обучение в профессиональном училище. Вы станете поварами, овощеводами, швеями. Помимо основной профессии все вы будете вести домашнее хозяйство. Хозяйка должна многое знать, уметь, быть внимательной, находчивой.

2.Повторение ранее изученного материала.

Сейчас вам предстоит выполнить задания, которые помогут развить эти качества.

Задание 1

Выберите из предложенных вариантов правильные ответы на вопросы.

Вопрос 1: “Что означает словосочетание “домашний уют”:

а) это мир и покой.

б) это чистота обжитого дома.

в) это ласковые женские руки.

г) это добрые отношения между теми, кто живет под одной крышей.

д) это простор, свет, воздух, удобство.

Вопрос 2: “Что нужно хозяйке, чтобы создать уютный красивый дом”:

а) специальные навыки,

б) желание,

в) большие суммы денег,

г) любовь к членам семьи.

Вопрос 3: Что придает жилищу особый, неповторимый вид?

а) вещи, сделанные своими руками.

б) вещи, купленные в магазине.

Вопрос 4: “Что объединяет следующие вещи? Для чего они все используются?

Панно, диванные подушки, занавески, цветы, скатерти, салфетки и т.д.

( Все эти вещи украшают дом, создают уют).

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о создании домашнего уюта. Расставьте таблички, расположенные на доске по порядку и узнайте тему нашего занятия (из табличек составляется предложение “Оформление праздничного стола салфетками”) салфетками ” На предыдущих факультативных занятиях вы узнали, как сервировать праздничный стол. Сегодня я научу вас оформлять стол салфетками.

II Основная часть.

1.Актуализация опорных знаний.

Учитель. Перед вами на столе лежат салфетки, сделанные из ткани. Опишите их (цвет, форма, размер, варианты обработки срезов, украшения).

Варианты ответов учащихся:

  • Передо мной салфетки большая и маленькая. Они квадратные, разных цветов.
  • Салфетки чистые, накрахмаленные, отутюженные.
  • Салфетка обработана швом “вподгибку” с закрытым срезом, а другая обвязана крючком.
  • Край салфетки украшен вышивкой и мережкой.

Учитель. Подойдите к стенду и выберете ткань для салфеток. Объясните свой выбор.(Учащиеся выбирают ткань)

Какие же ткани для пошива салфеток вы выбрали?

Варианты ответов учащихся:

  • Я выбрала для пошива салфетки хлопчатобумажные ткани: сатин, бязь.
  • Я выбрала лен, ситец.

Учитель. Почему эти ткани подходят для пошива салфеток?

Учащаяся. Эти ткани хорошо впитывают влагу, стираются, гладятся.

Учитель. Как вы определили, что это хлопчатобумажные и льняные ткани?

Учащаяся. Я пощупала ткань, а она мнется, синтетические ткани не мнутся.

Учитель. Как у вас дома складываются салфетки, украшая праздничный стол?

Учащаяся. Салфетки складывают вчетверо или треугольником.

2. Изложение нового материала.

Учитель. Существует много способов складывания салфеток. На демонстрационном столе вы видите 4 варианта складывания салфеток, условно назовем их “Пика”, “Голубь”, “Лодочка” и “Лилия”. Для работы потребуются квадратные листы бумаги и накрахмаленные полотняные салфетки. Сначала мы потренируемся на листах бумаги, затем будем использовать салфетки, сделанные из ткани (учитель показывает на образце порядок работы, затем помогает выполнить задание учащимся).

1. Пика.

Порядок работы. Сложите салфетку из бумаги вчетверо, так чтобы свободные концы оказались внизу. Загладьте пальцами боковой сгиб, раскройте салфетку, сложите салфетку так, чтобы получился треугольник, загладьте боковые стороны и поставьте треугольник на основание. То же самое проделайте с тканевой салфеткой.

2. Голубь.

Порядок работы. Из нового листа бумаги делаем “Пику”, складываем крылья “Голубя” 2 раза и одеваем кольцо. То же самое проделайте с тканевой салфеткой.

3. Лодочка.

Порядок работы Лодочка складывается на основании “Пики”, “Голубя”. Крылья “Голубя” подворачиваем вниз, разворачиваем и ставим на основание. Получаем “Лодочку”. То же самое проделайте с тканевой салфеткой.

4. Лилия (лучше сразу складывать из ткани).

Порядок работы . Все углы салфетки складываем к центру, переворачиваем салфетку на другую сторону, держа углы салфетки пальцами левой руки, и снова все углы собираем к центру салфетки. Разравниваем. “Лилия” готова.

3. Закрепление.

Учитель. А теперь проведем конкурс: “Умелые ручки”, в котором примут участие 3 команды: команда под № 1, команда под № 2, команда под № 3 (идет разделение учащихся на команды, выбор капитанов). Послушайте внимательно магнитофонную запись и узнайте, в каком конверте находится задание для вашей команды.

Магнитофонная запись.

Задание для команды № 1 находится в голубом конверте.

Задание для команды №№2 находится в красном конверте.

Задание для команды № 3 находится в желтом конверте.

Учитель предлагает капитанам выбрать конверт соответствующего цвета.

Учитель. Откройте конверты, прочтите задание.

Задание для команды № 1 .

  1. Отгадайте загадку. Едет воз без колес, не пылит, не громыхает, следа не оставляет (Лодочка)
  2. Оформите стол салфетками (способ складывания салфеток подскажет вам отгадка).
  3. Придумайте название своей композиции.

Задание для команды № 2 .

  1. Отгадайте загадку. Летит птица крылата, без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьет (Пика).
  2. Оформите стол салфетками (способ складывания салфеток подскажет вам отгадка).
  3. Придумайте название своей композиции.

Задание для команды № 3 .

  1. Отгадайте загадку. Белый, белый цветок, словно лебедь по речке плывет (Лилия).
  2. Оформите стол салфетками (способ складывания салфеток подскажет вам отгадка).
  3. Придумайте название своей композиции.

Учитель. Приступайте к складыванию салфеток и оформлению ими столов.

Команды выполняют предложенные задания.

Учитель. Капитаны, представьте работу своей команды:

Капитан команды № 1: Мы украсили праздничный стол салфетками под названием “Лодочка”. Золотистый и желтый цвета скатерти напоминают об осени, поэтому мы назвали свою композицию “Золотая осень”

Капитан команды № 2: Мы украсили праздничный стол салфетками под названием “Пика”. На нем синяя скатерть, подсвечники, поэтому мы назвали свою композицию “Вечер”.

Капитан команды № 3: Мы украсили праздничный стол салфетками под названием “Лилия”. Зеленая скатерть напоминает траву, а белые салфетки - лилии, поэтому мы назвали свою композицию “Полянка”.

Учитель. Молодцы, девочки! Все 3 команды отлично справились с заданием и поэтому награждаются медалями конкурса “Умелые ручки” (Вручение медалей).

III Заключительная часть.

    1. Подведение итогов занятия.
  • Учитель. Чему вы научились на сегодняшнем занятии? (Оформлять праздничный стол салфетками).
  • Какой из способов складывания салфеток вам больше всего понравился? Почему?
  • Где вы можете применить полученные знания?

На следующем занятии нашего факультатива вы узнаете о том, как можно украсить свой дом комнатными растениями. Мы отправимся на экскурсию в цветочно-декоративный центр “Розалий”.

Итак, до следующей встречи.