Урок русского языка во 2-м классе по УМК Н.В. Виноградовой

Разделы: Начальная школа


Цель урока: закрепить знания детей о синонимах и антонимах, изученных в разделе “Лексика”, развивать речь детей, дать представление об экологическом равновесии в природе (операция “Первоцвет”), воспитывать наблюдательность, бережное отношение к природе, создать условия для сбережения здоровья детей на уроке, эстетического воспитания учащихся.

Оборудование: карточки с дифференцированными заданиями, экологическая газета “Первоцвет”, созданная детьми вместе с родителями.

Ход урока

1.Организационный момент

Психологический настрой детей на урок.

Учитель:

-Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

2. Введение в тему урока

Учитель:

-Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

(Правильно, ребята, весной.)

- Какой весенний месяц идёт сейчас? (март)

Послушайте слова о марте Н.Сладкова:

“Голубой месяц март. Голубое небо, голубые снега, голубая даль. Первые голубые лужи и последние сосульки. А на горизонте - синяя полоска далёкого леса. Весь мир голубой”.

Далее ученик читает стихотворение М.Мревишвили “Март”.

2.Сообщение темы урока

Учитель:

-Сегодня на нашем уроке мы продолжим работать по разделу “Лексика”, повторим синонимы, антонимы, научимся их находить в тексте и придумывать самостоятельно. Вспомним, какую работу они выполняют в речи.

3.Чистописание

- Сегодня повторим написание заглавной В и строчной в.

Вв Вв ве вл

Приди, весна красная!

-Не забываем соблюдать правильную посадку при письме. Обратите внимание на плакат “Правильно сиди при письме”. Следи за правильным положением своей тетради при письме. Тетрадь лежит с наклоном.

4.Основная часть урока

1.Словарная работа

-Что изучает наука “Лексика”?

По описанию лексического значения слова угадай слово и запиши в тетрадь:

Подберёзовик, снежный, школьник, ласточка.

-Какое слово можно назвать “лишним”? Почему? (Слово “снежный”, т.к. это прилагательное).

2.Игра “Собери слово” (Ученики работают по карточкам, лежащим на столах).

В первом слове выделите приставку.

Во втором слове выделите корень слова.

В третьем - суффикс.

В четвёртом - окончание.

-Какое слово у вас получилось? (Подснежники).

Устно подберите родственные слова к слову “подснежники”.

3.Ученица рассказывает легенду о подснежнике, читает стихотворение поэта Иванова об этом цветке:

Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!

Учитель:

-Составьте из “рассыпанных слов” предложение:

на, подснежники, пригорках, расцвели, нежные

(Ученики зачитывают свои варианты составленных предложений).

4.Работа со словами - синонимами.

-Прочитайте стихотворение Е.Аксельрода и найдите в нём слова, близкие по смыслу.

Солнце старалось пожарче гореть,
Чтобы озябшую землю согреть.
Солнце старалось поярче пылать,
Света побольше на землю послать.

(Гореть - пылать. Это синонимы.)

Физкультминутка “Цветы” (пальчиковая гимнастика)

Наши нежные цветы
Раскрывают лепестки.
Раз цветок, два цветок
Раскрывают лепесток.

(Затем по тренажёру профессора Ф.И. Базарного проводится упражнение для глаз)

5) Работа в группах

Найди “друзей”. Соедини слова стрелками (слова - синонимы).

1.алфавит

аккуратный

2.огонь

алый

3. шалун

скакать

4.чистый

азбука

5.прыгать

пламя

6.бросать

озорник

7.красный

кидать

6) Работа со словами - антонимами.

а) Дополните пословицу:

Осенью дни ненастные, а весной -…

Найдите слова, противоположные по смыслу (Ненастные - ясные). Как называются слова, противоположные по смыслу?

б) Прочитай и дополни пословицы антонимами.

Ученье - свет, а неученье -…

Платье лучше новое, а друг лучше -…

В умной беседе ума наберёшься, а в … свой потеряешь.

в) Игра “Скажи наоборот”

(Ученик - ведущий читает стихотворение, а детям надо “досказать словечко”).

И вот пришёл теперь черёд сыграть в игру “наоборот”.

Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ….
Скажу я слово далеко.
А ты ответишь …
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь …
Скажу, что слово потерял,
И скажешь ты: …
Скажу я слово трус,
Ответишь ты …
Теперь начало я скажу.
Ну, отвечай - …!

г) Учитель:

- Рассмотрите нашу весеннюю газету. Она посвящена первоцветам. Экологическая тревога! Многие люди несут из леса огромные букеты первых подснежников. Скоро в лесу станет совсем пусто и неуютно. Какие вы знаете первые весенние цветы Белгородского края? Почему многие из них занесены в Красную книгу?

(Дети называют первые весенние цветы родного края: пролески, медуница, гусиный лук, мать - и - мачеха, хохлатка, ветреница дубравная. Учитель показывает рисунки цветов.)

У каждого из вас на парте лежит текст “Первые цветы”. Прочитайте его, посоветуйтесь в парах: какая главная мысль этого текста. Подумайте, как иначе можно назвать текст.

-Как нужно относиться к первым весенним цветам? (Нужно сохранять и беречь их, чтобы они радовали нас своей красотой).

-Какие слова - синонимы встретились в рассказе? (Тёплые - горячие, большие - огромные, прекрасные - красивые, охранять - беречь).

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

-Вот и подошёл к концу наш урок русского языка. Весь урок наш проходил под знаком весны, весеннего настроения. (Рассмотрите выставку рисунков ребят нашего класса, посвящённую весне, первым цветам.) Сколько нового мы узнали о весенней природе, первых цветах Белгородчины, а главное - повторили синонимы и антонимы, которые помогают сделать нашу речь более красочной и выразительной.

-Какие слова мы называем синонимами? А какие - антонимами?

Найдите в предложении синонимы:

На лугу расцвели первые жёлтые, золотистые, лимонные, оранжевые от солнца одуванчики.

А теперь вставьте антонимы в пословицу:

…кормит, а …портит.

(Труд кормит, а лень портит).

Выставление оценок за урок с комментированием учителя.

- Оцени своё настроение на уроке:

Дети прикрепляют на доску разноцветные цветы из бумаги, символизирующие настроение по цвету. Красные цветы - радость и активность, жёлтые - покой, синие - печаль, чёрные - недовольство.

6.Домашнее задание (дифференцированное).

а) Придумай 5 пар слов - синонимов.

б)*Опиши любимый весенний цветок, используя слова - синонимы и антонимы.