Урок введения нового знания по теме "Правописание разделительного мягкого знака"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить с правилом употребления разделительного мягкого знака; формировать умение соотносить произношение слова и его написание, формировать умение наблюдать над словами, формулировать учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдений, сотрудничать.
  • Развивать речь, логическое мышление, воображение, внимание, познавательную активность, навыки взаимодействия и взаимопомощи в группе при решении общих задач.
  • Воспитывать культуру отношений, интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, орфографические словари, карточки с вопросами по теме урока для работы в группах, разрезные карточки для работы в группах, фломастеры и чистые листы для изображения модели слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель:

Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Я дарю вам свою улыбку,
А вы поделитесь улыбками друг с другом.

2. Минутка чистописания.

Нам доске записаны слова:

П...льто, учит...ль, в…р…бьи, т…традь

Учитель: Посмотрите на слова. Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в каждом из этих слов и не обозначает звука. (Ь)

- Ь мы напишем с другими буквами. Первая из них является безударной гласной в словах учитель и тетрадь. (Е)

- Вторая буква имеется в слове воробьи и образует третий слог (Я). Назовите безударную гласную.

- Третья буква находится в слове пальто. Она обозначает непарный звонкий согласный. (Л). Назовите безударный гласный.

На доске по очереди открывается запись ЬЕ ЬИ ЛЬ

- Запишите сочетания букв в тетради, соблюдая наклон и расстояние между буквами. Подчерните сочетание, которое вы считаете, написано лучше всех остальных.

3. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Не подсказала ли вам минутка чистописания, о чём будет тема урока?

(Будет связана с правописанием мягкого знака).

- Верно. Но с каким ь мы скажем позже. Это будет новая тема урока, новая для нас задача.

4. Словарно-орфографическая работа.

Учитель: Что общего вы заметили в словах П...льто, учит...ль, в…р…бьи, т…традь? (имена существительные, пишутся с мягким знаком, слова с непроверяемой безударной гласной).

- Познакомимся с новым словом из словаря.

Приложение 1

- Прочитаете новое слово, если найдёте прямоугольник с его первой буквой и установите последовательность соединения остальных букв. Прямоугольник – пропущенная безударная гласная. (КОРАБЛЬ).

- Каким образом вы это осуществили? (Начали с прямоугольника, который начерчен ярче. Он самый маленький. Далее искали более высокие прямоугольники).

- Найдите слово корабль в орфографическом словаре. Какая безударная гласная пишется в этом слове? На что ещё нужно обратить внимание при написании этого слова? (На конце слова пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласного).

- Что такое корабль? (Транспорт для перевозки грузов и людей).

- А где можно узнать, что слово корабль означает? (Спросить у родителей, прочитать в толковом словаре, посмотреть в Интернете).

- Ученик … нашёл в Интернете происхождение этого слова. (Задание выполнялось дома).

Приложение 2

Ученик рассказывает о происхождении слова корабль.

- Запишем слово корабль в тетрадь.

Физкультминутка на внимание.

5. Изучение нового материала. «Открытие» нового знания.

Учитель: Вы сказали, что слова П...льто, учит...ль, в…р…бьи, т…традь пишутся с мягким знаком.

- Найдите «лишнее» слово. (Слово воробьи, в нём пишется разделительный ь).

- Почему? Об употреблении разделительного мягкого знака мы и будем сегодня говорить. Наша задача узнать, когда он пишется в словах. Можно прочитать об этом в учебнике, спросить у педагогов или самим провести исследование. Как мы поступим? (Сами проведём исследование).

Работа в группах.

Учитель: Прочитайте слова на карточках, понаблюдайте над словами и ответьте на вопросы.

Карточка.

Воробьи,
Здоровье,
Семья.
Жильё,
Вьюга

Вопросы:

  • После каких букв пишется разделительный ь?
  • Пред какими буквами пишется разделительный ь? Перечисли.
  • Сливается ли согласный с гласным?
  • Какой звук ещё слышится между согласным и гласным?
  • Изобразите модель этих слов.

Проверка задания.

Модели вывешиваются на доску.

- Дайте точную формулировку правила. Когда пишется разделительный мягкий знак?

- Правы ли мы были?

Приложение 3

Давайте сверим с правилом, данным в учебнике. (Чтение правила в учебнике).

Составление алгоритма.

Учитель: Но мы должны уметь пользоваться этим правилом на письме.

- Распределим шаги (составим алгоритм) как пользоваться этим правилом.

Поставьте карточки в соответствующей последовательности.

Работа в группах.

Разрезные карточки

Произнеси слово.

Послушай: сливается ли согласный с гласным?

Слышится ли перед гласным Е,Ё,И,Ю,Я звук Й ?

Напиши на месте раздела согласного и гласного звуков разделительный ь

Проверка задания.

Приложение 4

Физкультминутка.

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека.
На кораблике четыре
Очень смелых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты.
И страшны им только кошки
Только кошки да коты.

6. Закрепление знаний по теме.

Орфографический диктант – игра «Да» или «Нет».

Учитель: Мы побывали в роли исследователей. Сами открыли знания о написании разделительного ь. Можно отправляться в большое плавание. Побываем в роли штурманов. Посмотрим, кто из нас проведёт корабль, не наскочив на мель.

Если вы согласны с моим утверждением, то в тетради пишете «Да», если не согласны, пишете «Нет»

- Я утверждаю, что гласная, стоящая после разделительного ь имеет два звука. (Да)

- Я утверждаю, что разделительный ь пишется перед гласными е,ё, ю, я, и, о (Нет)

- Я утверждаю, что в слове ручьи пишется разделительный ь. (Да)

- Я утверждаю, что в слове лисья не надо писать разделительный ь. (Нет)

- Я утверждаю, что к слову заяц можно подобрать однокоренное имя прилагательное с разделительным ь. (Да)

Проверка задания в парах

Приложение 5

Работа с пословицей.

Учитель: Прочитайте слова.

Большой, корабль, плаванье

- Назовите орфограммы.

- Предложите для учащихся задания, опираясь на тему урока.

(Распределить на группы, в каждый столбик написать ещё по одному слову, составить предложение и т.д).

-Выполнение предложенных детьми заданий.(распределение на группы, …)

- Вспомните пословицу, где встречаются эти слова. (Большому кораблю – большое плаванье)

- Объясните смысл (Человеку с хорошими способностями надо дать больше возможности , чтобы он смог достигнуть больших успехов).

Запишите по памяти пословицу.

7. Домашнее задание

Учитель: Творческое задание. Каждому ученику дана карточка с опорными словами (с разделительным ь) на определённую тему. Написать мини-сочинение по опорным словам.

8. Итог урока.

- Какую учебную задачу ставили?

- Как это узнавали?

- Оцените свою работу, прочно ли вы усвоили тему. Поставьте в тетради знак

+ - уверен в своих силах.

- - не разобрался в теме

= - понял, но не всё.

- Продолжите фразу: «Мне сегодня на уроке было….»

Презентация